В последнее время стала замечать за собой усталость от информации. Более того, я буквально прячусь от её избытка. Мне кажется, что информации стало настолько много, что она стала похожа на какой-то гигантский гудящий рой. Едешь в метро – на тебя смотрят десятки рекламных плакатов: у нас купи, к нам приходи – дешево продадим, сделаем скидку, и вообще всячески превратим твою жизнь в рай. Рекламодатели пускают в ход все, от кислотных цветов до гиперболизированных персонажей – толи людей, толи монстров. Включаешь ТВ, там тебя ждет примерно то же самое. В журналах ситуация немного спокойнее, однако ни одна, даже самая полезная информация оттуда, не задерживается в моей голове. Через час я с трудом вспоминаю, о чем прочла, а на следующий день забываю напрочь и о статье, и о журнале. Книги – иное дело. Информация из них почему-то прочнее держится в памяти. Наверное, потому что в книгах чаще всего нет так называемой «легкой информации»?
Принято считать, что сейчас в обществе господствует «клиповое мышление», народ настроен на визуализацию и не готов вчитываться в текст. Все это подкрепляется то и дело встречающимися требованиями работодателей: «готовность работать в режиме многозадачности», «умение управлять большими информационными потоками» и пр. Похоже, скоро объем информации просто придавит всех нас, если мы все так же будем «хавать».
Группа Duran Duran в 1993 году записала песню «Too Much Information». В то время как в молодой демократической России царил информационный голод, народ Англии уже тогда изнывал от обилия информации. В тексте как раз высмеивается влияние СМИ на жизнь человека. Так же, как и герой песни, я устала от натиска информации – и от бесполезной, и от полезной. Мечтаю жить в своем информационном пространстве.
Как-то моя подруга рассказывала, что она убрала всю ненужную информацию из своей жизни. Она следит лишь за курсом валюты и просматривает заголовки новостей в Яндексе – этого ей достаточно. Счастливая! Хотела бы я так. Но специфика моей профессии, увы, не оставляет мне такой возможности. Чтобы оставаться высококлассным журналистом, нужно постоянно мониторить социально-экономическую сферу, вникать в политические тонкости, отслеживать информационное поле. Так что, похоже, я обречена «управлять большими информационными процессами».
А какие отношения с информацией у вас? Как справляетесь с информационной лавиной?