-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Всегда под рукой

 -Метки

английская живопись английская живопись прерафаэлиты андерсен аудио аудиокнига аудиоспектакль ахматова берн-джонс боттичелли брейгель брюллов веласкес вермеер видео гоген голландская живопись голландская живопись. ян ван эйк да винчи дали декор детектив дюрер живопись иллюстратор импрессионизм импрессионисты интересно испанская живопись история история моды история моды. шляпки итальянская живопись картина кинг кинозал климт книга кошки кранах лейтон леонардо липпи литература личность мадонна мане мата хари миллес модильяни монархи моне моэм муза музыка немецкая живопись пастернак позитив портрет прерафаэлиты радиоспектакль рафаэль ренуар ретрожурналы ретрооткрытки рогир ван дер вейден романовы россетти рубенс русская живопись скорел современная живопись современное соло спектакль ссылки фильм фото французская живопись художник ян ван эйк

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в iskuzi

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 934


Франсуа Клуэ - история в портретах

Среда, 27 Июля 2011 г. 21:40 + в цитатник

Франсуа Клуэ (фр. Franois Clouet, 1515 год, Тур — 22 декабря 1572, Париж) — крупнейший французский художник-портретист эпохи Возрождения при дворе королей Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов.

Особенность портретной галереи Клуэ, помимо высокого мастерства исполнения, еще и в том, что ему часто доводилось рисовать одних и тех же людей по нескольку раз, порой через большие промежутки времени, а люди эти зачастую играли весьма заметную роль в политической и религиозной жизни своего века, так что перед нами буквально - проходит история в своем развитии и видимы те следы, которые время отпечатывало на человеческих лицах.

Конный портрет Франциска I

Верхом на коне с богато украшенной сбруей, облаченный в не менее роскошные доспехи, Франциск I смотрит на нас со слегка мечтательным выражением. Клуэ славился своей острой наблюдательностью и тонкостью в исполнении деталей. С поразительной точностью он передает узор королевского наряда, особенно изображения голов на наколенниках и локтях и фигур на рукавах и груди. Клуэ не только выражает почтение своему властелину, запечатлев его наряд со всей
пышностью, но, поместив лошадь и всадника на вершину горы, за которой простирается пейзаж, он также напоминает о том, что король правил обширными владениями. Клуэ исполнил множество королевских портретов.

Francis I. 1525, Musee du Louvre, Paris

Miniature of Catherine de' Medici (Franois Clouet/Франсуа Клуэ, 1555)

Екатерина Медичи (фр. Catherine de Medicis) или Екатерина Мария Ромола ди Лоренцо де Медичи (итал. Caterina Maria Romola di Lorenzo de' Medici) (13 апреля 1519, Флоренция — 5 января 1589, Блуа), королева и регентша Франции, жена Генриха II, короля Франции из Ангулемской линии династии Валуа.

Екатерина Медичи, «чёрная королева»

В возрасте 14-ти лет Екатерина была выдана замуж за Генриха де Валуа, второго по счёту сына Франциска I, короля Франции, для которого этот союз был выгоден в первую очередь благодаря поддержке, которую папа Римский мог оказать его военных кампаниям в Италии.

Современники описывали Елизавету как стройную рыжеволосую девушку, небольшого роста и с довольно-таки некрасивым лицом, но очень выразительными глазами – фамильной чертой Медичи.

Portrait of Catherine de' Medici

Clouet_Francois_Catherine_de_Medici

Жан Клуэ Портрет Дианаы де Пуатье в 1525 г.

Франсуа Клуэ. Диана де Пуатье. 1540 г

Диана де Пуатье - возлюбленная и официальная фаворитка короля Генриха II Французского

Диана де Пуатье. Художник Франсуа Клуэ.

Henry II, King of France (1519-59), c.1550-75, The Royal Collection

Portrait of Henry II
Galleria Palatina, Palazzo Pitti, Florence, Italy

При праздновании свадьбы дочери и заключения Като-Камбрезийского мира Генрих устроил 3-дневный рыцарский турнир. На второй день вечером Генрих вступил в бой с графом Монтгомери, причём копьё графа сломалось о панцирь противника; осколки копья вонзились в лоб короля и попали также в глаз. Несколько дней спустя, 10 июля 1559 года, Генрих умер от этой раны, несмотря на помощь, оказанную лучшими врачами того времени, включая анатома Везалия. Вопреки его воле, перед смертью ему не удалось увидеться со своей фавориткой Дианой де Пуатье.

Карл  !Х

 

Portrait of King Charles IX of France,,Kunsthistorishes Museum, Vienna,Austia

 

 

Портрет короля Франции Карла IX, ок.1561,Музей истории искусств, Вена

Потртерет Карла

Последний портрет Карла IX Клуэ создал в начале 1570-х годов, вскоре после страшной Варфоломеевской ночи, отчасти невольным виновником которой был Карл, и незадолго до его смерти.Один из современников отмечал, что у Карла в эти годы был уже вид старика. На этот раз Клуэ создал жуткий образ: пустые глаза и мертвенное лицо короля странно дисгармонируют с почти шутовским нарядом - это живая насмешка над королевским саном. Наблюдавший Карла мемуарист XVI века аббат Брантом писал, что на двадцать третьем году жизнь короля "превратилась в жизнь автомата", всё и вся смертельно надоело ему и сам он себе смертельно надоел.

 

Елизавета Австрийская

Портрет Елизаветы Австрийской

1571

 

Родился Франсуа Клуэ в городе Туре между 1505 и 1510 годами, а рисунку учился у своего отца, фламандца по национальности, очень хорошего художника Жана Клуэ, который к 1529 году добился почет­ного звания придворного живописца и камердинера короля (Франциска I) и перебрался с семьей в Париж. Впрочем, еще в Туре Жан Клуэ возглавлял тамошнюю школу портретистов и первым из них отказался от профильного портрета по фламандскому образцу, начав писать лица с поворотом в три четверти, что, конечно, усложняло работу, но и делало портрет более выразительным. Собственно говоря, перемена ракурса означала изменение самой концепции портрета: чистая описательность сменялась углубленным прочтением, характеристикой модели.
И с первых самостоятельных шагов Франсуа Клуэ пошел по стопам отца. Сначала довольно робко («Портрет мадам Легранж»), но с каждым годом все смелее и смелее; к середине 1530-х годов в портрете фаворитки короля герцогини д'Этамп он предстает со­вершенно определившимся рисовальщиком с твердой рукой и верным глазом.
Особенность портретной галереи Клуэ, помимо высокого мастерства исполнения, еще и в том, что ему часто доводилось рисовать одних и тех же людей по нескольку раз, порой через большие промежутки времени, а люди эти зачастую играли весьма заметную роль в политической и религиозной жизни своего века, так что перед нами — буквально — проходит история в своем развитии и видимы те следы, которые время отпечатывало на человеческих лицах.
Вот, например, около 1540 года Клуэ нарисовал портрет девочки, Жанны д'Альбрэ. Она была дочерью сестры короля Франциска Маргариты Наваррекой, чья книга новелл «Геггтамерон» считается классикой французской литературы. От рождения слабая здоровьем, Жанна к своим двенадцати годам настрадалась уже достаточно, несколько раз стояла на пороге смерти — понятно измученное выражение в ее глазах... Надо сказать, что еще недавно перед тем средневековые портретисты не признавали детского портрета вообще, детей писали как маленьких взрослых, все же специфически детское либо не замечалось, либо игнорировалось. Клуэ нарисовал именно ребенка, но ребенка, страдавшего и словно знающего, что чаша страданий далеко не испита до конца. И действительно, вскоре Жанна перенесет пытки и заточение за отказ подчиниться воле короля, позднее станет яростной фанатичкой, предводительницей гугенотов, женщиной-оратором, женщиной-вождем, а Клуэ около 1570 года снова нарисует ее портрет, описанием которого могут послужить слова о Жанне ее единоверца, поэта-гугенота Агриппы д'Обинье: «Она была женщиной лишь по своему полу, имела душу вполне мужественную, могущественный в своих деяниях ум, непоколебимое в бедствиях сердце...»
Клуэ создал массу портретов незаурядных женщин. Например, два портрета Дианы де Пуатье, фаворитки короля Генриха II, портреты двух его дочерей — Елизаветы и Маргариты Валуа и, наконец, наверное, самый любопытный портрет — его жены, Екатерины Медичи, властной, коварной, умной и злой, не скрывавшей, что правило жизни для нее «дожидаться и ненавидеть»...
Кроме дочерей у Генриха с Екатериной родился сын, ставший королем Карлом IX. Его тоже не раз рисовал Клуэ. Впервые — мальчиком десяти лет, дофином; потом — пятнадцатилетним юношей, долговязым, нескладным, еще не сформировавшимся, но с лицом уже очень определенным: брюзгливое выражение, настороженный и затравленный взгляд, вялая улыбка в углах безвольных губ... Исследователи отмечают, что если портретисту Жану Клуэ (отцу) было присуще доброжелательство и доверие к людям, то Франсуа восполнял отсутствие у себя этих свойств преувеличенной зоркостью, умением читать в сердцах, умом ядовитым и скеп­тическим, то есть, короче говоря, тем абсолютным знанием людей и света, которое далось ему за долгие годы жизни при дворе.
Последний, третий портрет Карда IX Клуэ создал в начале 1570-х годов, вскоре после страшной Варфоломеевской ночи, отчасти невольным виновником которой был Карл, и незадолго до его смерти. На этот раз Клуэ создал жуткий образ: пустые глаза и мертвенное лицо короля странно дисгармонируют с почти шутовским нарядом — это живая насмешка над королевским саном. Наблюдавший Карла мемуарист XVI века аббат Брантом писал, что на двадцать третьем году жизнь короля «превратилась в жизнь автомата», всё и вся смертельно надоело ему и сам он себе смертельно надоел...
Перед вами — портрет жены несчастного и незадачливого венценосца, Елизаветы Австрийской (1571 год). Он написан в малопривычной для Клуэ и не особенно им любимой технике масляной живописи, однако и в нем сказалось его великолепное изобретательное мастерство... Предполагают, что за время своей художественной карьеры Клуэ испытал, помимо отцовского, еще два довольно сильных влияния: во-первых, художников так называемой «школы Фонтенбло», во-вторых, Анонима 1550 года, неизвестного мастера, работавшего в середине XVI века. Вероятно, от них идет соединение воздушности письма и не оставляющей места для разночтений определенности в трактовке Елизаветы. Жена своего мужа, свидетельница страшных и кровавых событий, она едва ли могла остаться невосприимчивой к мраку, который окружал ее в королевском дворце. В напряженном и пристальном взгляде читается ожидание чего-то (вряд ли добра), и вместе с тем спокойное достоинство — достоинство королевы и женщины, совесть которой чиста. Это один не только из самых красивых, но и по-человечески привлекательных образов портретной галереи Клуэ...
Осталось сказать еще несколько слов о нем самом. Около 1570 года, то есть совсем незадолго до смерти (в 1572 году), Клуэ нарисо­вал свой автопортрет (во всяком случае, считается, что это его автопортрет): аскетичное лицо лысого старика с взглядом одновре­менно колючим и погасшим; странно деформированы пропорции лица; в общем, к себе Клуэ оказался не менее строгим и неумолимым, чем к остальным своим моделям. Жизнь Клуэ вряд ли была особенно счастливой. Был, правда, круг людей, искренне и бескорыстно его любивших,—это были поэты «Плеяды» (Ронсар, Дю Белле, Белло), создатели литературного французского языка. Наверное, среди них художник находил порой несколько часов душевного покоя и чистой радости.

КОРОЛЕВА МАРГО

Франсуа Клуэ Юная Маргарита Валуа 1555

Франсуа Клуэ Юная Маргарита Валуа 1559

 

Франсуа Клуэ Портрет Маргариты де Валуа 1572

Франсуа Клуэ Портрет Маргариты де Валуа 1572

Имя Маргариты Французской, Маргариты Валуа, знаменитой Королевы Марго, прекраснейшей женщины своего времени, младшей дочери Генриха II и Екатерины Медичи, окружено множеством легенд. Одно можно сказать с полной уверенностью: она родилась в предместье Сен-Жермен-ан-Лей в воскресенье 4 мая 1553 года в четверть пятого пополудни. Ее нарекли именем двоюродной бабки - Маргариты Наваррской, которую называли "Маргарита всех Маргарит".

 Из толпы влюбленных безумцев юная Марго выделила одного - молодого герцога Гиза, однако Екатерина Медичи сочла, что этот брак слишком возвысит Лотарингский дом, и так доставлявший своими притязаниями немало хлопот королеве-матери. Генрих де Гиз не стал мужем прелестной Марго - он стал ее первым возлюбленным. В супруги же был избран молодой Генрих Наваррский. Маргариту буквально вынудили пойти под венец. Брак был призван скрепить мир между католиками и гугенотами. Хотели, как лучше, получилось же, как всегда. Вместо мира - Варфоломеевская ночь. Молодая королева Наваррская любила Гиза и всеми силами противилась браку, но, когда после Варфоломеевской ночи мать предложила ей развод, Марго отказалась: "Это была ваша воля, и я должна остаться с ним". Впрочем, это было скорее проявление благородства и желания заставить с собой считаться, нежели любви.

Марго свободно говорила на испанском и итальянском, владела греческим, в подлиннике читая Гомера и Платона, весьма искусно играла на лютне, прелестно пела и... выполняла трудные дипломатические миссии, возложенные на нее братом-королем и матерью.

Она пережила почти всех своих друзей и врагов. Весной 1615 года Марго простудилась в ледяном зале дворца Малый Бурбон и тихо скончалась на руках очередного своего любовника. 

Ей было шестьдесят два года.

 

МАРИЯ СТЮАРТ

Мария I (урожденная Мария Стюарт англ. Mary Stuart; 8 декабря 1542 — 8 февраля 1587) — королева Шотландии с младенчества (фактически с 1560 года) до низложения в 1567 г., а также королева Франции в 1559—1560 г. (как супруга короля Франциска II) и претендентка на английский престол.

Francois Clouet,
Mary, Queen of Scots, 1542 - 1587. Reigned 1542 - 1567 (In white mourning)

Mary Stuart Queen of Scots, 1559 (Мария Стюарт, королева Шотландии)

Mary Stuart. Circa 1755. François Clouet.

 

 Mary Stewart, Queen of Scotland

 

Portrait of Madeleine Le Clerc, by François Clouet (c.1515 - c.1572). France circa 1570

Франсуа Клуэ
Портрет Беатрисс Почеко, графини Монтебель, Франция, ок. 1550

 

                                                    


 

 

 

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ/художник
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

Мурка-78   обратиться по имени Четверг, 28 Июля 2011 г. 05:06 (ссылка)
Вот мне всегда было интересно - они(в смысле короли-королевы) на самом деле такими были или Клуэ их все же приукрасил?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 28 Июля 2011 г. 13:36ссылка
Теперь об этом трудно судить. Но, вот по-поводу Клуэ - посмотрите портреты Карла, мне кажется все очень реалистично, как меняется лицо с возрастом. Или Екатерина Медичи - она и при жизни считалась не очень красивой. Другое дело, что каноны красоты у каждой эпохи свои.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку