-Цитатник

Без заголовка - (0)

Монах-миссионер хочет привлечь молодежь в храмы через онлайн-игру Москва. 1 сентября. ИНТЕРФА...

Без заголовка - (0)

Российские дореволюционные издания по истории из Google Books Помещаю сообщение diesell из ЖЖ...

I-Dozer: виртуальный кайф - (0)

Цифровые наркотики http://www.europoster.ru/pic/B013OGN0329.jpg Все мы знаем, что музыка ...

Без заголовка - (0)

Новые "смертные" грехи Впервые за полторы тысячи лет Ватикан обновил список "смертных" грехо...

Современная католическая догматика - (0)

Cлухи об изменении догматики у католиков все-таки сильно преувеличены. Уточнение к посту www....

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Парамонова пустынь
Парамонова пустынь
16:43 24.06.2009
Фотографий: 8
Посмотреть все фотографии серии Сакральные и удивительные места Ростова
Сакральные и удивительные места Ростова
16:30 24.06.2009
Фотографий: 19

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Isolophey

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 396


Могография Федченкова об Иринее (продолжение)

Суббота, 13 Июня 2009 г. 02:00 + в цитатник

 

Наконец, заключая первую часть, Федченков, касается обстоятельств кончины святого отца (С. 321 – 328). Греко-Российская (память 23 авг. ст.ст.) и Римо-Католическая (28 июня) Церкви ублажают Иринея как священномученика. Мученичество св. Иринея должно относить в последующие за 192 г., и не как не ранее. О мученической кончине св. Иринея свидетельствует Предание Церкви (о мученичестве Иринея упоминают Иероним, Григорий Турский и др.). Хотя некоторые ученные пытались сомневаться в правдивости предания о мученичестве Иринея, что Федченков считает безосновательным. С преданием нужно считаться, - говорит Федченков, - «Предание всегда живет в Церкви. Оно может несколько изменяться в форме, получать наслоения; но нельзя предположить, чтобы в нем был искажен самый существенный факт, или – что еще сильнее – будто факта этого никогда не было» (С. 326). Наиболее вероятная дата мученической кончины св. Иринея – 202 г.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
    Вторая часть труда С.А. Федченкова начинается с введения, где говорится о свидетельстве древних о литературной деятельности св. Иринея и о рукописных кодексах и изданиях трудов св. отца.
    Из древних, обнаруживают знакомство с сочинениями св. Иринея:
1) Климент Александрийский (соч. «О Пасхе» у Евсевия ЦИ. VI, 13,9); 2) Ипполит Римский (вероятный автор «Малого лабиринта»; см. ЦИ. V, 28,5), кроме того, Ипполит пользуется «Против ересей» Иринея в своих трудах: «Синтагма», «Философумены», «О Христе и антихристе»; 3) Тертуллиан в соч. «Против валентиниан» (Cap. 5); 4) Киприан Карфагенский (Письмо к Помпею, без упоминания имени и источника); 5) Евсевий Кесарийский (в «Церковной истории» дает полный очерк о литературной деятельности св. Иринея); 6) Василий Великий цит. выдержки из ПЕ Иринея в своей книге «О Святом Духе» (гл. 29); 7) Кирилл Иерусалимский (Оглас. бес. Бес. 16); 8) Ефрем Сирин (О добродетели, 8; без упоминания источника); 9) Епифаний Кипрский (в своем «Панарионе» обширнейшие выдержки из 1-ой книги и др.); 10) Иероним в каталоге повторяет сказанное Евсевием (при этом путая), в «Комментариях на Исаию» цит. из ПЕ; 11) Августин («Против Юлиана-пелагианина»); 12) Феодорит Кирский (подробные выписки их трудов Иринея); Кроме этих писателей труды Иринея цитируют: 13) Прокопий Газский; 14) Андрей Кесарийский; 15) Максим Исповедник и др.; 16) Большое количество цитат из трудов Иринея сохранилось в Sacra Parallela, приписываемого прп. Иоанну Дамаскину; 17) Фотий (в «Библиотеке» Cod. 120). Наконец – в «Катенах» сохранилось множество экзегетических фрагментов с именем Иринея (С. 329 – 338).
Затем Федченков переходит к обзору рукописного наследия Иринея (С. 339 – 349). Этот параграф мы опускаем в виду того, что данные Федченкова, на сегодняшний день, устарели (он учитывает, имеющиеся в его время, рук. на лат. яз., и открытые в его время рук. на арм. яз.). Первое изд. творений Иринея предпринял Дезидерий Эразм в 1526 г. (выдержало несколько переизданий). В 1570, в Женеве, появилось изд. кальвиниста Галлазия. К лат. тексту Галлазий добавил греч. фрагм. из Епифания. В 1571, в Базеле издает труды Иринея кальвинист Гриней, а в 1596 выходит изд. францисканца Фейарденция (перепеч. в 1639). Другие изд. сочинений Иринея Лионского выходили в 1702 г. (Эрнест Грабе), в 1710 (Ренат Массюет, оно перешло в «Патрологию» Миня (1857 г. Т.8), с нее же сделан рус. пер. прот. Преображенским (1871 г., 19002), в 1848 – 1853 вышло изд. Адольфа Штирена, через четыре года – англ. ученого В. Гарвея, в 1907 г. изд. труды Иринея итальянск. ученный Убальдо Мануччи, в Риме. В 1907 г. появилось изд. арм. пер. «Доказательства» (рус. пер. с нем. Н. Сагарда в 1907 г.), а в 1910 арм. пер. IV и V книг ПЕ (рус. пер. нет).
[ГЛАВА ПЕРВАЯ] После обстоятельного предуведомления, автор переходит к обзору главного труда св. Иринея «Обличение и опровержение лжеименного знания» («против ересей») (С. 350 – 494). Свой труд св. Ириней составил по просьбе друга (о нем ничего неизвестно), как пособие в борьбе с ересями (С. 354). Сочинение Иринея писалось в несколько заходов (пять книг выходили с некоторым промежутком с 180 (скорее всего с 185) – по 189 гг.). Написан ПЕ в Галлии – в Лионе (С. 361).
    Затем, Федченков, делает обзор содержания всех пяти книг ПЕ (С. 365 – 421). После чего переходит к анализу главного произведения свт. Иринея. В полемике с гностиками Ириней действует методом изложения и опровержения. В 1 и 2 книгах ПЕ опровержение идет путем разума и логики, таким образом, Ириней доводит теории и аргументы своих противников до полного абсурда. В книгах 3, 4, 5 главенствующее значение при опровержении мнений еретиков имеют доказательства из Священнного Писания. В основе цитируемого им Ветхого Завета лежит перевод LXX, а Нового – кодекс, лежащий в основе нынешнего кодекса Безы (D). При толковании Священного Писания св. Ириней использует как буквально-исторический, так и аллегорический методы. Главным критерием истины служит для Иринея Священное Предание Церкви, на которое он так часто ссылается, как на надежнейший источник вероучения Церкви. В труде св. отца можно встретить цитаты из трудов отцов Церкви живших ранее Иринея: свв. Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Иустина Философа, Папия Иерапольского, из книги «Пастырь» Ерма. В основе произведения ПЕ лежит личный опыт полемики св. Иринея с еретиками, но также он пользовался и трудами своих предшественников, в частности св. Иустина («Синтагма», «Против Маркиона»). Федченков посвящает подробный очерк вопросу о степени и характере заимствования св. Иринеем данных у св. Иустина, излагая мнения Гарнака и Липсия (С. 425 – 463), автор не соглашается с мнением Липсия и Гарнака о заимствовании материала из Иустина и считает труд Иринея по большей части независим от Иустина и самостоятелен (С. 462).
    Затем, Федченков касается вопроса о времени появления латинского перевода ПЕ. Разбирая мнения ученных на этот счет.[1] Многих ученных соблазнял тот факт, что уже Тертуллиан цитирует на лат. ПЕ, из этого делали вывод, что Тертуллиан имел под руками и использовал лат. пер. ПЕ. Но оказалось, и это доказали другие ученные (Иордан), что Тертуллиан имел под руками греч. текст ПЕ и, прекрасно владея как лат., так и греч. языком, переводил самостоятельно с греч. подлинника (С. 471 – 472). Не существовал лат. пер. и во времена свт. Киприана. Более или менее вероятная дата появления лат. пер. творения св. Иринея – кон. IV века – Северная Африка. Лат. пер. ПЕ, несомненно, существовал во времена блаж. Августина. В Риме, даже и во времена папы Григория Двоеслова не имели лат. перевод творений Иринея. Об этом есть документированное известие. Эферий, еп. Лионский писал в письме к свт. Григорию Великому (Двоеслову), что хотел бы иметь у себя биографию и творения св. Иринея (лат. пер.), на что получил ответ от Григория, что в Риме не смогли найти этого (С. 481). Это относится ко нач. VIII века.
    Далее, Федченков, говорит о греч. подлиннике ПЕ в новое время, этот параграф мы опускаем.
    Подлинность Иринеевского труда – Против ересей – не подвергали сомнению ни древние, ни новейшие ученные. Лишь во втор. пол. XVIII века подлинность ПЕ подвергнул сомнению И.С. Землер, издатель творений Тертуллиана. Он признал ПЕ подлогом появившимся не ранее конца III и начала IV в. Но против такой гипотезы выступил первым Х. Ф. Вальхий, который и поколебал итак шаткую гипотезу Землера (С. 486 – 487).
    Труд св. Иринея пользовался большим уважением в последующей традиции. Писатели-ересиологи пользовались ПЕ, как главным пособием, почерпая различные данные (С. 492). Труд Иринея сохранил свое значение и до настоящего времени. Прежде всего в качестве документа по истории гностицизма. Весьма интересен он и в богословском отношении, «как первый опыт системы церковного мировоззрения, созданный почти на заре христианства» (С. 494).
[ГЛАВА ВТОРАЯ] Эта глава (С. 495 – 521) посвящена обозрению другого памятника свт. Иринея - Доказательства апостольской проповеди. Первым об этом сочинении упоминает Евсевий (Церк. истор. 5, 26), Иероним и Руфин повторяют это свидетельство Евсевия. И это все, что наука знала об этом памятнике до 1907 года, т.к. до этого времени само сочинение считалось утерянным. В декабре 1904 г. архимандриту Карапету Мкртчяну удалось обнаружить полный текст этого памятника, на армянском языке, в одном арм. кодексе, в котором помимо самого «Доказательства» были еще IV и V книги ПЕ. Через год архим. Карапетом, при помощи Эрв. Минасьянца был осуществлен перевод «Доказательства» на нем. язык. Перевод был представлен А. Гарнаку (который разделил памятник на 100 глав), а последним Финку. В 1907 г. ученный мир получил первое изд. «Доказательства» (арм. – нем. параллельный перевод), с предисловием Гарнака и Мкртчяна. В этом же году Н. Сагарда сделал пер. «Доказательства» на рус. яз. (с нем.). Рукопись, содержащая «Доказательство», была отнесена Мкртчяном к XIII веку. Исследование этого памятника, проведенное Виттеном показало, что арм. текст рук. сохранился плохо и, что текст рук., по крайней мере, является третьим списком с первоначального текста, гораздо позднего времени, чем XIII-го века, как считал Мкртчян (С. 497). Время арм. перевода определяется ученными неодинаково, но в общем все согласны, что он появился ок. VI века (Конибир и Виттен считали возможным даже V в.). С какого текста был сделан перевод «Доказательства» не был решен ученными, одни склонялись, что с сирийского, другие считали, что с греческого (С. 499). Судя по всему, «Доказательство» было написано Иринеем в 90-х гг. II столетия (С. 506).
    После краткого введения в проблематику связанную с историей текста «Доказательства», Федченков, переходит к изложению этого труда (С. 506 – 518). Краткий анализ содержания показывает, что «Доказательство» является нечто вреде «огласительного слова». Этот «новонайденный» памятник был признан подлинным произведением св. Иринея ученными всех стран: Гарнак, Бонвеч, Кунце – Германия; Конибир, Гаррис – Англия; Виттен – Голландия; Мануччи – Италия; Сагарда – Россия. Значение «Доказательсва» состоит в том, что оно в сжатой, краткой и систематичной форме излагает основные положения христианской веры. Это – огласительное слово. «Здесь, - пишет С. Федченков, - ясно, просто, кратко излагаются основные пункты христианской догматики: о Боге, Лицах Св. Троицы, о Христе, Его искупительном подвиге, о человеке, о Ветхом и Новом Заветах. Кратко передается вся история человечества, начиная с Адама» (С. 521). Все положения подкреплены текстами Св. Писания. Это сочинение будет полезно всякому начинающему христианину (С. 521).
[ГЛАВА ТРЕТЬЯ] Третья глава второй части посвящена обозрению фрагментов сочинений св. Иринея (С. 522 – 563). Мы не будем останавливаться подробно на всех, а остановимся лишь на некоторых. Фрагменты с № 1 по № 13 не представляют, что либо неизвестное для читателя сочинений Иринея, т.к. все эти фрагменты есть в рус. пер. его творений. Интерес представляют фрагм. №№ 14 («Слово против Саторнина»), 15 («Слово против Коларбоса (= Колорваса)») и 16 («Слово о домосторительстве Спасителя»). Эти фрагменты были открыты в 1911 году, ученным епископом Карапетом Тер-Мкртчаном, в составе сочинения армянского богослова VII века Иоанна Майрогомского «Печать веры». В этом отрывке говорится о гностиках маркионитах, николаитах, валентинианах, евионитах и их учениям противополагается правило веры. Излагается кратким образом библейская антропология (падение человека, искупление и проч.). Некоторые мысли фрагмента перекликаются с ПЕ, однако говорить о том, что этот фрагмент компиляция из ПЕ, по мнению Федченкого, не следует.[2] Возможно это часть какой-то проповеди. Ни Евсевий, ни иероним не знают отдельного сочинения Иринея против Саторнина, поэтому этот фрагмент, являющийся частью проповеди, входил в состав книги «Разных проповедей», о которой упоминают Евсевий и Иероним (С. 552). Следующий фрагмент взят из того же самого сочинения арм. писателя Иоанна Майрогомского, полное название фрагм. в сочинении значится так: «Из слова против Коларбоса и единомышленников его, которые (говорят, что) Христос по несовершенству и под влиянием страданий скорбел и ужасался». В этом фрагменте идет речь о соединении в личности Спасителя двух естеств. Утверждается, что Един есть Христос, Бог и человек, в Нем не два лица, но одно, Един и Тот же Сын Божий и Сын Марии и проч. Этот фрагмент, как и предыдущий, следует отнести в состав сборника проповедей Иринея (С. 554). «Слово о домостроительстве Спасителя» так же взят из сочинения Иоанна «Печать веры», фрагмент цитируется с таким названием: «Из речи о домостроительстве Спасителя». Текст фрагмента такой: «Ибо то же самое Слово Божие, как Бог, чрез Духа познания и совершенства явилось, а не чрез Духа неведения и несовершенства. Ибо как могут совмещаться в одном и том же совершенство и недостаток, ведение и неведение, истина и ложь, свет и тьма, сила и бессилие? Эти [качества] уничтожают друг друга, как свет и тьма никогда не могут быть вместе. Но если где есть свет, там нет тьмы. Если сила – нет бессилия; если истина – нет лжи; если полнота – нет недостатка; если знание. то нет неведения; если совершенство, то ни в коем случае не пустота». Часть этого фрагмента (с начала и до слов «эти уничтожают друг друга») имеется в тексте «Слова против Саторнина», часть фрагмента перекликается с ПЕ. Трудно определенно сказать частью чего является этот фрагмент, но если все-таки «Слово о домостроительстве Спасителя» и является цельным и самостоятельным, то очевидно оно представляло из себя проповедь, входившую в упоминаемых нами сборник проповедей Св. Отца.
Затем, Федченков касается вопроса, связанного с фрагментами Пфаффа (С. 556 – 563). Этот ученный (плюс к тому еще и фальсификатор) XVIII-го столетия обнародовал неизвестные четыре фрагмента из Иринеевских творений (в рус. пер. №№ XXXIV – XXXVII). Фрагменты были очень содержательного характера и вызвали всплеск исследований и обширную литературу. В 1900 г. вышло исследование А. Гарнака «Die Pfaff’schen Irenaus Fragmente, als Falschungen Pfaffs nachgewiesen», которая положила конец всем спорам об этих фрагментах и открытии Пфаффа. Гарнак убедительно доказал, что все четыре фрагмента, открытые Х. М. Пфаффом – его собственная фальсификация. Сомнение о подлинности этих фрагментов были выдвинуты еще современниками и коллегами Пфаффа – С. Маффеи и Ф. Леони. Но дело было темным до появления вышеназванной работы Гарнака. На 30-ти страницах своего исследования, Гарнак, еще раз тщательно изучивший фрагменты Пфаффа, доказал, что все эти четыре фрагмента ни в коем случае не могут принадлежать Иринею, а автором их может быть ни кто иной, как сам Пфафф. В доводами Гарнака согласились многие ученные (в том числе и Т. Цан), и вопрос, связанный с этими фрагментами, окончательно разрешился.
На этом Федченков заканчивает свое исследование и переходит к заключению, занимающем две страницы, котором кратко излагает выводы своей диссертации.
    Что можно сказать об этой работе? Бесспорно, она написана грамотным и трудолюбивым ученным и со всевозможной полнотой раскрывает жизнь и литературную деятельность свт. Иринея Лионского, а так же дальнейшей судьбой литературных трудов Св. Отца. Этим работа и ограничивается. Ты не найдешь в ней ни глубоких богословских анализов мировоззрения Иринея, ни изложение его догматической системы и прочего подобного сему. Так как задачей автора было лишь литературно-критическое исследование вопроса, т.е. вопроса связанного с литературной деятельностью Иринея. С этим своим заданием, как может убедиться читатель, г-н Федченков справился довольно искусно. Я бы советовал прочитать эту книгу тебе, возлюбленный и всякому любителю хорошего чтения, всем тем, кому интересно погрузиться в мир древнейшей истории Церкви и ее великих сынов и исповедников.
* * *


[1] В ученном мире мнения о времени появления лат. пер. ПЕ разделились. Так Ф. Фейарденций приписывал его самому Иринею, или одному из его учеников, при непосредственной редактуре Иринея. Другие - Фабриций, Грабе и, особенно, Массюет считали, что пер. был сделан еще до Тертуллиана, т.к. последний по их мнению пользовался пер. труда Иринея. Додвел (еще до Массюета), Хорт, Гарнак считали, что лат. пер. должен был появиться не ранее IV века. Труд разобраться в этом темном вопросе взял на себя проф. Г. Иордан, который пришел к выводу о том, что лат. пер. появился позднее Тертуллиана, во втор. пол. IV века, возможно в Сев. Африке.
[2] Здесь он следует за Иорданом.
Рубрики:  Конспекты: из прочтенного

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку