речь у ребёнка |
К 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Если вы замечаете, что с произношением что - то не в порядке и речь дошколёнка далека от идеала, вам могут помочь несколько советов.
1) Выяснить, какие звуки нарушены. Предложите ребёнку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук в начале, середине, конце слова, например [С]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыплёнок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щётка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]:лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
2) C каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого "лёгкого" звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3) Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают её перед зеркалом, чтобы ребёнок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть - это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребёнок не переутомлялся, занимался с желанием.
4) Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путём объяснения ребёнку, куда и как нужно поставить язык и какие "сделать" губы.
К, г, х: язык "комочком" поднимать к задней части нёба, кончик языка опущен, губы приоткрыты.
С, з: язык "желобком" внизу рта, губы улыбаются, воздух идёт посредине языка по желобку.
Ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков - [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в "бугорки" за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с].
Ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку ( "чтобы не вылилась водичка"), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперёд "рупором".
Л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как "солдат на посту", не пропускает воздух, который идёт по бокам языка.
Р: язык поднят к альвеоалам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают "оскал как у собаки", твёрдые, напряжённые.
5) Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри ( пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке), вертушки, свистульки, гонять по воде "кораблик", щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Условие одно во всех играх: не надувать щёки.
Р - самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень - маленький язычок.
6) После детальной проработки отдельных звуков закрепляйте их в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ, или ТРА - ТРО, ДРО - ДРЫ, АРТ - АДР, ОТР - ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
7) Обязательно следите, чтобы ребёнок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год.
8) Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
Эти рекомендации носят общий характер и с каждым случаем необходимо разбираться индивидуально.
Серия сообщений "Развиваем речь ребёнка":
Часть 1 - Всё ли в норме со звуками у дошколёнка?
Серия сообщений "развивающие игры, поделки":
Часть 1 - развитие речи
Часть 2 - обводилки
...
Часть 6 - бумажные бриллиантики
Часть 7 - навык рассказчика
Часть 8 - речь у ребёнка
Часть 9 - занятия для деток
Часть 10 - стихи для деток
...
Часть 47 - 50 забавных стихов для развития дикции у вашего ребенка
Часть 48 - Делаем очаровательные цветы своими руками
Часть 49 - Раскраски-антистресс с изображением сердца
Серия сообщений "учим(рисовать,ин.яз., .....)":
Часть 1 - для малышни РИСУЕМ
Часть 2 - обводилки
Часть 3 - учимся рисовать
Часть 4 - речь у ребёнка
Часть 5 - английский для детей
Часть 6 - Правила русского языка
...
Часть 12 - приДти или все-таки приЙти???
Часть 13 - Книга "Вы сможете рисовать через 30 дней". Часть - 1
Часть 14 - Веселые карточки для детей про овощи
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |