-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в irreelaa

 -Я - фотограф

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2006
Записей: 3525
Комментариев: 16813
Написано: 38705


Про цвет.

Суббота, 19 Сентября 2009 г. 22:05 + в цитатник
Цитата сообщения фортунчик Я поняла, почему в одни дневники хочется ходить, а в другие - нет.



Продолжение этого поста http://www.liveinternet.ru/users/1682234/post108201056/
Я поняла, почему в одни дневники хочется ходить, а в другие - нет.
Оказывается цвет дизайна имеет очень важное значение для читателя.Цвет может даже лечить. И я проанализировала цвета своего дизайна - лично для меня эти цвета не только полезны , но и лечебны. Хотя, когда я создавала свой дизайн,
я не читала этой книги.Выходит, я на бессознательном уровне уже выбралато, что мне нужно.И называется мой дизайн - свадебное чудо.После того, как я побывала на свадьбе своего сына и дочери моей подруги, мне очень захотелось создать новый дизайн,
который бы передавал волшебство таинства бракосочетания!
Этот незабываемый момент создания новой семьи, слияния двух сердец, двух родов!
Текст очень длинный, многим, может, и не интересно, так что уж извините, если мой пост вам не по душе! Но , я надеюсь, что кого-то заинтересует эта выдержка из книги, и может, вы измените свой диз днева в соответствии со своими впечатлениями от прочитанного!
Глава 3. АХРОМНЫЕ ЦВЕТА
3.1. Белый.
Испокон веков белый цвет ассоциировался с “духом предков” и наделялся свойствами очищения и божественности. Белый цвет – цвет Великой Матери, цвет женщины, ибо создана она белой: “И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека жену” (Быт. 2, 22).
В древних обществах белый обычно олицетворял союз мужчины и женщины (семя) и одновременно – союз матери и младенца (молоко). Белым цветом наделялись такие свойства человека как сознательное исполнение долга, социальная сплоченность, сохранение традиций, всеобщая осведомленность и память. В обычных условиях существования племен белизна служила неизменным символом женских качеств.
В Африке белый цвет траура надевали в особых случаях, когда хотели увековечить память о почтенном человеке. Для обычных же случаев траура служил серый и черный. А.Д. Чернова замечает, что смысл траурного цвета – это символ неокрашенной одежды в знак отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь.
Белый в иудаизме передает значение высокой, чистой сущности. В одежды белого цвета из виссона, одеваются ангелы и праведники. “Добродетельная жена... виссон и пурпур – одежда ее.” (Прит. 31, 22). Талес – мужская накидка для молитв – чисто белого цвета. В “белый” пост надевают белые одежды и в молитвах просят, “чтобы наши грехи побелели”.
В праздник сбора винограда и танцев (15-е Ава) еврейские девушки надевают простые белые платья и танцуют при свете полной луны. Юноши стоят вокруг и выбирают себе невест. Полотняные белые платья снимают различия девушек в имущественном положении и парни выбирают себе невест за красивые глаза, вкус, ум, но не по расчету, не за богатые одежды. То есть создается наиболее прочная семья. Семья, где фундаментом служит бессознание. “Влечение в белом”. И одновременно иудаизм связывает белый цвет с цветом чистого сознания и его манифестацией при духовном возвышении.
Показательно, что индийская традиция (выражать цветом соответствующее эмоциональное состояние) наделяет белый значением комической настроенности при самопрозрении. И здесь же белый цвет наделяется свойствами благости, так как характеризует касту жрецов (брахманов), которые на протяжении тысячелетий сохраняли неизменными традиции общества.
Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через женственность мира: “Ведущая наружу за тьму оков незнания”. “Мать всех Будд”.
Конфуцианство в Китае “канонизировало” белый цвет как истину, долг и самопожертвование. И одновременно оставило в силе такие значения, как справедливость и печаль (в трауре). Интересно, что в китайском театре (виртуальная реальность, то есть экстремум бытия) маска белого цвета означала отрицание прямодушия и искренности.
В Античном мире в белое одеты жрицы Афродиты. И здесь же рождается миф о Белой скале, пролетая мимо которой, души умерших теряют память о земном существовании. Платон в рассуждениях о душе человеческой (Федр, 253 d) наделил белым цветом совестливую ее часть, которая чтит законы, традиции и нравы общества.
В христианстве белый цвет символизирует божественный свет Бога-Отца. За этим же цветом закреплен в канонах иконописи цвет Богоматери и Святых Девственниц. В православии белый цвет церковных облачений используется в Рождество Христово, Преображение и Благовещение. В них же начинается Пасхальная утреня.
Белые ризы одеваются при крещениях, помолвках, браке, погребениях. Ибо эти стадии человеческой жизни характеризуются переходом в новую форму существования души. “Белое – венчальное, черное – печальное”. Белый цвет означает здесь очищение души, принятие ею девственности, невинности и целостности. В католичестве священник надевает белые одеяния на все указанные службы, а также при конфирмации. Белый цвет здесь олицетворяет и святых, не испытавших мучений.
В исламе белые цвета ничем не отличаются от других цветов в одежде священников и прихожан. Главное условие белизны (как и в иудаизме) – чистота одежды, а не ее окраска. Поэтому еще раз оговорим, что на Востоке траурным цветом являлся и является не белый, как это иногда считают на Западе, а светло-серый цвет чистого (неотбеленного) холста.
Венцом радости и очищения считает Каббала корону белого цвета. Ибо и алхимия гласила, что белый цвет – это “женский принцип”, “белая женщина, белая лилия – в общем, женщина”. Белый цвет связывался здесь с Луной, серебром и ртутью как чистота индивидуального света. Логично-белые цвета в иоанновских ложах франкмасонов предназначены для подмастерьев и учеников. В средние века белые одежды в миру носили преимущественно те, кто хотел “выказать чистоту и неподкупность сердца”. Белый флаг символизирует капитуляцию, перемирие, дружбу и добрую волю.
По психологическим параметрам воздействия характеризуется такими свойствами, как светлый, легкий, холодный, блестящий и ослепляющий. Обыкновенно же белый цвет ассоциируется со святостью, чистотой и целомудрием. И одновременно – со смертью. Фата невесты – это умирание старой и рождение новой жизни. Смерть в белом цвете – телесна, но не духовна. Отсюда и саван. Или траурные одежды из неотбеленного (но не белого) холста на Востоке.
Поляки и венгры без какого-либо стеснения называли женщин “белым народом”. Возможно и не только потому, что кожа женщин всегда светлее мужской. “Прельщается Фома, как убелится кума”. Как считают мужчины, к женщине, одетой в белое, можно относиться только “с особым почтением”, ибо она “кажется окруженной неизъяснимым магическим ореолом”. А следовательно, – и “возвышеннее, нежнее и недоступнее”.
По мнению современных психологов, женщинам в белом свойственны бескомпромиссность, некоторая холодность сердца и отсутствие кокетства с мужчинами. Об этом же писали и женщины в начале XX в.: белый цвет – утверждающий, черный – отрицательный… Женщина, одетая во все белое, внушает мужчине более уважения… Белый цвет отгоняет недобрые и грешные мысли – освещает темноту… Белый цвет требует от нас идеальной чистоты, тем самым часто предохраняет нас от заразы и болезней. Белый цвет чрезвычайно практичен – в отличие от других цветов он не выгорает на солнце, а значит, и выгоден в носке.
Белый свет и цвет считается нормой цветовосприятия. Хотя и солнце, и лампы накаливания, не говоря уже о свечах, дают не белый, а желтоватый цвет. Психология цвета в предпочтении белого над серым и черным видит стремление человека освободиться от обременительной связи и начать новую жизнь. Поэтому лицам, нуждающимся в освобождении от неприятных обстоятельств, рекомендуется одевать белые одежды. Как и серый или черный, белый – это фон для полихромного цвета. И этот фон сильно повышает интенсивность находящегося рядом с ним цвета.
Психологи считают, что белый цвет – это цвет без эффекта. Это – “tabula rasa” (чистая доска), на которой еще предстоит написать нечто содержательное. Как наше сознание. Не зря же Фрезер говорит о “белой нити науки”, увязывая последнюю с рациональностью сознания. И Эдвард де Боно находит в сублимате белого цвета бесстрастную манеру изложения, оперирование фактами и объективной информацией.
В хроматизме белый цвет является сублимированным архетипом рационализма. Ибо вряд ли кто из нас осмелится назвать Великую Мать иррациональной. В хроматической модели интеллекта белый цвет сублимирует функции общемирового – материнского сознания. Белый цвет в хроматической модели времен характеризует прошлое. Непонятно как, но политики узнали это и стали называть архивы истории “Белыми книгами”.
3.2. Серый.
У индусов и французов пепельно-серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние. В самом деле, в нем нет крайностей. Он – в самом центре всех на свете цветов. Без него не обходится ни одна смена моды. А ведь только при отсутствии крайностей реальным становится проявление человечности. С ее печалями и раскаянием.
Археологи и этнологи называют серый цвет керамики цветом «смены времен», так как он предшествует возникновению каждой новой культуры. Мифологии практически всех традиционных культур утверждают, что человек создан из глины, грязи, пепла или праха земного. Так, в “черный” пост евреи обмакивают крутое яйцо в серый пепел – пищу горюющих. Проводят пеплом полосу на лбу, чтобы исполнить сказанное “Пепел вместо красоты”. Некоторые даже рассыпают пепел на полу и валяются в нем. Еще Авраам говорил“... я, прах и пепел”. Ибо создал Господь Бог человека из праха земного (Быт.2, 7; 18, 27). А ведь до сих пор “человек” во многих языках это мужчина. И одежды современного мужчины – серые, из пепла и праха...
В традиционном Китае серым цветом изображается лицо богини в экстремальной ситуации устрашения противников. И цвет траурных одежд, по данным Л. и В. Сычевых, – это цвет неокрашенных, неотбеленных, то есть светло-серых тканей. Их-то европеец до сих пор и называет белыми, быть может, в силу своей приверженности к крайностям, включая сюда и крайности цветовосприятия. А ведь серый – единственный цвет, который может видеть даже дальтоник. В самом деле, для серого не существует ни дополнительных, ни контрастных цветов. И этим он принципиально отличен от них, поскольку содержит в себе их оппозиционное единство. Снимает в себе, как сказал бы Гегель, противоречия любых возможных проявлений крайности.
Античный мир наделял серый цвет значением траура по умершим (отказ от ярких цветов). В рассуждениях о душе человеческой Платон, скорее всего, наделил бы серым цветом ведущую ее часть, которая всю жизнь пытается совместить необузданность черного и социальность белого (элементов) души (Федр, 253 d). Однако, античные авторы еще не затрагивали смысл серого цвета, впрочем, как и библейские.
В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия. Отсюда ведут свое происхождение и упомянутые выше восточные траурные одежды из неотбеленного холста.. Пеплом же посыпали голову в трауре. Ибо пепел знаменует раскаяние и в символике цвета. Ибо “пепел – дерево, превращенное огнем в пепел” (дерево означает закоренелость греха, а огонь – очищение страданием). Отсюда же в раннем христианстве этот цвет соотносится не столько с нищими и убогими, сколько со странствующими монахами.
Однако поэзией ислама серый цвет уже воспринимается как цвет злодеяний или несчастий. И напоминает о забытой чистоте, о болях. В персидской поэзии дым – символ печали. Однако, как считал Дехлеви: «Почтенна белизна седых волос, // Аллах всесильный сам ее вознес».
Средневековая Европа называет серый цветом джентльменов, цветом высшего света и т.п. И одновременно геральдика обозначает им несчастье и страдание. Возникает и каббалистический “цвет мудрости”. И серые цвета униформы современных чиновников. Цвета одежды масона, посвящаемого в высшие степени приобщения к таинствам ложи, – серые. “Серый кардинал” – человек, правящий незаметно, за спинами красных, белых и т.п. И только потом, (по прошествии времени, то есть в прошедшем времени) выясняется его истинная роль. Серый же – это время настоящее. Замечательно окрашивает настоящее время в серый цвет Гете (Фауст), «Ведь удалось Ахиллу в Ферах // Как, верно, ведомо тебе // С ней жить вне наших рамок серых,// Вне времени, назло судьбе!».
Предпочтение светло-серого в ахромной шкале, по Люшеру, связано с повышенной, доходящей до безудержности, потребностью к беспрепятственному переживанию всех возможных ситуаций, в том числе и сексуальных, и именно в настоящем времени. Нейтральный же серый, согласно Люшеру, не вызывает никаких психологических реакций, не успокаивает и не возбуждает. Хотя и создает внутреннюю стабильность, подчеркивает обязательность, частично отгораживая от внешних воздействий. Предпочтение средне-серого по 8-цветовой шкале означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Нередко оно связано с повышенным уровнем тревожности.
Ибо “серость” обыкновенно некоторым кажется самодостаточной. И этим она подозрительна как замкнутость, статичность или смерть. Однако на Западе русский неологизм XX века – “сплошная серость” – поймет далеко не каждый… Но “Запад есть Запад”… Татьяна Забозлаева так говорит о сером цвете: это переход от земли к небу, от неба к земле, это… вообще сфера зла в его повседневном воплощении. Черное – абсолют зла, серое, так сказать, — зло повседневное… Это пепел, дым, прах.
И это мнение имеет серьезное обоснование в русской литературе начала XX века. Блок: “липкое отвратительное серое животное”, “необъятная серая паучиха скуки” и т.п. Кандинский: “Серое беззвучно и бездвижно…” Начало материалистическому уничтожению “серости” было положено, наверное, Горьким, в произведениях которого серый цвет (как олицетворение мещанства) показан во всей его “неприглядности”. Серый человек – главный враг бытия. “Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой… Эта маленькая двоедушная гадина всегда занимает средину между крайностями, мешая им своекорыстной суетой своей развиться до конца, до абсурда, до идеала” (1905 г. “О Сером”).
Итак, Россия прислушалась к голосу своей интеллигенции и довела себя до сегодняшнего “идеала”, до конца, до абсурда. Возникает вопрос: почему у нас и только у нас (которых “умом не понять”) до сих пор существует это горько горьковское стремление к уничтожению третьего сословия – мещан (обывателей)? Во всем цивилизованном мире именно на усредненности обывателя держится мир и целесообразность. Во всем мире (кроме России) мещанство как “серость” поддерживается на правительственном уровне. Ибо мещанин голосует не за крайности, а за стабильность. Не за конец, а за процветание. Не за абсурд, а за потребление…

А что же у нас, в России? Согласно Андрею Белому, “серый цвет создается отношением черного к белому”. По Мережковскому же, с началом XX века “серость” и “зло” стали синонимами. Что же получилось? “Возможно, для нас определение зла заключается в относительной серединности, двусмысленности” этого отношения. Иначе говоря, Россия выбрала крайности. Абсолют черного и белого. Чтобы никакой двусмысленности. Никакой середины. И тем более, “золотой середины”…

“Воплощение небытия в бытие, придающее последнему призрачность, символизирует серый цвет”, – писал Андрей Белый. Действительно, переход в неизвестное будущее (пугающее черное) из белого (осмысленного) бытия незаметен, призрачен как наше настоящее. Лишь мгновение назад мы были в нем, а его уже нет. Это мгновения – уже бывшее прошлое. Осмысленное белое прошлое.

Лицам, которые не хотят, чтобы их познавали, психология цвета рекомендует носить одежды серых тонов. Серый позволяет оградить себя от всяческих влияний, переутомлений или внешних напряжений. Хотя и влечет за собой неприкрытое отсутствие сопереживаний. Это согласуется и с данными экстрасенсов, которые связывают светло-серую ауру ментального тела человека с эгоизмом. Как пишет о мужской моде конца ХХ века У. Бер, «серый костюм – самая популярная форма одежды. Он говорит об исполнительном, стремящемся к успеху и уверенности в завтрашнем дне, мужчине».

Однако серый не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Функциональная психология выявляет в нем, по меньшей мере, три цвета: светло-, средне- и темно-серый. Предпочтение светло-серого (из белого, трех серых и черного цветов) указывает на готовность к переживаниям, на легкую возбудимость и желание контактов с окружающими. Средне-серый говорит о стремлении к стабилизации и установлению порядка. Темно-серый выражает потребность в телесно-духовном удовлетворении. Иногда, правда, в ущерб телесному.

Переведем все это в принципы цветовой терапии. Предположим, у пациента необходимо сформировать желание откровенного реагирования на внешние воздействия. В таком случае можно рекомендовать светло-серый цвет. Психологически состояние пациента в одежде этих тонов связано с открытостью. С готовностью к возвышенному возбуждению, или к переживаниям и контактам. Например, на экзаменах светло-серая одежда не столько “маскирует” незнание отвечающего, сколько повышает его интеллектуальные возможности. Лицам, жалующимся на повышенную чувствительность и поэтому стремящимся уклониться от чувственных связей, можно рекомендовать темно-серые одежды. Они помогают достичь гармоничного равновесия души без физического напряжения.

Серый цвет (средне-серый, по Люшеру) является сублимированным архетипом хроматизма. В хроматической модели интеллекта серый проявляет творческие черты общемирового подсознания. Временной аспект этого сублимата – незаметное настоящее. Об этом же пишет и Андрей Белый: “Воплощение небытия в бытие, придающее последнему призрачность, символизирует серый
цвет”.

3.3. Черный.

Еще Стефан Цвейг обозначил противоречие черного цвета и общепринятой морали белого – “черным флагом аморализма”. Часто черный цвет ассоциируется с пустотой и горем. С сексуальностью Черной Девы. Действительно, в пережиточных обществах этнографы встречались с такой магической характеристикой женского «низа» как чернение половых губ, «для того, чтобы больше понравиться». Вообще говоря, магию как функцию женского бессознания уже Фрезер называл «черной нитью». Черные вороны, черные голуби и черное пламя фигурируют во многих мифах и легендах. Все они являются символами черной, оккультной или бессознательной мудрости, как замечает Керлот.

Нередко в мифах черный цвет сопоставлен с опасной, инфернальной стихией, с иррациональностью и непознаваемостью будущего времени. С мистическим влечением к женскому лону. «Дщери Иерусалимские ! Черна я, но красива...» (Псн.П.1, 4). Еще Виктор Гюго и Рихард Вагнер отмечали прямую близость черного цвета и материнского начала (рождение из черного и ночь как мать зарождения). Да и без магии любой материалист нам скажет, что именно черный уголь и черная нефть дают всю палитру радующих глаз цветов. В самом деле, черный сохранил все цвета живущих когда-то цветков.

В рассуждениях о душе человеческой Платон (Федр, 253 d) наделил черным цветом бессовестную ее часть, которая (вопреки традициям общества) неистово добивается своих низменных желаний. И Платон же полагал черный цвет наиболее верной характеристикой будущего времени.

В “черный” пост (9-е Ава) иудеи надевают черную одежду и даже занавес на священном шкафу, где хранятся свитки Торы, меняют на черный в память о разрушении Храма и народных несчастьях. И во время молитвы в синагоге полностью гасят свечи и плачут в темноте. “Черный глаз – минуй нас!”

В буддизме черным характеризуется темнота скрытого (стесненного) бытия. Однако конфуцианство каким-то образом усмотрело в этом цвете символику мудрости и знания. Индуизм же связывает черный цвет с чувственным движением “вниз”.

Каббала считается с царской властью этого цвета и соотносит его с пониманием ощущений. Так совершенно черная “храмина размышления” наводит неофита-масона на мысли о бренности и тленности жизни на Земле. И при посвящении в высшие степени масонства черный бархат ложи или мантии старшего святого брата говорит о “цвете смятения – цвете первоначала Премудрости”.

Черным цветом в христианстве наделяется Дьявол и Ад. Отсюда и цвет панихид – черный. В католичестве черные одеяния священники используют при службах по усопшим и во время Доброй Пятницы. Черный (или темно-коричневый) в православии наиболее близок по духу Дням Великого Поста. “В посту… изменяется вся атмосфера в храме – священнослужители облачаются в темные богослужебные одежды, иконы украшаются черными пеленами, напевы становятся печально-проникновенными и покаянными…” – пишет доц. прот. В. Федоров.

Показательно, как религия может воздействовать на цвейговский аморализм бессознания нашего. Продолжим прерванную цитату: “Телесный пост неотделим в сознании православного человека от поста душевного, который есть вытеснение из души благодатию нечистых мыслей, чувств, влечений и одновременное возгорание чистой любовью к Богу и людям”.

В геральдике черный означает благоразумие и мудрость. Черный – это абсолютное поглощение всех цветов. И “света” с его условностями, моралью и правопорядком. И по визуально-физическим свойствам черный цвет характеризуется такими значениями, как темный, трудный, тяжелый, теплый, впитывающий, всасывающий, поглощающий. Об этом же говорят и устойчивые словосочетания типа «черная работа», «черный рынок», «черный юмор» и т.п.

Черный цвет ауры отмечают экстрасенсы. Хотя и непонятно, как этот цвет может характеризовать “ненависть, злобу и мстительность”, если аура ментального тела – это свечение. Вопрос: может ли быть свечение черным? Черный свет – визуальный нонсенс. Однако ауру не каждый увидит. Наверное, это имел в виду Яков Бем, когда утверждал, что черный цвет «не принадлежит к числу цветов. Он – мистерия, таинство, которое невозможно понять». Мы уже видели связь будущего времени и бессознания с черным цветом – с непознаваемым. Очевидно, в этом смысле черный и не относится к числу цветов, которые мы пытаемся познать для оптимального использования в цветовой терапии.

Психология цвета утверждает, что лица, выбирающие черный цвет и ставящие его на первое место (среди ахромных), находятся в оппозиции к обществу. Испытывают явное отвращение к происходящему. Проявляют агрессивность в сочетании с деструктивной и импульсивной тенденциями. Негативизм, конфликтность и четкая позиция протеста. Так, и де Боно связывает черный цвет с негативизмом и искренней убежденностью в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо» И, как подчеркивает де Боно, негативизм черного цвета не имеет отношения к разрешению проблем, он лишь указывает на их наличие. Образно говоря, черный – критик, а не творец, аналогично тому как женское бессознание в состоянии аффекта критикует все то, что творить придется мужскому подсознанию (см. серый цвет).

Черные одежды носят обычно агрессивно настроенные упрямцы, протестующие анархисты и др. Поэтому в нем можно видеть и помощь слабовольным пациентам в укреплении силы духа. “Черный юмор” – это переворот интеллекта (обратный религиозному перевороту в посту). Здесь уже правит не белое сознание, как в сатире, и не подсознание, как в юморе светлом, обычном. Здесь правит бессознание и его черные законы. Черный цвет одежды выбирают те, кто пошел против общества, против общественного сознания. Это и нигилисты XIX венка, и битники 50-х, и рокеры 80-х, и бандиты 90-х годов XX века.

Любопытное по своей проницательности толкование белого и черного цветов дает Татьяна Забозлаева, когда говорит о причинах их возникновения в период ампира. Считая белое и черное принципиальным отсутствием красочности, она пишет: “К власти пришли строители нового мира, которые все начинали с нуля…” Смысл этого сочетания раскрывается просто: от бессознательной жизни (черный) перейти к сознательному (белый) построению нового мира… Действительно, и большевистские ленинцы 20-х, и американские мафиози 30-х, и российские бандиты начала 90-х годов или банкиры конца XX века – все они начинали с нуля. Все они начинали с черного.

Вместе с тем мрачность черного цвета никак не сказывается на его чрезвычайной популярности у женщин. Это до сих пор удивляет психологов: нравится одно, выбирают другое, а носят третье… Здесь-то мы и видим всю “противоречивость” логики женского интеллекта. Сознанию нравится белый, для мужа выбирается серый, а для себя, для бессознания – черный.

Хотя и оказывается, что не все женщины знакомы с целительным свойством этого цвета. Например, сексологи и сексопатологи лечат аноргазмию советами типа “сосредоточьтесь на своих ощущениях, и Вы достигнете оргазма”. Казалось бы, все правильно: ощущения отвечают функциям бессознания, возбужденное состояние которого и должно доминировать в половом акте для достижения оргазма. Но программная установка сексолога на “сосредоточение” обязательно включает тормозящее все и вся сознание. Белый цвет последнего никак не вписывается в черный цвет бессознания…

Это не метафора. В самом деле, зрелым женщинам известны приемы переключения обыденного сознания на доминанту бессознания ярким представлением черного цвета… И этот-то черный и рождает то самое сновидное состояние интеллекта, когда наяву все бывает лучше, чем в самом хорошем сне… В этом и заключается “сексуальность черного цвета” – ни-о-чем-не-думание, не-сосредотачивание, вообще-ничего” – только черный цвет (нашего бессознания). И сам собою приходит оргазм…

Как поглощающий все цвета спектра, черный цвет великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все их лечебные свойства. Поэтому в отдельных случаях он может рекомендоваться в качестве общеукрепляющего лицам с ослабленным здоровьем. Выпью только для того, чтоб взбодриться, не хмелея, Все равно от черных кос неизбежно опьянею, — писал Дехлеви. Считается, что черное белье вошло в европейскую моду с сексуальной революцией. Однако задолго до этого в галантном веке были модны черные мушки, в конце XIX века стали модны бархотки на шее (“Олимпия” Мане), черные чулки и т.д.

Черный цвет сублимирует в себе хроматический архетип иррационализма. В хроматической модели интеллекта черный сублимат непосредственно связан с общемировым бессознанием женщины. Временной аспект черного сублимата – будущее: “Не знаем, куда придем… Нам туда не заглянуть никогда…”


Глава 4. ПОЛИХРОМНЫЕ ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА

Название «теплые» эти цвета получили вследствие того, что оказались жестко связанными с цветами «теплых» предметов типа огонь, кровь, солнце и т.п. Эти цвета возбуждающе действуют на интеллект прежде всего через симпатический отдел вегетативной нервной системы, который связан с функционированием таких функций бессознания как пищеварение, сердцебиение, терморегуляция и т.п. Как при активации симпатического отдела, так и при действии теплых цветов бессознание, если можно так сказать, противостоит внешнему воздействию различными путями. Здесь и расширение зрачков, и усиление сердцебиения, и расширение бронхов, и выведение глюкозы из печени и т.п. Эксперименты ученых с рН-метром показали, что воздействие на интеллект теплыми цветами обладает своеобразным окислительным эффектом. Теплые цвета характеризуют экстравертные типы интеллекта.

4.1. Красный.

Как говорил Василий Кандинский, “беспредельное красное можно только мыслить или духовно видеть”. Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен. Так, если в могильниках древних обществ красной охрой посыпали тела умерших в знак воскрешения из мертвых, то перед обычной охотой мужчины красились в красный цвет для придания своему духу энергии, активности и бесстрашия.

В Древнем Египте красной или красно-коричневой краской всегда окрашивались изображения богов и мужчин. В иудаизме красный цвет символизировал не только мерзости и грехи всякие, а и сам День Страшного суда. Но одновременно красный украшал и стены первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и одеяния воинов. Так, щит героев Израиля “красен, воины его в одеждах багряных... в день приготовления к бою” (Наум 2, 3).

Все это, да еще пожалуй, тот факт, что красный посвящен в христианстве Святому Сыну, позволяют понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества. “Убеление риз кровью Агнца” – что это, как не осознание своего бессознательного порождения через мучение. Дни святых пишутся красным цветом. В православии красный цвет вслед за белым продолжает пасхальное богослужение как символ неизреченной любви Бога к роду человеческому. Как цвет крови он используется также в красных или багряных облачениях, надеваемых для служб в честь мучеников. В католичестве красный цвет символизирует не только дни мучеников, но и собственно Троицу. Цвет кардиналов как слуг Папы. Означает рвение в вере, силу и достоинство.

Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. Экстрасенсы усматривают в ауре красного цвета следующие оттенки и смысловые значения: красный с оттенком пламени – чувственность и животная страсть, багряно-красный – гнев, светлые тона малинового – любовь, соединенная с высшими чувствами.

А Каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью. В алхимии “красный” символизирует “мужской принцип”, связанный и с Драконом, и с Солнцем, и со Львом различными стадиями “Великого опыта”. В масонском обряде наиболее ярко это следует из алых “цветов борьбы” андреевских лож. Близки к ним и красные тона “Королевской арки” или тевтонических крестов высшей ступени посвящения.

Обыкновенно красный цвет ассоциируется с мужским активным принципом, с кровью, с огнем. Практически все культуры исповедуют этот принцип. “Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в этом цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов” (Гете).

Поговорка “Дурак любит красное” справедлива не только в России, ибо красное – это средоточие бессознательного, физического, физиологического. Красный фонарь, например. Или красный цвет бога войны – Марса. Или красные накидки самых воинственных воинов – лаконийцев и римлян. И наконец, красный цвет крови. Если все это не убеждает, то вспомним имя нашего прародителя: Адам означает “красный человек”.

И в России красное стало синонимом красивого. Красная площадь, красный угол, красная строка. И даже дéвица у нас, и та – крáсна. А ведь красным характеризуется экстремальное состояние женского интеллекта при месячных и родах. Не зря же в древних и пережиточных обществах красным цветом наделяли шаманок в их экстремальных службах племени. И красным же цветом экстремумов смущения или стыда наделяется женщина, но не мужчина, который, как мы только что видели, и так красный.

В Европе красный цвет одежды соответствовал действию, горению, страстности, желанию и воле к победе. При Бургундском дворе красные одежды означали “пламенную и страстную любовь”. Сочетание красного с черным – “смерть любви”, а красного с голубым – “непоколебимую верность вечной страсти”. Отсюда возникают ассоциации и с любовью, с сексуальным возбуждением, страстностью и т.п. Не зря Рембо полагал, что женщину в красном легко соблазнить. Ибо красным цветом она уже “высказывает”, что “была бы не прочь испытать некоторое возбуждение”. Вспомним, что мужчины красный цвет считают любимым много чаще, чем женщины. Хотя он одинаково сильно возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское – физическое, мускульное.

Красный фригийский колпак французских коммунаров являлся знаком борьбы за свободу, которой добивались рабы Древнего Рима. Аллегорически он связан с социологическим значением “красный”. То есть политически крайне левый – ярый приверженец потрясений и революций. Вспомним “Белую книгу” и поймем, что “белые и красные” – это традиции и их ломка со времен Гражданской войны. Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение. По данным Э. де Боно красный является очень эмоциональным цветом, так как символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Повышая уровень активности, красный заставляет больше внимания уделять и окружающему миру.

В самом деле, хроматические свойства красного таковы, что днем он приближается к нам, выступает вперед и даже наступает на нас. А в сумерках служит фоном и создает странное впечатление глубины, происхождение которой также не оставляет в покое. Поэтому мощное возбуждение психики от красного цвета имеет весьма навязчивый характер. Своего рода принудительный стимул к активной экстраверсии. То есть к деятельности, направленной вовне личности. В этом принуждении участвует весь организм человека. Пульс учащается и усиливается. Увеличивается артериальное давление крови и внутриглазное давление. Дыхание учащается и углубляется. Активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, так как время в красном цвете переоценивается. Может поэтому красные стены бистро и кафе располагают людей к более быстрой еде.

Заметим, что скорость движений всегда больше у мужчин. Женщины же время вечно недооценивают. Вечно опаздывают. Красный цвет освещения в 2 раза увеличивает силу сжатия кисти. Да и вообще, за счет возбуждения нервной системы красный вызывает в начале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26%. Ибо увеличивается мышечное напряжение и скорость движений. Ускоряется реакция “счет чисел”… Однако при адаптации к красному цвету число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда – на 34% (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности.

Соотнесение звука и цвета показывает громкий характер красного. Спокойно его не вынести. К нему применимо, наверное, только определение Шопенгауэра: “Сила шума, которую спокойно может вынести человек, обратно пропорциональна его умственным способностям и поэтому может служить довольно точным мерилом этих способностей”.

Какие же способности у красного цвета? Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменом повышает его выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам – несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цветового ряда предпочтений. Красный цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Улучшает динамичность жизни и даже предприимчивость. И не обязательно иметь красный автомобиль. Иногда достаточно красной пачки сигарет или красный галстук, чтобы углубить свою эмоциональную жизнь.

Поэтому в качестве возбуждающего красный весьма эффективен при лечении депрессий, подавленности и меланхолии. Уже д-р Бэббитт заметил, что красные цвета освещения (фильтры на окнах, шторы и др.) противопоказаны сангвиникам и холерикам. С. Пэнкост использовал красные световые ванны при лечении параличей, истощения и туберкулезов третьей степени. Некоторых людей, по данным У. Бера, этот цвет возбуждает и опьяняет так, что у них резко понижается рациональный контроль за своими действиями.

Из-за значительной проникающей способности в кожу он болеутоляюще воздействует на нервную систему. Наиболее эффективен при лечении гиперстезии как основы большинства симптомов неврастений. При этом часто проходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др. Доктор Вайс рекомендовал одевать во время цикла красные трусики или колготки для уменьшения болей и напряжения. Рекомендации оказались достаточно плодотворными. Вайс объясняет это действие цвета эффектом резонанса и близостью этой зоны к красным цветам. Красная шерстяная нитка, обвязанная вокруг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и скорейшего выздоравливания.

Красный стрептоцид как прообраз современных сульфаниламидных препаратов не одному поколению спас жизнь. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии, так что увеличивается число эритроцитов. За счет выделения адреналина при воздействии красным цветом повышается физическая активность. Улучшается пищеварение. Улучшается аппетит и растет вес ребенка. Возможно, это и привело немецкого исследователя семантики цвета Ульриха Бера к соотнесению красного цвета с возбуждающей материей жизни, то есть по нашей терминологии – с бессознанием.

Красный прекрасно способствует заживлению ран за счет глубокой проникающей способности. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном свете лечатся язвенные болезни желудка, воспаления гениталий и др. Хорошо зарекомендовали себя рекомендации по лечению красным цветом острых экзем, кори, оспы, рожистых процессов и др.

В хроматизме красный цвет сублимирует архетип тотемизма. В сублимате же красного цвета заключено хроматическое проявление мужского бессознания – при нормальных, и женского – при экстремальных условиях жизни.

Розовый.

Как разбеленный оттенок красного, розовый обычно ассоциируется с цветом духовной радости. Так, в христианстве розовый – цвет мучеников Одним из высших званий “Королевской арки” является “Суверенный принц Розового креста”. И дело здесь не только в Розе – символе земного воспроизведения, но и в ее розовом цвете.

В одной из педиатрических клиник Франции исследовательская группа, используя данные функциональной психологии, рекомендовала ввести розовое белье для маленьких пациентов. После этого резко возросло количество поправляющихся детей. Администрация клиники хотела поэтому пойти дальше. Зная, что хорошее самочувствие пациентов зависит от цвета интерьера, она решила окрасить стены, потолки и мебель в тот же цвет, что и рубашки. Что из этого получилось, мы не знаем. Однако можно полагать, что принципы цветового утомления распространяются на детей не в меньшей степени, чем на взрослых.

Розовый многие называют приторным, находя в нем некоторую слащавость и чрезмерную сладость. Как писал Дехлеви, У роз твоя, о роза, красота, // И дали цвет вину твои уста. Любопытный пример использования розового цвета приводит американский цветотерапевт Линда Кларк : женщина 50 лет, Ивон Мартин, только что потерявшая мужа и ужасно выглядевшая, принялась «дышать розовым цветом» и через 9 месяцев стала моложе на 20 лет. Ее перестали узнавать знакомые, а подруга заметила: «такими темпами ты скоро превратишься в девочку». Пришедшая к ней корреспондентка дала Ивон «не больше 25 лет, лицо без морщин и следов косметики». На вопрос, как это произошло, как она впервые стала дышать розовым, Ивон рассказала, что почти во сне увидела светящийся шар глубокого розового цвета, которым почему-то должна дышать утром и вечером, направляя все свои мысли на омоложение определенных зон своего тела.»Я дышала этим розовым, задерживала дыхание, зрительно представляя часть которую лечу, гладкой и без морщин. Так три раза подряд для каждой части, постепенно морщины стали исчезать, тело начало приобретать молодость, в зеркале я видела себя все более и более соблазнительной».

Итак, мы встретились с терапевтическим действием розового цвета как на детей, так и на взрослых. На чем оно может быть основано? Розовый цвет образуется смешением красного и белого. Красный, как мы уже видели, сублимирует свойства мужского бессознания, белый – материнского сознания. Возможно, именно это сознательное направление красной бессознательной энергии на стареющие части тела и дало описанный положительный эффект омоложения. В самом деле, сочетание в одном цвете материнской любви (белый) с мужским (красным) утверждением собственной страстности дает начало рождению

Не зря же розовую ленточку повязывают поверх одеяла девочки, ждущей единения с миром будущего материнства. И конечно же, не зря лесбиянки, одухотворенные извечным влечением к лону Великой Матери, называют себя “розовыми” во всех частях света. И уж конечно, не требует доказательств розовый цвет “женского треугольника” в гербе Международной ассоциации лесбиянок и геев.

А идиома “розовые очки”… Не говорит ли ее смысл о странном приукрашивании “красного принципа” нашим обеляющим сознанием. Цветом рая называл розовый Н. Гумилев и одновременно писал: «Ты хочешь, чтоб была я смелой, // Так не пугай, поэт, тогда // Моей любви, голубки белой // На небе розовом стыда.». О розовом цвете любви говорят и экстрасенсы, которые видят “красивые арки розового цвета меж головами влюбленных”. И в отличие от пессимистов, видящих все и вся в черном цвете, оптимист всегда и все воспринимает в розовом. Очевидно, и здесь прослеживаются цветовые проекции на принципы существования человека в светоцветовом мире.

Теория хроматизма рассматривает розовый как аддитивную смесь красного и белого. То есть – сублимат мужского активного бессознания и сохраняюще-материнского – общечеловеческого сознания. Именно это позволяет говорить о розовом как цвете молодости, надежды и духовного единения с миром.

4.2. Оранжевый.

Как заметила Ингрид Ридель, оранжевый объединяет в себе солнечное сияние желтого и жизненную силу красного цвета. Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла. Символически этим цветов в Древней Индии обозначали «эротическую настроенной обоих полов»

В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций также обоих полов. Тантрическое же учение усматривает в оранжевом энергетическом центре способность вознесения к чистому искусству (сублимация?). Здесь же появляется и возможность освобождения от таких пороков, как страсть, похоть, жадность, ревность и т.д.

Экстрасенсы находят в ауре ярко-оранжевых оттенков такие черты как гордость и честолюбие. Любопытно, что почти такими же значениями наделяет блестящий оранжевый народная мудрость: “Рыжий да красный – человек опасный”. Кандинский почему-то также отметил “особую неустойчивость и неточность” оранжевых оттенков. Каббала же придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца. В православии оранжевые цвета одеяний наряду с желтым (золотым) цветом олицетворяют славу, величие и достоинство. Присвоены воскресным дням как дням Господа – Царя Славы.

Вообще же, этот цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, радостью и пламенем. Почему с пламенем и т.п. – понятно. Но кто-нибудь может объяснить, почему с роскошью? Откуда могла взяться эта странная ассоциация? Мог ли быть апельсин роскошью, скажем, для мандарина? Или ассоциации наши порождены северянами, для которых оранжевый цвет – в самом деле роскошь?

Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее влияние на чувства. Увеличивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по сравнению с белым. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность при условии периодического отдыха. При длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение. Легкое ускорение кровообращения практически не сказывается на давлении крови. Незначительно учащает пульс и дыхание.

По данным психологии цвета, красновато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям. Стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений. Оранжевый – это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими. Влечение к стихийным действиям. Тяготение к неосознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям.

В цветолечении оранжевый цвет оказывается промежуточным между красным и желтым. Применяется при лечении детской апатии и анемии. Доводит число эритроцитов и гемоглобина до нормы. По Вайсу, оранжевый цвет обладает стимулирующим действием на грудные железы и благоприятствует выработке молока. Нередко поддается лечению и диспареуния. Ибо интимная жизнь в идеальном случае предполагает прежде всего единство мужского и женского восприятия. Оранжевый цвет и создает это единство. Желто-оранжевыми лучами д-р Бэббитт лечил следующие заболевания: анемические состояния и малокровие; запоры и истощение; аменорею, расстройство менструального цикла; недостаточность функций печени, почек и органов малого таза; твердые хронические опухоли, отеки; бронхит, воспаление легких, простуду; паралич, ревматизм, ознобы; подавленность, переутомления и т.д.

Оранжевые цвета благоприятно действуют на пищеварение и усиливают аппетит. Любопытную психологическую реакцию оранжевый вызывает у пациенток, страдающих излишней полнотой и диспареунией (аноргазмией и т.д.) – они его начисто отвергают. Так же, как красный и желтый. И предпочитают сине-зеленые тона. При функциональном происхождении этих заболеваний, однако, может назначаться именно теплая гамма цветов. Это создает у пациента все условия для динамического перехода к активности параллельно с психотерапевтическим курсом лечения. И несмотря на вызываемый им аппетит, полнота пациенток уже через 3-4 сеанса цветолечения заметно убывает. Разумеется, конкретные рекомендации могут быть даны цветотерапевтом лишь после индивидуального тестирования пациента.

В хроматизме оранжевые оттенки сублимируют архетипы буддизма и даосизма. Единство мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате означает единство красного и желтого. То есть, единство их общечеловеческих функций. Это ли не роскошь! Иметь одинаковый взгляд на жизнь. Возможно, это сказывается и на предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости: по Люшеру, они чаще выбирают красно-оранжевый цвет.



Коричневый (затемненный оранжевый).

Это чисто земной цвет – тут и шкуры животных, кал, почва, кора деревьев и т.п. И ассоциируется он у большинства людей с приземленностью, с укоренением повседневности. Вместе с тем, индийские традиции (передавать в цвете свои эмоциональные состояния) наделяют эротическую настроенность и коричневым цветом. Так, и в западной культуре коричнево-красный цвет в качестве самого любимого говорит о страстном желании физического истощения. Иногда он остается даже в случае явного переутомления. Например, при супружеской неверности или ревности.

А в христианской символике этот цвет обозначает даже духовную смерть. С коричневым цветом поэзия ислама связывает функции гибели и распада. В самом деле, коричневый напоминает нам гниение зеленого, цвет болота под зеленым покровом, цвет торфа как сгнивших растений. И хотя в Коране фигурирует выражение “коричневый сор”, мы не найдем, наверное, ни одной мечети без деталей этого цвета на зеленовато-голубом поле куполов и украшений.

В ауре тускло-коричневых тонов экстрасенсы замечают признаки себялюбия, а в красновато-коричневых – скупость и жадность. Быть может, поэтому встретить коричневый можно только в прозе, но не в поэзии.

Как и красный или оранжевый, коричневый также является громким и шумным цветом. У эмпатиков отмечается его способность к укачиванию и усилению морской болезни.

Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктивную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потребностям. По мнению психологов, лица, предпочитающие коричневые тона одежды, имеют весьма устойчивые взгляды на жизнь. То есть постоянны, умеренны, аккуратны. И обычно консервативны.

Коричневатых оттенков сердолик принято подразделять на “мужской” – темно-коричневый и “женский” – розовато-оранжевый. Но коричневые платья гимназисток и недавних школьниц имеют такое же отношение к женскому полу, как “вечная женская тайна” к рекламе прокладок на TV.

Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создает зависимость от общества и нужду в его поддержке. Как ярчайшее проявление животного начала в человеке, коричневый может вызывать асоциальность и антиобщественное поведение. Больному в коричневом цвете кажется, что этим он укрепляет свое положение в обществе.

Эпитет “коричневый” нередко употребляют как обозначение политических пристрастий к национал-социализму. В 1918 году Кандинский отмечал: «Густо-коричневое повисло будто на все времена».

Наглядную версию происхождения этого эпитета высказала Татьяна Забозлаева. Первые фашистские объединения появились в среде крестьян, для которых коричневый цвет был и привычен (земля), и необходим для жизни (хлеб). Именно эти символы сытости и благополучия показаны в романе Вайскопфа “Лисси”, описывающем безбедную жизнь героини после того, как муж стал фашистом. Коричневый кофе, темно-коричневые ломти хлеба с маслом и желто-коричневым медом. Недостает шоколада, но это не проблема. Как замечает Забозлаева, коричневый – цвет нищих, прорвавшихся к медовому пирогу. Поэтому-то хроматическим архетипом тоталитаризма (любого вида) является именно коричневый сублимат – это главенство черного бессознания над оранжевой “обезличенностью” мужского и женского бессознаний.

Вместе с тем увлекающемуся излишней рассудочной деятельностью и пренебрегающему земной жизнью пациенту могут быть рекомендованы именно коричневые цвета. Коричнево-желтые оттенки свидетельствуют о потребности в забытьи или в ласково-чувственных наслаждениях (“медовый месяц”, коньяк, шампанское, наркотики и др.).Коричнево-зеленые тона как предпочтительные содействуют расслабляюще-чувственным восприятиям в ощущениях собственного тела при внешне возбуждающих развлечениях (путешествия и др.).

Коричневые тона подкрепляют интеллект эротикой, вином, телесно-чувственными ощущениями, сексуальным удовлетворением и др. Как показывает практика цветотерапии, коричневый цвет периодически необходим и лицам, желающим просто “расслабиться”. Пожить в простом крестьянском доме, побродить по лесу, порыбачить, поохотиться и т.п. В общем, отдохнуть от достаточно навязчивых условностей цивилизации. От собственного сознания.

4.3. Желтый.

Как считал Гете, желтый цвет всегда несет с собой свет. В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Если уж мы говорим о гендере, то можем ли приписать эти свойства «мужчине»? Вряд ли. Вместе с тем, солнечно-желтый как цвет божественного озарения обычно ассоциируется и с цветом Афродиты , и с одеждами Афины, и с ореолом Аполлона, и с аурой Будды, и с нимбом Христа. То есть не только с обычным женским, но и с экстремальным мужским (цветом творцов).

Еще в Древнем Египте изображения богинь и женщин канонически окрашивались в желтый цвет (ср.с красным изображением богов и мужчин). В традиционном Китае (где долго царили матримониальные отношения и женщина занимала центр мироздания) желтый цвет считался священным и обозначал женственность (Инь) земли (И цзинь). Относительно патриархальных обычаев Запада эта культура может считаться как бы перевернутой. То есть пребывавшей в экстремальном состоянии интеллекта. В таком состоянии именно император мог носить самые царственные (женщины царствовали в семье) цвета. И прежде всего желтый. Согласно Конфуцию, желтый цвет должен символизировать веру. А ведь всем известно, что большинство истинно верующих – женщины.

Индуизм улавливает в этом цвете бессмертно-жизненную истину, наделяя им семя человеческое. В энергетическом центре желтого цвета тантризм усматривает увеличение жизненной силы и приобретение крепкого здоровья. Тут же находится и способность ясно излагать свои мысли (опять женщины!). Показательно, что экстрасенсы, отождествляющие интеллект с интуицией, находят в ауре золотисто-желтого цвета высокие умственные качества и широкие, блестящие возможности.

Золотые и желтые цвета одежд православные священники надевают на богослужения праздников Иисуса Христа (Рождество, Сретение, Преображение, Вознесение), в воскресные дни, а также в дни памяти апостолов и святителей. В католичестве светло-желтый цвет символизирует интуицию, интеллект и веру. А также – истину, обретенную в откровении, и эмоциональную теплоту Солнца.

Духовную красоту характеризует золотисто-желтым цветом Каббала и франкмасоны. Однако желтый флаг в Европе означал карантин. Примечательно, что до XII века, по данным Л.Н. Мироновой, желтый цвет имел преимущественно положительное значение; после XII – приобрел смысл измены, лжи, продажности (изображение Иуды в желтых одеждах), бесстыдства и т.п. И жертвы инквизиции шли на костер в желтых одеждах.

Заслуживает интерес и особый характер “понимания” этого цвета в России начала XX века. Желтые тона “Мира искусств” тогда прекрасно уживались с фиолетовыми цветами модерна. Желтый Бакст и сиренево-фиолетовый Врубель. Синий Блок и желтый Маяковский… “Как перевернут сновидно мир весь”. В России даже золотистому лютику было присвоено насмешливое “куриная слепота”. Вспомним: “курица – не птица, баба – не человек”. Не говорит ли и этот ряд о сочетании золотисто-желтого цвета с женским началом. Собственно, с женственностью, с ослепительным цветом женского тела. Женского бессознания. Поэтому женщинам, продающим свое тело (свое бессознание) под “красным фонарем” выдавали не красные, а “желтые билеты”. Ибо красный привлекал мужчин, а желтый (как “паспорт” женского тела) характеризовал проституток.
Золото и женщина... Любопытно, что по золотым кольцам в ушах уже в глубокой древности различали социальное значение главного – правого и подчиненного – левого. Так, лишь знатные персы и греки золотое колечко носили в правом ухе. В левом колечко носили исключительно рабы. «Протяни, о кравчий, чашу, золотую, цвета меда, // Той подобную, что кружит виночерпий небосвода,» —писал Дехлеви на одном из пиров. Сейчас эти традиции не помнят даже геи. Лишь женщины сохраняют все традиции Белого Света: серьги и в правом, и в левом ухе означают многое. Повелительница ли рабов? Или рабыня повелителя? Это знает только женщина. Ибо золото – это ее цвет. С.С. Аверинцев также считает, что христианская трактовка золота являет собой божественную чистоту девственного сияния. Или, говоря мирским языком, женского бессознания.

Еще Аксаков задавался вопросом: Какой “златою серединой” // Ты путь опасный проходил? И кто, как не женщина, “усреднит” своим сиянием любые крайности детей ли, мужчин или подруг. Кто, как не женщина, отдаст Богу Богово. Лицезрение золота, как писал Омар Хайям, “дает свет глазам и радость сердцу… Оно делает человека смелым и укрепляет ум”. Кто же, как не женщина, способен сделать человека смелым. Кто укрепляет ум мужчины. Кто дает свет глазам и радость сердцу. Только женщина. И еще ее солнечный символ – золото (Откр. 12.1): “И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце”.
Золотисто-желтый связывается также с лучисто-интуитивной целеустремленностью или с интеллектуальным оптимизмом. Кандинский усматривает в этом цвете стремление к человеку – стремление перешагнуть границы обособленности каждого из нас. Д-р Вайс вслед за Кейсом полагает, что у людей, имеющих в ауре золотисто-желтый цвет, от природы прекрасные умственные способности; они доверчивы и легко учатся. А кто более интуитивен, доверчив и легко учится, женщина или мужчина? Безусловно, женщина.
Восприятие желтого цвета вызывает более нежное, по сравнению с оранжевым, действие на пульс и дыхание. То есть бодрое, веселящее возбуждение. Возможно, это связано с тем, что желтый цвет как бы исходит от своей поверхности и распространяется на расположенные рядом с ним цвета. А может быть, потому что желтый наиболее благоприятен для большей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулируя этим деятельность мозга, он вызывает у человека интеллектуальный интерес к объективному миру. Вероятно, поэтому ярко-желтый цвет часто отвергается алкоголиками. Хотя здесь следует учесть и тот факт, что желтый принимает участие в развитии головокружений.
Целительные свойства желтого цвета, согласно практике д-ра Бэббитта, могут использоваться и приемом внутрь воды, заряженной в бутылках желтого стекла на солнце. По этой методике лечатся хронические запоры и бронхит. Прием от 2 до 4 чайных ложек заряженной воды перед приемом пищи.
В функциональной психологии предпочтение желтого означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия. Значение желтого цвета обычно включает и живость чувств в самораскрытии интеллекта. И радостную бодрость при нежных возбуждениях. Сюда же можно отнести и эксцентрические устремления к снятию напряжения в познании тайн бытия. А также – ожидание контактов в поисках счастья и смысла жизни.
Интересно сопоставить любовь к желтому беременных женщин, которые прошли курс обучения для “безбоязненных” родов, и грудных детей. С одной стороны, желтый излечивает детскую анемию. А с другой, успокаивает отдельные виды женских психоневрозов и препятствует колебаниям в состоянии здоровья. Пристрастие женщины к желтому цвету одежд часто говорит о самовлюбленности, о скрываемой чувственности и женственности, которая в сексе легко обращается в красную активность мужского начала. Наверное, поэтому незамужние беременные женщины, для которых ребенок будет совсем “нежеланным”, категорически отвергают желтый цвет. Психоаналитики полагают, что в этих случаях сказывается тематическая фиксация при сужении области переживаний и самораскрытия, озабоченность и т.п.
Де Боно соотносит желтый цвет с оптимизмом и жизнеутверждением, в котором живет надежда и позитивное мышление и поиск возможностей. Очевидно, прежде всего при жизненных разочарованиях может оказаться полезным действие желтого цвета как ярко выраженного стремления к человечеству. К интуитивному преодолению межличностной напряженности. К непринужденности в общении. Или в ожиданиях.
В хроматизме желтые тона сублимируют архетипы иудаизма и определенных индуистских верований. Сублимат желтого цвета откровенно выявляет хроматические черты женского бессознания, при нормальных условиях жизни, и мужского – при экстремальных.
Оттенки желтого.
Если светло-желтые тона связаны с солнечным светом, а следовательно, и с первопричиной жизни, с первыми весенними цветами – одуванчиками, с выводком цыплят, золотом или лимоном, то затемненные тона желтого цвета – с гноем, мочой и калом, с цветом жалящих ос, с неподвластными человеку песками пустынь (У. Бер).
Быть может, поэтому темно-желтый цвет обычно ассоциируется с изменой, скупостью и недоверчивостью, то есть с качествами, которые XII век обобщил на все желтые цвета. Прекрасные примеры этого приводит Сергей Эйзенштейн относительно желтых тонов жен: желтый цвет – цвет обманутых мужей, желтый бал – бал рогоносцев, а выражение “жена окрашивала его с ног до головы в желтый цвет” означает, что жена ему изменяла.
Как это понимать? Если желтый – цвет женского тела, цвет женского бессознания, то почему он становится цветом рогоносцев? Одну сторону мы уже видели выше (аноргазмия). Однако существует и другая сторона медали. и ответ здесь не так уж прост, как кажется. Очень редко женщина изменяет без влюбленности. Влюбленность же оборачивает цвет ее бессознания в красный. И мужу ничего не остается (для устойчивости их семьи), как окраситься в ее желтый цвет. Он становится женщиной. Ждущей своего активного партнера. Но у мужчины преобладает серый цвет воображающего все и вся подсознания. И сочетание желтого и серого дает “все цвета ревности”. Те цвета, которые еще древние называли “желтым чудовищем”, “желтым глазом зависти”.
Или как отмечал Гете, “незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия”. Итак, грязно-желтый цвет – знак позора, ненависти, безумия и болезни. Быть может, поэтому и Кандинский утверждал, что желтое есть типично земная краска, связанная с выражением безумия, с признаками слепого бешенства. С этим загрязненным желтым связано и предательство Иуды, и желтые тона романов Достоевского, и современные выражения “желтый дом”, “желтая пресса” и т.п. В политологии известное обобщение “желтые” применяется до сих пор по отношению к профсоюзам, к Второму интернационалу как знак предательства, соглашательства.
Если следовать утверждениям этнологов (“желтое – это женское”), то получается, что женское бессознание, которое не достигло оргазма, действительно, безумно. Действительно, если оно просветлено, оно – солнечно. Если загрязнено остатком черного, не получившего выхода (аноргазмия), то – бешеное. Как наиболее близкий к коричневому этот цвет сублимирует в себе главенство бессознания женщины в интеллекте. То есть уход пациента в аффективность без осознания своих действий (скандалы и как следствие, – неверность, которая сопровождается скандальной ревностью и т.д.).
Глава 5. СЕМАНТИКА ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА
5.1. Зеленовато-желтый цвет
Как правило, зеленовато-желтые и желтовато-зеленые оттенки вызывают ассоциации с вынужденным раскрытием и связываются с распусканием почек на деревьях. Среди всех цветов зеленовато-желтый обладает наиболее ясной и отчетливой областью видения. Поэтому в нормальных условиях не утомляет зрение. Однако при укачивании, например, ухудшает самочувствие и усиливает вегетативные расстройства. Возможно, в силу перечисленных свойств зеленовато-желтый (цвет серы) в христианстве считается цветом повелителя ада Люцифера (в дословном переводе с латинского – «несущего свет»).
Предпочтение зеленовато-желтых тонов означает стремление человека устанавливать новые контакты или желать встреч с чем-то неизвестным. Вместе с тем зеленовато-желтые цвета предпочитают больные со склонностью к спазмам гладкой мускулатуры. Поэтому пациентам с желудочно-кишечными и др. заболеваниями следует внимательно отнестись к консультациям хромотерапевта.
Нежелательно использование этих тонов и в определенных случаях фригидности, когда женщина упорствует в желании снять внутреннее возбуждение только за счет действий партнера. Однако желто-зеленые цвета могут быть рекомендованы лицам, жаждущим внешнего возбуждения за счет новых знакомств или в путешествиях. Ибо к самонаблюдению желтого этими оттенками прибавляется внешнее самоутверждение зеленого.
5.2. Зеленый
Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И земная связана с Воскресением. С весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека. И ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Согласно де Боно, зеленый цвет как символ плодородия, как растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли символизирует создание ситуаций, пробуждающих сознание, или (как наделяет психология личности преимущественно мужской интеллект) «Я-концепцию». Да и «зеленый змий», или «зелье», или «тоска зеленая» – это тоже скорее мужские признаки, чем женские. Об этом же пишет У. Бер: «в зеленом сильнее всего выражается мужское начало».
В Древнем Египте зеленый — строго канонизированный цвет Осириса (“произрастающего”). Однако в статье, посвященной семантическому анализу символики цвета, Л.Н. Миронова утверждает, что зеленый не символизирует Осириса, а является им самим. Вместе с тем, немного далее в этом же исследовании зеленый рассматривается ею и как женский, поскольку проявляет пассивные свойства по отношению к мужскому красному и связан с землей как принципом женского начала. Однако, во-первых, в Древнем Египте существовало матрилинейные отношения, то есть женское начало доминировало над мужским. И. Во-вторых, с учетом того, что Осирис – муж Исиды и отец Гора, несложно понять, почему практически во всех интерпретациях принято считать, что Осирис (его сублимат - зеленый цвет) символизирует мужское начало, или, как отмечалось ранее, самосознание. Аналогичная семантика выявляется и в других культурах. Так, например, данные Л.С. Васильева (1970) указывают на однозначную корреляцию между мужским принципом “ян” и нефритом; при этом последний, согласно А.Е. Ферсману, всегда характеризуется зеленым цветом.
Смарагд (изумруд) являлся любимым камнем Соломона. Иначе говоря, зеленый – мужской цвет. “И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя” (Быт.1, 11), и стали “сыны человеческие... – как трава (Пс.89, 4-6). Как о сыновьях своих вспоминают они о ... дубравах своих у зеленых дерев...(Иер.17,2). Одним из живых знаков праздника Шавуот (Пятидесятницы) до сих пор являются зелень и цветы, которыми украшают жилые дома и синагоги. По преданиям, это связано с тем, что мать прятала Моисея в зеленых зарослях тростника на берегу Нила. Или с зеленой (тогда еще) горой – Синаем, где была вручена Тора.
В любом случае Пятидесятница – это праздник зелени. Зелеными ветками забрасываются полы, украшаются стены. Как в Древнем Египте зелень олицетворяла бога Осириса. Как в Древней Греции Дионис (Вакх) был увит зеленым плющом и зелеными виноградными лозами. Как христианская традиция на Пятидесятницу (50-й день после Пасхи) украшает зеленью дома и церкви. В Риме же мы находим любопытное сочетание слов vir (мужчина), viridis (зеленый, могучий) и virilis (мужской) со словами virgo (девушка) и virga (ветка, побег), которое может указывать на гендерную обоеполость зеленого цвета. Так, император Нерон имел обыкновение смотреть на мир сквозь изумрудные стекла.
По преданиям, зеленый хризопраз дает носящему его прекрасную память. В Индии же считалось, что зеленый цвет укреплял не только память, но и собственно знания. Конфуцианская традиция наделила зеленый цвет свойством гуманности. Практически эти же качества ауры ярко-зеленого цвета усматривают экстрасенсы: терпимость к мнениям и верованиям других, быстрая адаптация, такт и житейская мудрость. В зеленом энергетическом центре тантрическое учение находит прежде всего обретение власти над своим “Я”, ощущение внутренней силы и контроль над речью и чувствами. Приведение в равновесие мужской и женской энергии. Преодоление препятствий и трудностей. Так, Л.Н. Миронова находит в зеленом цвете
Рубрики:  иная реальность

Аарон_маг   обратиться по имени Суббота, 19 Сентября 2009 г. 22:33 (ссылка)
да. цвет важно.
Ответить С цитатой В цитатник
фортунчик   обратиться по имени Понедельник, 21 Сентября 2009 г. 00:08 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку