<Из второй книги, гл. 9: Где авва Прокл вспоминает о приключившимся с ним и блаж. Анфусой и рассуждает о причине этого злоключения >
II. 9. В прошлый раз упомянули мы о посещении славной Парамоновой пустыни аббата Регина Массилийского, и упоминали о тех бесчинствах, кои производили в пустыни пришедшие горожане. И тогда же мы упомянули вскользь о том, что при ответе аввы Герохда Регину, брат Прокл смутился и покраснел.
И так как память воскресила в нас события давно прошедших дней, то изложим с назидательной целью случай, приключившийся с известным Проклом из Александрии. Ибо с молодости был отдан он в училище божественных словес и многое постиг, разумея Писания и системы философов различных школ. И с юности же проникся любовию к анахоретам, ревнуя их созерцательной жизни. С юности же стремился он покинуть мир. Но, как часто бывает, что злоначальник и средостение спасения нашего - дьявол - люто ненавидит всех любящих Бога и истинных рабов Его, так и Проклу внушил он мысль противную той. И совершив паломничество в ближние пустыни Египта и Палестины, Прокл вернулся с верною мыслию покинуть мир и отправиться на жительство в Парамонову пустынь. И вот, посещая церковное собрание, он был увлечен юношескою любовию к девице, но, боясь искушения и видев ночью ужасный сон - вернее же сказать - демонское наваждение, рисующее ему сладострастные фантомы, бежал он ранним утром и прибыл в Парамонову пустынь, где пал к ногам аввы Парамона, прося взять его в число братии. Так прожил он там 11 лет, преуспевая в философии и богословии, молясь и проводя жизнь безмятежную в содружестве с братией пустыни и блаженными сертрами-отшельницами. Из них же особой известностью пользовалась блаж. Анфуса, бывшая диаконисса из города. Многие браться соблазнялись и бывали увлечены ее красотой, но Прокл не соблазнялся. И, дьявол, видя их дружбу и то, что они как родные брат и сестра, и, неустанно строящий козни святым, сблизил их под видом благочестивого - а по истине - страстнобесчинного - союза. И пали они - как древние Адам и жена его. И познали срам беззаконного союза, ибо позабыв заповедь, предались юношеским утехам, так пробыв не один месяц. Когда же прошла первая страсть, то поняли, что согрешили, будучи помрачены и введены в искушение. И разошлись и плакали долго, оплакивая свои грехи и молясь друг за друга.
И это говорил нам сам Прокл, по прошествии долгого времени. И когда мы вопрошали его о причине падения, ибо знающий Писания и предание учителей, как же не мог распознать козни лукавого. Он же ответствовал нам так: "Если бы наш ум был крепок и не растлен грехом, то мы бы смогли увидеть подлинную красоту мира - в ее первозданности и невинности, и мы были бы далеки от тления, и совершали бы благой бег, но, будучи искушены, наши первозданные прародители пали, передав и нам начаток тления, и предрасположив ко греху. И вот - началоположник зла и вечный наш враг - диавол - нашел проход к нам и тропос замеса в нас лукавых помыслов, ибо бьет он по нашим мыслям, как информация, коя является нарушителем спокойствия невозмутимого ума, или словно маленький камушек, брошенный в воду, создавая расходящиеся круги и мутя ее. Раз возмутив нас, он тревожит нашу память и усыпляет совесть, рисуя красивые фантомы, дабы мы предавались фантазии. И вот бьет он по нам и целится в очи - дабы чисто, представить нечистым, а нечистое чистым, и в уши наши - дабы заглушить глас Бога, своим гипнотизирующим шипением, бьет же и в ноздрие наши, дабы упились мы запахом сладострастия, и касается телес наших, возжигая в них огонь страсти. А когда же добьется своего, пленив наш ум и разжегши плоть сладострастием, то оставляет нас, как бы на заклание и смотрит со стороны, сам лишенный плоти, но плотолюбивый и похотствующий. и когда низвергнет нас, то спешит внушить нам мрачные мысли и тяготеет над нами, как злобный палач, говоря, что мы погибшее и ненужное, и тако стремиться ввести нас в отчаяние."
Братия же слушала рассказ старца со слезами, плакал же и сам он, приговаривая: «Поистине, братия, бегайте женщин, ибо в слабости их сила их, сокрушившая столь многих славных мужей». <Е.>