Без заголовка |
Куклы сопровождали наших предков
с самого рождения.
И даже принимали участие в судьбе
еще неродившегося ребенка.
В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств. О куклах наших предков в ШЖ уже есть статья. Попробую ее дополнить.
Куклу Зернушку почитали за то, что она «отвечала» за хороший урожай. Но вырастить и собрать урожай - это только пол дела. Урожай должен обеспечить безбедную жизнь и достаток в доме. Сделать это без куклы Богатьки никак не получится, считали наши предки. В основании своем кукла имела палочку, или столбик, за что ее еще называли Столбушкой.
Для полного достатка в доме надо было следить, чтобы кукла на неустойчивом основании падала пореже. Чтобы никто не мешал кукле исполнять свои «обязанности», ее прятали от посторонних глаз.
Девица на выданье выставляла у окна куклу Капустку, чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам будут рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах ее еще называли Кормилкой
или Рожаницей.
Защитить ребенка от злых духов и успокоить в колыбели была способна кукла Бессоница. Простенькую куклу-оберег мать скручивала из двух лоскутов и подкладывала в люльку ребенка приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй мим дитятком, а играй этой куколкой».
Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.
Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.
Первую куклу женщина делала примерно в 12-13 лет. По качеству изделия делали вывод о готовности к замужеству. Самые красивые из сделанных собственноручно кукол хранились в сундуке и были частью приданого.
Куклы сопровождали наших предков с самого рождения. И даже принимали участие в судьбе еще неродившегося ребенка. За пару недель до родов женщина скручивала куклу Куватку. Ее название имитировало плач ребенка - «куваканье». Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его приходом в наш мир должна была отгонять нечисть.
После первых схваток роженицу уводили в баню, где она, стоя на правом колене, читала заговор и наматывала кусочки ткани на маленькие палочки. Пеленашек должно было получиться двенадцать. Каждую именовали по названию болезни, которую желали отвести от младенца. В этом и была главная «работа» пеленашек, которых еще называли лихоманки или трясовицы. Если же обереги плохо справлялись с порученной «работой» мать могла поругать Куватку и пригрозить выставить ее на улицу.
Хоть большинство кукол были «женщинами», покровительство ремеслам доверялось мужским куклам. Их держали в мастерских. Сегодня известны, пожалуй, всего три: близнецы Козьма и Демьян, да крестец Андропушко. В наш век пластмассовых барби люди забыли о тряпичных куклах-оберегах.
В старинные времена у наших предков был заветный обычай: держать за печкой подвешенными на одной нитке 12 кукол - «закруток» (или «столбушек»), изготовленных непременно членами семьи, проживающей в доме.
При этом необходимо было соблюдать целый ряд специальных условий и правил.
Например, нельзя пользоваться ни ножницами, ни иголкой: либо льняное волокно заворачивалось в тряпицу и связывалось льняной нитью особым образом, так, чтоб на груди оказывался косой крестик (так делали «столбушек»), либо тряпица закручивалась и перевязывалась для образования головы, рук, фигуры (у «столбушек» и рук не было). Иногда вертикальной основой куклы служила веточка, где-то их делали из бересты.
Лицо не прорисовывалось (как и в случае с куклами-панками), чтобы не вселился злой дух. И весь творческий процесс сопровождался обрядовыми словами - наговорами. Даже место изготовления этих кукол было предусмотрено ритуалом. Например, в сборнике «Северных сказок» Н.Е.Ончугова сообщается (кстати, в истории с жутковатым названием «Сестра-убийца»), что заниматься этим полагалось в шолныше, т.е. как раз за печью, где хранился всякий скарб и старые вещи, а значит, и материала для рукоделья было предостаточно.
Зачем же были нужны такие куклы?
У этой дюжины самоделок было особое название: «лихорадки» или «лихоманки», т.е. олицетворение всевозможных хворей. Считалось, что за печкой они будут притягивать к себе болезни, избавляя от них семью. Число 12 было неслучайным. С одной стороны, оно символизировало круглый год.
С другой, было связано со старинным преданием о Кумохе. Вообще-то так называли весеннюю простудную лихорадку. А представляли ее в образе дородной женщины, обретающейся в лесу вместе со своими 12 сестрицами, которые выполняли Кумохины поручения. В крестьянскую избу они могли проникнуть через печную трубу, естественно, чтобы навредить людям. Вот потому-то и делали кукол-лихоманок под заговорные слова, чтобы тут же, за печкой, пресечь напасти.
Не только Кумоха, но и каждая из ее сестер имела собственное имя, которыми нарекали и изображавшую ее куклу. Вот как их звали: Глухея, Глядея, Грисея, Грудица, Дряхлея, Желтея, Коркуша, Ледея, Немея, Огнея, Пухнея, Трясея. Правда, в иных местах Ледею именовали Ознобой, Грисею - Гнятеей, Трясею - Тряхеей, Немею - Нивеей (несущей смерть). Кое-где в эту команду включали Храпушу вместо кого-нибудь.
Но суть обряда все ж таки была достаточно общей для разных местностей.
За печкой куклы-лихорадки висели до определенного дня (где - до Масленицы, где - до Благовещенья), а затем сжигались, часто - вместе с соломой из старых матрасов. После сжигания делали новую партию «лихорадок». Если же кто-то в семье заболевал, соответствующую куколку можно было сжечь до срока (с приговорами опять-таки), чтобы обеспечить выздоровление. И в люльку заболевшего младенца, перед тем как сжечь, клали такую куклу.
По более поздней версии, куклы-лихоманки олицетворяли Иродовых дочерей, и своим присутствием они защищали избу и домочадцев от «наносной беды».
...Теперь и печки далеко не у всех имеются, и дети сызмальства тянутся к компьютеру да к телевизору, а ведь такое замечательное занятие семейное - самодельные куклы изготавливать! Может, попробуем?
ВЗЯЛА ЗДЕСЬ: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14917/
Рубрики: | игрушки/Народная кукла |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |