На Руси издавна добывали пресноводный жемчуг, который извлекали из раковин - жемчужниц, обитающих в быстрых и чистых северных речках. Возможно поэтому такой жемчуг называли скатень. Русский пресноводный жемчуг , добывавшийся на реке Варзуге ( Архангельская губерния) , называли варзужским. Его же , вероятно , в начале 16 века называли новгородским. Не случайно на гербе беломорского города Кеми , известного в прошлом своими жемчужными промыслами , находилось жемчужное ожерелье на голубом водяном поле.
Мелкий речной жемчуг на Руси называли жемчужной зернью. Крупные жемчужины овальной формы именовали жемчужными огурцами. Любопытно, что на Руси мелкий речной жемчуг с массой жемчужины менее 0, 25 карата ( 50 мг) и диаметром менее 3 мм называли бисером ( от араб. bustra - поддельный жемчуг) . На Руси было распространено шитье жемчугом . В 17-19 веках чаще всего им украшали головные уборы, которые изготавливали преимущественно в северных и центральных областях России. Например, богато украшена речным жемчугом архиерейская митра, хранящаяся в Московском государственном историческом музее. Она была изготовлена в последней четверти 17 века и перешита на бархатную основу в 18 веке.
Прoмысел речного жемчуга в России просуществовал до конца 19 века. В своей книге " Домашний быт русских цариц в 16 и 17 столетиях " И. Забелин так пишет о достоинстве жемчуга : Лучшим, а следовательно, и более дорогим почитался жемчуг гурмыцкий или бурмицкий, вывозимый из Ормуза или Гурмыза ( страна, остров и город при Персидском заливе ). Затем следовал жемчуг кафимский , вывозимый из Кафы( ныняшняя Феодосия ). Много жемчуга вывозили из западной границы через Архангельск . Морской жемчуг, поступавший в Россию с Востока, иногда называли ориенталь.
Нарядные и торжественные одежды на Руси всегда были распространёнными, ткани украшались различными узорами, которые были ткаными вместе с тканью, но были узоры шитые (золотом, серебром, шелками) и низанные (жемчугом).
Низанные – от слова «низать», то есть собирать несколько жемчужин или бисеринок на проволоку либо нитку и создавать узоры на ткани. Шитьё жемчугом, ещё называли «саженье», выполняли разными способами: низанье прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками или в шахматы, в одну или несколько нитей.
Крупные жемчужины считались зёрнами, а мелкие – весом. Основная последовательность действий низанья была такова: сначала наносили контуры узора на ткань, затем делали по узору настил льняными или бумажными нитками.
Жемчуг предварительно разбирали по величине и подбирали необходимые размеры согласно узорам, затем просверливали дырочки и нанизывали на нить или тонкую проволочку, так получалась жемчужная нить. Её накладывали на настил и после каждой жемчужины закрепляли стежками. Таким образом, достигалась прочность вышитого узора.
Жемчуг использовали не только при царском, боярском или купеческом дворе, но и в крестьянском. Он украшал и царицу, и купчиху, и крестьянку. В музеях хранятся уцелевшие и дошедшие до нашего времени платья различных сословий, и среди них можно увидеть немало крестьянских нарядов, украшенных жемчугом.
Говорить о том, как жили крестьяне – богато или бедно только по тому, что одежда украшена жемчугом, не следует. Собрать жемчужное ожерелье до XVIII века даже крестьянину не стоило больших денежных затрат, достаточно лишь потрудиться, то есть достать жемчуг со дна реки. Не зря иностранцы речной жемчуг называли русским камнем. На Русском Севере рек было предостаточно – и больших, и маленьких, причём чистых.
Перед тем, как отправиться на ловлю раковин, мылись в бане, чтобы сам человек был чистым и душой, и телом. Считалось, что достать жемчуг мог только добрый молодец, чистый и благородный, а злым и жадным он не давался. Жемчуг сам по себе чист и светел, а потому и не выносит дурных поступков.
Если так много было украшений из жемчуга, тогда остаётся только сказать, – как много было благородных парней на Руси, ведь на кокошнике и в ожерелье можно было насчитать жемчужин не одну сотню.
Взяла здесь