II.14. <Беседа, говоренная аввой Проклом, когда некии мужи вопросили его о знаках христианина и о Царствии Небесном>
Дошло до нас, чрез записи неких братьев, такой случай: Однажды авва Прокл участвовал в неком диспуте с братьями из, так называемой, «низкой церкви», они же упрекали его в том, что в наших церквах – Восточных – не хватает святости, ибо мы де отошли от первоначальной веры и закоснели в эллинских мудрованиях и лабиринтах метафизики, подобно тому, как Церкви Запада – в формализме и юридизме. И лишь один выход следует из этого – реформирование Церквей Востока и Запада. «Ибо, - говорили они, - христианство призвано сделать нас святыми, ибо веруя в Иисуса, мы искуплены кровию Его, и вера приводит нас ко спасению. А дела же и прочие философские и догматические рассуждение, умножение обрядов и сложность культа лишь затрудняет подлинное общение с Богом». Так говорили они, авва же Прокл, выслушав их внимательно, сказал тогда:
- Действительно, христианство призвано преобразить человека по образу Слова (Христа). Поэтому всякий верующий не грешит, но исполнен святости. Таков объективный взгляд на христианство. Но в нашей жизни присутствует субъективизм, или, так скажем экзистенциальное бытие, психологическое. То, что мы есть - зависит от тех факторов, которые мы себе поставили и которых придерживаемся. Вера лишь налагается на них и преобразует их от степени в степень, или от славы в славу. Христианином не становятся в одночасье и святость не дается даром, но это великий труд - подвиг - всей жизни, ибо Царство Небесное - которое, хотя и существует объективно, ибо оно есть вечный Божий замысел (логос) о нас, но достигается субъективно, ибо оно внутри нас есть, и берется силой, и всякий употребляющий усилие достигает его. Христианство должно преобразить человека, завладеть всем его существом, Христос должен стать смыслом, целью, оком, дыханием, сердцебиением нашей жизни - это есть цель христианина. При этом мы уверенны, что Бог промышляет о тех, кто верует в Него: придите ко Мне все трудящиеся (во спасение) и обремененные (деспотией греха) и Я успокою вас, - так говорит Господь. И еще: Бог желает всем спастись и придти к познанию истины. Из этого мы должны знать, что вера - это первое начало нашего пути к Богу, искренняя вера, не рабская, не наемническая, но сыновняя, всякий верующий Богу не может быть безразличен к Нему, он Его любит и творит дела, которые от него ждет Бог и получает соответствующую награду. Итак, христианин должен жить верою в Спасителя, он должен забыть дом матери и отца, оставить мир и устремиться к небу, и тогда, достигнув божественного гносиса и просвещения, он становиться светочем мира - светильником, солью земли, и тысячи спасаются вокруг него, - Так сказал авва Прокл, и присутствующие стали кивать головой в знак согласия, но Прокл поднял длань, показывая, что речь его еще не закончена и продолжил:
- Человек немощен, ибо он продался греху, страсти владеют всеми нами и никто не бесстрастен, мы слабы и этим пользуется дьявол, который в наших слабостях становиться сильнее. Но как спастись от этого, как достигнуть тихой пристани и сойти на берег из этого бушующего моря житейского, где есть ковчег спасения? Это Церковь, основанная Христом - она есть пред-изображение Царства Небесного на земле, ибо там есть Таинства, которые преображают нас: Крещение, погребающее нас для этого мiра и воскрешающего в Царство Христа, Миропомазание - соделывающее нас царями и священниками и пророками во Христе, Евхаристия - пища Жизни, питающая нас Словом Божиим Живым и Действенным. Дабы и мы – смертные – уподобились Ему – бессмертному, и зделались подобны Ему, как Он будучи вечным Логосом, Сыном Божиим, имея Божеское естество, обнищал ради нас, и вочеловечился, дабы нас обожить. Это вечные Таинства спасения. Именно такая жизнь, где Христос становиться ее центром, а Его Церковь - средством к достижению Его, и может быть единой действенной и спасительной. Христианства нет без Христа, а Христа нет без Церкви, ибо Церковь есть Невеста Его, она есть плоть Его, Он же Глава Ей.
Так говорил авва Прокл, а слушающие его не знали, как отвечать ему, ибо он говорил, как исполненный Духа Истины и лице его светилось святой радостью. <Е.>