В прогулках по Санкт-Петербургу мы часто можем услышать от проходящих мимо экскурсоводов непонятные для многих туристов выражения. «Какой изысканный десюдепорт!» — восхищается один. «Взгляните на этот кессонированный потолок!» — восклицает другой. Человеку, далекому от мира архитектуры или, по крайней мере, редко посещающему интерьерные экскурсии, часто вообще непонятно, что это за звери — десюдепорты и кессоны.
Перед вами четвертая часть статьи об архитектурных терминах. В первый раз мы с вами взглянули на архитектурный ордер, во второй части материала поговорили о рустовке и маскаронах, третий пост был посвящен атлантам, кариатидам и нескольким другим элементам. Сегодня нам с вами предстоит в очередной раз пройтись по улицам Северной столицы и взглянуть на разнообразие ее архитектурных форм.
Один из самых часто используемых терминов, который я слышу на улицах или на экскурсиях — это эркер. Так называется выступающая за линию фасада часть основного объема здания с окнами. Эркеры могут быть различных форм — полукруглыми, треугольными, многогранными. Эта конструкция увеличивает площадь помещения и положительно влияет на количество поступающего света. Я слышал, что эркеры часто именуют балконами, хотя последние являются лишь выступающими платформами с ограждением, никак не влияющими на размер внутренних помещений дома.
Следующий элемент, который мы можем встретить на фасаде здания, — это замковый камень. Таким термином обозначается верхний центральный клиновидный камень в конструкции арки или свода. Он может быть выделен более крупным размером или декоративным элементом. Встречается и имитация замкового камня, когда эта деталь размещается без функциональной нагрузки, например в центре прямоугольного наличника окна.
Перейдем к более крупным архитектурным формам. Если взглянуть, например, на фасад Меншиковского дворца на Васильевском острове Санкт-Петербурга, то можно увидеть, что по бокам от основного объема центрального корпуса есть небольшие выступающие части во всю высоту здания. Это ризалиты, такие конструкции часто встречаются в центре или по бокам фасадов. Нужно заметить, что на первый взгляд ризалиты схожи с эркерами, и это действительно так. Отличие в том, что вторые имеют собственное основание и крышу, то есть не имеют опоры на фундамент.
Еще одна выступающая деталь фасада — мезонин. Только на этот раз эта часть объема здания расположена сверху. Мезонином называют неполный верхний этаж дома, обычно выстроенный в его центральной части.
И последний на сегодня термин — курдонёр. Я бы также отнес его к часто встречающимся названиям, которые можно услышать на экскурсиях или прочесть в описаниях домов. Курдонёром (от французского cour d’honneur) именуется парадный двор здания, ограниченный боковыми флигелями. Нередко курдонёр отделен от улицы оградой. Примеров таких дворов в Санкт-Петербурге можно привести массу — (дом Лидвалей на Каменноостровском проспекте, дом М. Н. Полежаева на Старорусской улице, дом трех Бенуа и др.).
На этом закончим сегодняшнее путешествие в мир архитектуры прекрасного Санкт-Петербурга.