-Рубрики

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в irshca

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) На_Девичник AbhaziaTrip О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.01.2012
Записей: 4042
Комментариев: 189
Написано: 4816


Гжель: искусство Русской Зимы

Понедельник, 30 Января 2012 г. 19:41 + в цитатник
Цитата сообщения Ванда Гжель: искусство Русской Зимы

 

Гжель   Русская Зима - источник вдохновения Гжели в прошлом, настоящем и будущем

В 60 км от Москвы на Юго-Восток в сторону Мурома находится всем известная Гжель.
Это не поселок и не город, а именно местность Гжель, она включала в себя когда-то около 30 деревень: Игнатьево, Шевлягино, Минино, Фрязино, Речицы,  Турыгино и другие.

Этот край лесов и болот. Известное дело, Мещёра.

И прозябать бы крестьянам в бедности, да вдруг счастье им улыбнулось.

Обнаружилась в этих краях глина, да не простая рыжая, но которая «будучи сырая, цветом синебелая, а по обожжении совершенно белая бывает» .
А рядом стольный град Москва. Ему и посуда, и игрушки, и изразцы для печей, и аптекарская утварь: да мало что еще нужно - все поглотит.
Мужики в этих краях оказались не промах, смекалистые, хваткие и упертые, большей частью старообрядцы.
С размахом вошли в гончарный промысел.
Только за период с 1768 по 1782 год в Гжельской волости из 2131 проживающего крестьянина – 59 выбились в московские и 1 в петербургские купцы.
При царе Алексее Михайловиче выпускали разноцветную майолику.

Гжель в старинном цветном стиле
Кумган. Майолика, роспись по эмали. Гжель. Конец 18 века.
Источник репродукции - www.bogorodsk-noginsk.ru

А после Петра I стали делать сине-белую, на «галанской» манер, как в иноземном городе Дельфте.

Гжель: современная работа в сине-белом стиле
Источник репродукции - clubs.ya.ru

Дымились по деревням гончарные горны, много для них дров надо. А когда дрова в лесах рубить, как не зимой.
Да и вообще крестьянину, свободному от сельсхозяйственных работ, зимой самое время отдаться любимому делу.
Зима, когда замерзают болота и нет комаров и слепней, – лучшее время для лыжных прогулок по лесам Гжели, чтобы почувствовать ее колорит, увидеть ту красоту, которая вдохновляла и вдохновляет гжельских художников.
Старинный дух Гжели особенно чувствуется зимним утром.

ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты (см. ИВАН I Калита), затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный (см. ИВАН IV Грозный) обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. 

Начало кустарного производства
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 в. освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович) издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». 

Роспись изделий Гжель - это почти всегда цветочные орнаменты.

Исследование гжельской глины
В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора (см. ФАРФОР) — порцелина, как его тогда называли. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и Д. И. Виноградов (см. ВИНОГРАДОВ Дмитрий Иванович). Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-черноземки Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. В 1749 Виноградов пробыл в Гжели около 8 месяцев. Он познакомил с гжельскими глинами М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), который высоко отозвался о них: «...Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете... разве между глинам.., для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее». Смешав оренбургскую глину с гжельской черноземной, Виноградов получил настоящий чистый и белый порцелин. 

Гжельские гончарные заводы
В 1770-е годы, наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была «... на фасон заморских самолутчей доброты». 

Гжельские фабриканты
В цветущую пору гжельской промышленности работало более тридцати фабрик. Среди известных фабрикантов — братья Бармины, Я. Храпунов-новый, Фомин, Тадин, Рачкины, Гуслины, Сазоновы, Тереховы, Киселевы. Известными в Гжели были фабриканты Гусятниковы. Фамилия эта по сей день продолжается в Гжели нынешней. Но самыми удачливыми среди фабрикантов были Кузнецовы (см. КУЗНЕЦОВЫ). Их фабрика возникла в начале 19 в. в деревне Новохаритоново. Первыми хозяевами были братья Tepeнтий и Анисим Кузнецовы. От них династия продолжала семейное дело до революции, покупая все новые и новые владения и фабрики. В конце 19 в. пять крупных заводов М. С. Кузнецова выпускали изделий на 2,1 млн. руб., при этом все предприятия гжельского региона — лишь на 200—300 тыс. руб. в год.
В 1860—1870-х годах происходит постепенное исчезновение гжельского промысла с его ручной формовкой и росписью. Остаются крупные фабрики. 

Ваза авт.Хазова.

Стоит гжель недешево, самая маленькая скульптурка - около ста рублей.

Возникновение новых артелей
Лишь с 1920-х годов в Гжели начинают понемногу работать отдельные гончарные мастерские. В 1930-е годы основываются все новые артели, затем в Турыгине открывается профшкола, преобразованная в 1931 в Гжельский керамический техникум. В 1935 там же был отстроен цех, специализировавшийся на выпуске декоративного фарфора. Выпускали преимущественно глиняную игрушку, но иногда вспоминали и старые, «кузнецовские», модели. В 1936 производство преобразуется в кооперативную артель «Художественная керамика». 

Ралфетка с узором (гжель, узоры для контакта и узоры паркета

Раскраска "Гжель". Веселый карандаш.

Работают  часы от одной пальчиковой батарейки

Салфетница РЫБКА - Гжель. 

Штоф ДЕРЖАВА V

Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта...

Возрождение творческих традиций
Начало подлинного возрождения Гжели относится к 1944—1945 и связано с именами историка-искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. И. Бессарабовой. Салтыков берется за возрождение творческих традиций промысла. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики 18 в. и полуфаянса 19 в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой — именно такой мы гжель и знаем. В 1972 было образовано объединение «Гжель», ведущее в Гжели; знаком этого объединения до последнего времени была уточка на бегущей волне в треугольнике.
Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где дети приобщаются к искусству, занимаясь рисованием и делая пробные фигурки. Наряду с общеобразовательной школой существует и художественная. За свои изделия дети получают деньги, поскольку работы считаются авторскими. После школы можно поступить в Гжельский колледж (ускоренный курс обучения от 4 до 5 лет). Среди мастеров есть также выпускники Высшего художественно-промышленного училища, Химико-технологической академии, Художественно-промышленного и Абрамцевского училищ.
Помимо посуды и мелкой пластики, объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, различные люстры (15 видов). Четыре цеха объединения производят фарфор, два — майолику. Все производства расположены в радиусе 5—7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку, Японию, Италию. Налаживаются связи с Финляндией, Швецией, Люксембургом, Францией, Турцией, Болгарией.

 

 

Все картинки с Яндекса.

Серия сообщений "история,Русь":
Часть 1 - Тайная история человечества
Часть 2 - Армия Наполеона погибла... от лучевой болезни?
...
Часть 6 - Один в поле воин
Часть 7 - Интеллигент при власти
Часть 8 - Гжель: искусство Русской Зимы
Часть 9 - Династия Романовых
Часть 10 - История колесниц на Ближнем Востоке
...
Часть 46 - Русские потери
Часть 47 - Почему мы так говорим?
Часть 48 - Древнерусский язык. Забытые Глубинные образы древних буквиц

Рубрики:  художники
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку