Кружево Шантильи. |
Плетеное кружево широко распространено во Франции, начиная с XV века. Это узкие полоски несложного по технике плетения кружева. Со времени основания мануфактурного производства шитых иглой кружев в середине XVII [1], существенных успехов в области плетеного кружева, достигнуть не удалось. Все попытки воспроизвести кружево англетер [2] оказались безрезультатны.
Шаль. Кружево англитер, 1850
Европейское признание французское плетеное кружево получает только в XIX в., когда в 1840-е годы входит в моду кружево шантильи. На волне увлечения ретростилями, определявшими стилистические особенности произведений прикладного искусства второй четверти-конца XIX в., неорококо было так же актуально. Обращение к арсеналу художественных средств алансонских кружев стало залогом популярности кружева шантильи.
Алансонское кружево.
Алансонской кружево 1900 год
Воротник, кружево "шантильи"
История этого маленького городка севернее Парижа достаточно типична для XIX века. Первоначально, в Шантильи делали черное и белое плетеное шелковое кружево, а также кружево из металлических нитей. Еще в первой четверти XIX века плетеное в Шантильи кружево известно под названием модных тогда блонд. Под своим собственным именем шантильи появляется уже тогда, когда в самом городе его производство прекратилось. В XIX веке кружевом шантильи славятся такие французские центры как Байе и Канн, где сначала плетут блонды, а потом переходят на шантильи.
Блонды.
Шантильи представляет собой плетеное кружево из черных шелковых нитей. Оно плетется на большой плоской подушке. Маленькие вещи изготавливаются одним куском, изделия более крупного размера делаются отдельными сегментами, которые впоследствии соединяются незаметным сцеплением. Материалом для шантильи служит шелковая нить - «Гренадин Алэ». Характерная для XVIII века сетка фона представляет собой решетку из ромбов, образованную пересечением одной горизонтали двумя диагоналями, направленными в противоположную сторону и носит название «point Chant» или «point de Paris». Позже, в конце XVIII - начале XIX века, ее заменяет сетка с сотовой ячейкой в подражание знаменитому и очень тогда популярному кружеву Алансон. Орнамент узора, выполняется решеткой «point grille», которая в некоторых частях рисунка, для достижения глубины и объема, плетется более плотно. Контуры рисунка, равно как и ажурных сеток «point marriage» (которые также называются «vitre» или «cinq trou»), очерчивает более плотная шелковая нить.
Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, а также, воланы, барбы [3], различные наколки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. И, в то же время, они очень современны своей эпохе. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повторяющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями. В кружеве шантильи часто можно встретить изображение полос с узором, напоминающим тесьму и архитектурных профилей: чередование выгнутых и вогнутых линий в сочетании с листьями аканта. Они придают этим композициям декоративность и задают какой-то особенно торжественный ритм. Среди орнаментальных мотивов встречаются и некоторые стилистические реминесценции, например, элементы готики, китайщины - то есть налицо смешение стилей, свойственное эпохе историзма.
Кружево шантильи изначально формируется в условиях невероятной популярности фламандского плетеного кружева, прежде всего таких типов кружева как англетер, малин и валансьен. На территории Франции и XVII, и в XVIII веке, плели великолепные кружевные изделия в таких, некогда фламандских городах, как Валансьен, Лиль и Аррас. Весьма заманчиво было бы связать два этих факта и выдвинуть предположение о том, что своим успехом блонды и шантильи обязаны славе кружева бывших фламандских городов, поставить успех блонд и шантильи в зависимость от влияния фламандских традиций, однако это не так. Говорить так не позволяют следующие особенности их изготовления.
Во-первых, материал, используемый для создания кружева. Француженки всегда любили эксперементировать с материалом. С самого начала своей истории французское кружево использует и лен и шелк, по колориту оно бывает как белое, так и цветное (чаще всего, черное). Достаточно распространенным было и изготовление металлических кружев. Фламандское кружево всегда отдавало предпочтение белой льняной нити. Её и пряли по-особому. Несмотря на то, что в XVI и в XVII веке Фландрия была частью Испанской короны, в отношении кружева у нее были свои пристрастия, свои традиции. Металлическое кружево не получило здесь такого распространения, как, скажем, в самой Испании или во Франции. Его, конечно же, использовали в костюме, особенно в середине XVII века, о чем можно судить по фламандской и голландской живописи, но документальных свидетельств об изготовлении металлического кружева на территории Фладндрии нам неизвестно.
Во-вторых, сетка фона. Со второй половины XVIII века, в качестве фона для кружева, в Валансьене используется сетка с квадратной ячейкой. Лиль и Аррас используют очень простую и ясную сетку с ячейкой ввиде ромба (Лиль) или сетку "Point de Paris". То есть здесь скорее обратная зависимость - фламандские центры прибегают к сетке французского кружева. Что касается сетки "Point de Paris", которая также применяется и в кружеве шантильи, Лиль и Аррас к ней обращаются уже тогда, когда в Шан-тильи начинают переходить к сотовой ячейке (во второй половине XVIII века).
В-третьих, способ плетения. Если в кружеве шантильи только в XIX веке переходят к сцепному приему (крупные изделия плетут отдельными полосками, которые впоследствии соединяют), то и в XVII и в XVIII веке в бывших фламандских городах кружево плетут целиком: от начала до конца - одним набором коклюшек, не разрывая нити. По ширине французские изделия не превышают 8-9 см, однако качество их от этого только выигрывает - они очень прочные, что соответственно, сказывается на цене. Таким образом, французское плетеное кружево XIX века, скорее, наследует национальные традции.
К середине XIX века шантильи становится столь популярно, что его не только используют в костюме (и в Западной Европе и в Америке и в России [4]), но и изготавливают в разных городах разных стран. Несколько центров по производству кружева шантильи было и в Бельгии (Грамон и Ангуэн). Огромная популярность, которой пользовалось кружево шантильи во второй половине XIX века, позволило ему занять крупное место в истории западноевропейского кружева [5].
Впрочем, на этом история шантильи не заканчивается. С появлением машинного производства кружева стало возможным воспроизводить аналогии знаменитых кружев, сплетенных или шитых, в том числе и шанти-льи [6].
В XX веке во Франции сосуществуют как машинное, так и изготовленное вручную кружево [7]. Производством кружев, выполненных на механических станках, занимается ряд компаний, расположенных в Кале и
Кодри [8], многие из которых были основаны на рубеже XIX-XX веков. Отдельный сегмент кружевной продукции [9] крупных фирм-изготовителей эксклюзивного кружева (Brunet Dentelles, Dentelles Andre Laude, Dentelles Mery, Jean Bracq, Noyon-Dentelle, Riechers Marescot, Soltiss и Sophie Hallette) не только вызывает в памяти знаменитое шантильи, ее выпускают под лейблом этого типа кружева. Характерные стилистические особенности шантильи свойственны этим изделиям, созданным на станках Ливерс. Наличие сотовой ячейки тюлевой сетки, рельефный контур рисунка и ажурных сеток «point marriage» говорят об этом.
Шаль. Кружево шантильи.
Шаль из кружев Шантильи, 1885
Литература
1. Ch. Blanc. L'art dans la parure et du vetement. Paris, 1875.
2. E. Lefebure. Broderie et Dentelles. Paris, 1887.
3. Bury-Palliser. Histoire de la Dentelle. Paris, 1865, 1890.
4. A History of Lace. London, 1864, 1865, 1875, 1902.
5. M. Charles, L. Pages. Le Broderies et Les Dentelles. Paris, 1905.
6. М. Schuette. Alte Spitzen. Berlin, 1926.
7. Mm.Despierres.Histoire du Point d'Alancon. Paris, 1886.
8. P. Verhaegen . La dentelle Belge. Braxelles, 1912.
9. М. Bruggeman. L Europ de l Dentelle. Bruges, 1997.
Работа выполнена под руководством проф. С.М. Ванькович
Статья из сборника «ДНИ НАУКИ 2010″ . СБОРНИК СТАТЕЙ. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕКСТИЛЬНОЙ, ЛЕГКОЙ И ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ — Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна», Всероссийская научно-техническая конференция студентов и аспирантов — Сhttp://gal-lin-ka.livejournal.com/2024.html#cutid1анкт-Петербург, 2010 http://dninauki.ucoz.ru/
Рубрики: | винтаж история |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |