-Цитатник

Без заголовка - (0)

Монах-миссионер хочет привлечь молодежь в храмы через онлайн-игру Москва. 1 сентября. ИНТЕРФА...

Без заголовка - (0)

Российские дореволюционные издания по истории из Google Books Помещаю сообщение diesell из ЖЖ...

I-Dozer: виртуальный кайф - (0)

Цифровые наркотики http://www.europoster.ru/pic/B013OGN0329.jpg Все мы знаем, что музыка ...

Без заголовка - (0)

Новые "смертные" грехи Впервые за полторы тысячи лет Ватикан обновил список "смертных" грехо...

Современная католическая догматика - (0)

Cлухи об изменении догматики у католиков все-таки сильно преувеличены. Уточнение к посту www....

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Парамонова пустынь
Парамонова пустынь
16:43 24.06.2009
Фотографий: 8
Посмотреть все фотографии серии Сакральные и удивительные места Ростова
Сакральные и удивительные места Ростова
16:30 24.06.2009
Фотографий: 19

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Isolophey

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 396


Византийский Восток (продолжение)

Пятница, 19 Июня 2009 г. 12:05 + в цитатник

 

3. Византийский город, его инфраструктура и учреждения.
<Административные деления >
    Описывая места жительства византийцев (города, предместья и села), организацию быта и за­нятия жителей, необходимо заметить, что византийский город в VI и в начале VII вв. все еще сохранял инфра­структуру и институты, унаследованные от поздней античности и эллинизма. По мнению А. П. Рудакова, городскую «культуру эллинизма и его последней преемницы - Византии», с полным правом можно охарактеризовать «как культуру комплекса полисов, объединен­ных принудительной политической связью, которая, так или иначе, облегчала культурный обмен и синкретизм и между отдельными полисами, и между целыми областями в разме­рах, невозможных до этого объединения»[1]. Конечно же, византийские города значительно различались между собой как по размерам, так и значимости для экономики империи, ведь «помимо обычных πολιες, помимо крупных столичных центров, или μεγαλοπολιες, т. е. Константинополя, Александрии, Антиохии и Солуни», агиография ука­зывает и на «особые виды более мелких городов, тянувшихся к соседнему главному горо­ду. Таковы πολιχναι, своего рода уездные городки, или καστρα- старинные укрепленные пункты, развившиеся до размеров городских поселков»[2].
< Архитектура >
    В плане архитектуры, города, число которых доходило до тысячи «продолжали со­хранять античную планировку. Перпендикулярно-осевая («шахматная») сетка жилых кварталов, несколько площадей-форумов, построенных в римском стиле и соединенных магистралями улиц, обильно украшенных портиками и античными статуями, - все это бы­ло характерно для городов греческого Востока»[3].
<Повседневная жизнь византийских полисов и ее представители>
    О том, насколько насыщенной и напряженной была жизнь византийских городов свидетельствует житие св. Григория Богослова, в котором автор говорит о том, что святитель «утомленный городской суетой, решил оставить города с их площадями, театрами, софистами, магистратами, судьями и тяжущимися, риторами и ворами, купцами и трак­тирщиками, богачами и беднотою; оставить всю городскую жизнь с ее роскошью и сла­вою, с ее пышными одеждами, золотыми и серебряными сосудами, с ее палатами, разук­рашенными живописью или обложенными мраморами или драгоценными камнями»[4]. Обратившись к нашим источникам, мы обнаружим массу примеров, подтверждаю­щих описанную автором жития картину городской жизни. На страницах «Луга» и «Поучений» аввы Дорофея нам встречаются софисты[5], схоласты[6], придворный схоларий[7], знатная патрицианка[8], представительни­ца сенаторского рода[9]. Воины [10], купцы [11], комедиан­ты[12], врачи[13], поденщики[14], разбойники [15] и блудницы [16]. Таким образом, здесь представлен самый широкий соци­альный спектр, от представителей византийской знати, до социального дна, разбойников, узников и блудниц.
4. Социальные группы населения городов, условия жизни и быта.
<Народные партии  δημοται>
    Среди населения городов в этот период еще прослеживаются «следы старинного деления на «димы». На это указывают и те обозначения городской толпы словами δημιο и δημοται(а также) распадение городского населения на цирковые партии «димы», кото­рое наблюдается во всех значительных городах Византии»[17]. Законода­телем моды на «димы» был Константинополь, где, особенно в шестом веке цирковые партии ипподрома служили своего рода социальным регулятором и рупором обществен­ного мнения. Известно, что эти партии, представленные димами венетов (т. е. голубых) и прасинов (т. е. зеленых), располагаясь на ипподроме, соответственно, по правую и по ле­вую сторону от императора представляли собой реальные политические силы, с мнением которых приходилось считаться[18]. От столицы старались не отставать и провинци­альные центры, и даже города, вроде сирийской Апамеии, о которой нам известно из рас­сказа аввы Маркелла[19]. Этот рассказ примечателен тем, что авва приводит пример некоего наездника Филерема, который был побежден в состязании и не получил пальмы первенства и был освистан людьми своей партии. Образное описание противостояния двух враждебных партий мы находим и у аввы Феодосия, где одни были представлены в белых одеждах, а другие «были черны как эфиопы»[20]. На основе этих данных можно сделать вывод о значении «димов» для жизни византийских городов и их повсеместном распространении.
<Театральные представления>
    Необходимо также упомянуть и о театральных представлениях и комедиантах, вы­ступавших на потребу невзыскательной публики. О том, что эти представления носили отчасти глумливый характер, можно сделать вывод из рассказа о «чуде Пресвятой Бого­родицы над Гаианом комедиантом». Этот комедиант, живущий в одном из городов ливан­ской Финикии, «понося Пресв. Богородицу, представлял Ее на театре»[21]. Судя по всему, подобные выступления пользовались успехом у городской черни и приносили медиантам неплохой доход, о чем свидетельствует история комедианта из Тарса киликийского, по имени Вавила, который мог себе позволить содержание двух наложниц[22].
<Социокультурная политика городских властей>
    Но не только театральные представления, ристалища и увеселения были характерной чертой византийских го­родов, власти также заботились и о здоровье горожан, руководствуясь позднеантичной традицией, опиравшейся в свою очередь, на конституцию Антонина Пия (138-161) о го­родах Азии, распространенной впоследствии на все восточные города. Эта конституция предписывала наличие в каждом городе провинции, в зависимости от его величины, обя­зательное наличие от 5 до 10 муниципальных врачей, освобожденных от несения общест­венных повинностей и получавших жалование от города[23]. Таких врачей мы встре­чаем в рассказе аввы Иоанна[24], или в рассказе аввы Иоанна евнуха, причем послед­ний примечателен тем, что врач обслуживает болящих не только в городе, но и по при­глашению настоятеля киновии, посещает больного в монастыре[25]. Признанным центром медицинского образования, в это время являлась Александрия, и именно, как говорит Рудаков: «сюда стремились молодые люди, желавшие усовершенствоваться во врачебном искусстве, и получение врачом образования в Александрии являлось для него лучшей рекомендацией»[26].
    О распространении грамотности, в это время, можно судить по тем данным, кото­рые свидетельствуют о том, что большинство монахов, упоминаемых в Луге духовном, умели писать и читать, да и во многих кельях находились книги. Чтец Зоил, почивший в монастыре аввы Палладия, даже зарабатывал на жизнь переписыванием книг[27]. Схоластик Косьма, не только имел большую библиотеку, у себя дома, в Александрии, но и часто составлял полемические сочинения против иудеев[28]. Авва Дорофей свиде­тельствует о своей светской образованности и той пользе, которую он почерпнул из про­цесса обучения[29].
    Однако в отличие от развитой системы здравоохранения, унаследованной, как уже указывалось от античной традиции, система благотворительных учреждений являлась, по словам А. П. Рудакова «продуктом новой христианской религии». Так как все эти бога­дельни, странноприимницы, приюты, больницы и воспитательные дома, - «были в огром­ном большинстве церковного происхождения и являлись великим вкладом православной церкви в окружающую муниципальную культуру»[30]. Так, в Луге духовном, о странноприимнице, располагавшейся в Александрии, близ острова Фароса, упоминается в рас­сказе аввы Феодора[31]. О больнице в Иерихоне, мы находим свидетельство в рассказе аввы Полихрония[32], а в житии старца Авксанона упоминается патриаршая больница в Иерусалиме. Надо заме­тить, что необходимость подобного рода заведений всегда остро ощущалась, так как по­мимо социальных зол, в империи часто случались губительные эпидемии, уносившие множество жизней. Так, о моровой язве в Кесарии, свирепой и опустошительной, сообща­ется в рассказе схоластика Прокопия и аввы Киприана[33].
    Жители городов занимались преимущественно ремесленным производством и тор­говлей, причем порой добиваясь высокого социального статуса. Примером этого может служить история двух братьев - сирийцев, живущих в столице и принадлежавших к кор­порации серебрянников (αργυροπραται)[34]. Только они имели право торговать золо­том, серебром и драгоценными камнями, причем их лавки должны были располагаться не в частных домах, но на главной улице Константинополя - Месе, и на них же возлагалась функция контроля, за незаконным оборотом золота и серебра[35]. Кроме этого, они могли обменивать драгоценности на деньги и в провинциальных городах совмещали заня­тие ювелира и менялы. Такой меняла предстает перед нами в повествовании Марии «о верной жене, дивною мудростью, обратившей к вере мужа язычника». К нему обращается хозяин драгоценного камня, не знающий его подлинной ценности, и нет ничего удиви­тельного в том, что меняла пытается обмануть незадачливого продавца[36]. Но в ос­новном, в наших источниках, мы встречаем людей, не преуспевших в своем деле. Это ослепший стекольщик в александрийском Тетрапиле[37], или разорившиеся купцы[38]. Вообще, надо заметить, что при развитии морских коммуникаций, о чем свиде­тельствует рассказ аввы Палладия[39] и морской торговли, для чего строились суда до­вольно внушительного водоизмещения (в рассказе старцев монастыря аввы Феодосия -около тридцати тысяч модиев, а в рассказе Афанасия антиохийского и того больше, - пятьдесят тысяч)[40], купцы подвергались постоянному риску попасть в корабле­крушение и потерять не только все свое имущество, но и свободу, как в рассказе аввы Евстафия, или аввы Евсевия[41].
    Одним из основных источников, дохода в портовых городах, являлся сбор пошлин, для чего и устраивалась таможня, наподобие той, которую мы встречаем в Тире финикий­ском, где сборщиком пошлин служит некий Мосх, кстати сказать, человек не бедный, имеющий при себе, в качестве карманных денег не менее пяти фунтов золота[42].
    Вообще, горожане, сколько ни будь состоятельные, стремились заработать и рос­товщичеством, отдавая свои деньги в рост, вроде мужа и жены, жителей Низибии, имевших пятьдесят милиарисиев. Попытка подзаработать была продиктована чисто праг­матическими соображениями. «Отдадим эти деньги в рост, чтобы иметь на них хотя не­большую прибыль. А то, тратя одну за другою по мелочам, издержим все»[43]. Бед­нейшие горожане пытались заработать, нанимаясь на общественные работы, и их пищевой рацион был довольно скудным и включал в себя грубый хлеб, бобы, чечевицу и горох. Иногда ее удавалось раз­нообразить вином и небольшим количеством рыбы, на что тратились практически все деньги[44]. Еще труднее была жизнь поденщиков в селах, которые могли вообще ни­чего не получать за свой труд, как Феодор мирянин, в рассказе Иоанна. На просьбу старцев рассказать о себе, чего-нибудь, Феодор говорит буквально следующее, «вот уже двадцать два года, как солнце никогда не видало меня за едой, кроме субботних и вос­кресных дней. Я живу работником в селе у одного богатого, но несправедливого человека. Прожил я у него пятнадцать лет, работая день и ночь. Он не хочет отдавать мне платы и ежегодно не мало обижает меня»[45].
    Но и те трудности, которые выпадали на долю разорившихся купцов, калек и по­денщиков, страдавших от несправедливости своих нанимателей, не шли ни в какое срав­нение с участью несчастных женщин, вынужденных из-за нищеты торговать своим телом. А. П. Рудаков замечает по поводу этого: «… чтение агиографии создает впечатление необычайной рас­пространенности проституции во всех, византийских городах, а особенно в восточных, си­рийских и египетских. Чувствуется, что перед нами вскрывается настоящая язва, которая сопровождала эту старую, утонченную и вырождающуюся культуру, с ее пониженным моральным чувством, хотя порою и с экзальтированными порывами раскаяния, доходяще­го до аскетизма, столь типично засвидетельствованными агиографией в образах раскаяв­шихся блудниц, ставших потом святыми...»[46]. Действительно, не приходится спо­рить с тем, что этот порок был чрезвычайно распространен, о чем свидетельствует кос­венное указание аввы Дорофея, который, еще в начале своего монашеского делания, готов был увидеть в первой встречной женщине блудницу /9/. Наши источники, неоднократно сообщая о падших женщинах, приводят практически одни и те же причины их падения. И эти причины - нищета и голод. Именно голод толкает сарацинку на блуд в келье аввы Сизиния, нищета и несчастье разорения вынудили добропорядочную женщину, ко всему прочему, желавшею спасти от долговой тюрьмы мужа, заняться этим скверным ре­меслом. Девица, из рассказа аввы Феония, осиротев и впав в нищету начала вести распутную жизнь, о чем потом горько сожалела и каялась[47]. В одном из своих поучений авва Дорофей приводит некогда слышанную им ис­торию о корабле с невольниками, пришедшим в некий город и разной судьбе двух юных невольниц, одна из которых была куплена добродетельной госпожой, желавшей воспитать ее в целомудрии и чистоте. Другая же была куплена блудницей, и та сделала несчастную «орудием диавола»[48]. Эта история примечательна тем, что, осуждая сам по­рок, авва все же находит слова оправдания для жертвы греха, и свидетельствует об еще одном, весьма распространенном зле - работорговле.


[1] Рудаков, 1997. – С. 87.
[2] Рудаков, 1997. – С. 88.
[3] КВ, 1984. – С. 632.
[4] Рудаков, 1997. – С. 89.
[5] Тот же св. Софроний был софистом. Иоанн Мосх. Луг, 69.
[6] Например схоластик Комьма. Иоанн Мосх. Луг, 172. Схоластик Прокопий порфиреонит. Иоанн Мосх. Луг, 131.
[7] Иоанн Мосх. Луг, 25.
[8] Иоанн Мосх. Луг, 48.
[9] Иоанн Мосх. Луг, 206.
[10] Иоанн Мосх. Луг, 20, 23, 49, 73.
[11] Иоанн Мосх. Луг, 75
[12] Иоанн Мосх. Луг, 32, 47.
[13] Иоанн Мосх. Луг, 65.
[14] Иоанн Мосх. Луг, 154, 183.
[15] Иоанн Мосх. Луг, 78.
[16] Иоанн Мосх. Луг, 31, 136, 207.
[17] Рудаков, 1997. – С. 91.
[18] Чекалова, 1997. – С. 146.
[19] Иоанн Мосх. Луг, 152.
[20] Иоанн Мосх. Луг, 66.
[21] Иоанн Мосх. Луг, 47.
[22] Иоанн Мосх. Луг, 32.
[23] Рудаков, 1997. – С. 104.
[24] Иоанн Мосх. Луг, 65.
[25] Иоанн Мосх. Луг, 184 (2).
[26] Рудаков, 1997. – С. 105.
[27] Иоанн Мосх. Луг, 171.
[28] Иоанн Мосх. Луг, 172.
[29] Дорофей. Поучения. – И.П.
[30] Рудаков, 1997. – С. 106.
[31] Иоанн Мосх. Луг, 106.
[32] Иоанн Мосх. Луг, 5.
[33] Иоанн Мосх. Луг, 131.
[34] Иоанн Мосх. Луг, 188.
[35] Успенский, 1996. – С. 163.
[36] Иоанн Мосх. Луг, 185.
[37] Иоанн Мосх. Луг, 77.
[38] Иоанн Мосх. Луг, 186, 189.
[39] Иоанн Мосх. Луг, 76.
[40] Иоанн Мосх. Луг, 83, 190.
[41] Иоанн Мосх. Луг, 186, 189.
[42] Иоанн Мосх. Луг, 186.
[43] Иоанн Мосх. Луг, 185.
[44] Иоанн Мосх. Луг, 37, 185; КВ, 1984. – С. 641.
[45] Иоанн Мосх. Луг, 154.
[46] Рудаков, 1994. – С. 114.
[47] Иоанн Мосх. Луг, 136, 186, 207.
[48] Дорофей. Поучения.
Рубрики:  Богословские и исторические наброски
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку