Без заголовка |
Этот город называют Вечным!
Страстный фотопутешественник и увлекательный рассказчик, Анатолий Русский прглашает нас в весенний Рим. Ну, что ж, поехали!...
Об этом городе без малейшего преувеличения можно сказать: Он был, есть и будет! Перефразируя известную песню — был, есть и останется Вечным!
Leonard Cohen - A Thousand Kisses Deep
Мне очень трудно выдать отчет о своем пребывании в Риме. Это как с морем: чем дальше ты входишь, тем глубже оно становится. То же самое испытал я при осмотре этого города.
У меня несколько вариантов изложения о своем знакомстве с Римом - долго определялся каким поделиться с вами. Определился... Вероятнее всего получится несколько частей. Заранее извиняюсь, если буду повторяться
Символ Рима и Италии в целом, римский Колизей получил своё нынешнее название из-за установленной перед ним гигантской статуи безумца Нерона («колосс»), первоначально же он был известен как Амфитеатр Флавиев. Построенный в 1 веке, амфитеатр стал самым большим сооружением для массовых развлечений на территории всей Римской Империи: диаметры овала здания — 156 и 188 м, высота — почти 50! Неудивительно, что на подобных просторах могли рассесться более 50 тысяч жаждущих зрелищ римлян.
2.
3.
Вот уже месяц мне снится один и тот же сон: угрюмые легионеры в красно-золотых костюмах прижимают меня щитами к стене Колизея и, угрожая острыми мечами, заставляют есть спагетти. Супруга говорит, что я просыпаюсь с неизменным криком: "Preferirei il pesce!" (что означает: я предпочитаю рыбу). Скоро я всерьез начну опасаться, что сон этот будет мне сниться вечно, поскольку он связан с пребыванием в Риме, который, как известно, называют Вечным городом.
Итак, гражданин Ромул, убив брата, 21 апреля 753 года до н.э. забирается на один из семи холмов (Палатин) и основывает Рим. Вуаля...Но, впрочем песня не о нем самом, а о городе.
Если честно, мне всегда было любопытно, почему все дороги ведут не куда-нибудь, а в Рим и почему до сих пор этот город считается столицей мира. Вылетая из Одессы, я твердо пообещал себе найти ответ на оба вопроса.
По одной из тысяч дорог, которые ведут в сердце Италии - Рим, мы и отправились из аэропорта, носящего имя Леонардо да Винчи. Мы ехали по автостраде, желающие могли воспользоваться железной дорогой. Все поезда приходят на Stazione Termini, расположенный на площади Piazza di Cinquecento. Аэропорт Леонардо да Винчи находится в 26 километрах от центра Рима, в устье Тибра. Отсюда вы сможете добраться до города и на автобусе (5000 лир), и на такси (60000 лир).
Первое, что поражает в Риме, - обилие зелени. Город утопает в пальмах, тополях, кипарисах, пиниях, цветущих кустарниках с неизвестными названиями. Даже зимой, когда лиственные деревья "раздеваются", зелеными остаются средиземноморские сосны, пальмы, кипарисы.
Причем деревья так бодренько стоят, ослепительно зеленея, что хочется спросить знающего человека: уж не орошают ли листву предприимчивые итальянцы с вертолетов или, того хуже, красят траву зеленой краской, как англичане перед встречей "Большой восьмерки". Любой одессит или даже москвич знает, что деревьям в большом городе положено иметь запыленные чахленькие листики.
Оказывается, не орошают и не красят. Загазованности у них, видите ли, нет. Все не как у людей. Впрочем, мы сможем поделиться с ними нашей загазованностью. В обмен на их воду из-под крана.
Даже двоечники наверняка помнят из школьных уроков истории, что в Риме был построен первый водопровод. До сих пор в Риме и прилегающих городках используется старая система подачи воды от источников с окружающих гор.
История снабжения Рима питьевой водой начинается в далекой древности со времен императоров Великой империи. Для поддержания мира и покоя среди своих подданых в Древнем Риме активно использовался простой принцип "хлеба и зрелищ". Этот принцип хорошо понимали и применяли все правители и поэтому строили новые и новые акведуки, доставляющие питьевую воду в Рим, а позднее и в другие провинции Римской Империи.
Ах, какая это вода! Из-под крана течет минералка, разве что не газированная. Она такая вкусная, чистая и полезная, что ее, ни в коем случае не кипятя, дают пить даже новорожденным в роддомах. В любом баре, если вы закажете стакан воды, вам нальют ее из-под крана. За деньги, конечно.
Если хотите сэкономить, напейтесь прямо из фонтана, в Риме это ни у кого не вызовет удивления (проверено на собственном опыте). Кроме того, на улицах многих городов, как и в провинциальной России, сохранились обыкновенные колонки. Но в отличие от наших капризных колонок, в итальянских вода есть всегда. Чтобы напиться, достаточно закрыть рукой широкое отверстие, и из маленькой дырочки забьет струйка. В Риме воду не экономят. Из-за этой вкуснющей минералки, льющейся из крана, я цветной завистью до сих пор завидую итальянцам.
Российскому взору непривычно видеть невысокие римские дома (3-4 этажа), нехарактерные для столиц. Зато почти у каждой городской семьи есть веранда, где расставлены столики со стульчиками. Здесь собираются по вечерам: пьют чай, сплетничают, наверно. Чаепитие на веранде - любимое времяпрепровождение итальянцев после работы. Происходит это действо уже довольно поздно вечером, так как редко когда римлянин, помимо основной, не имеет другой работы.
Мало кто приходит домой в 7 часов вечера и садится с газетой перед телевизором. Римлянин лучше займется... перекрашиванием балконов. Супермиллиардеры с удовольствием водят кистью по перилам, любовно закрашивая каждое пятнышко.
Ах, какие у них ухоженные балконы! Какие пышные и яркие там растут цветы! Мне невольно стало стыдно за наших с вами соотечественников, когда я услышал одну "балконную" историю. Суть ее в следующем.
Итальянская семья приехала к своим знакомым в Москву погостить. Погуляли иностранцы по городу, нагляделись на Василия Блаженного и вернулись к московским знакомым с круглыми глазами.
- Неужели у вас в магазинах не продается масляная краска? - грустно спрашивают итальянцы.
- Отчего же не продается? В "Хозтоварах" этой краски - завались! - подбоченясь, гордо заявили москвичи.
- Наверное, она слишком дорого стоит, - понятливо закивали головами гости.
- Почему это дорого? Нет! - оскорбились было хозяева. - А в чем, собственно, дело?
- Мы сегодня такой страшный балкон видели, весь покрывшийся ржавчиной.
На это нашим с вами соотечественникам нечего было возразить. Если мы любим свой дом подчас только "изнутри", обставляя комнаты антикварной мебелью и суперсовременной аппаратурой, то итальянцы любят свой дом еще и "снаружи". Для них даже ржавый гвоздь бросается в глаза, не то что - балкон.
На одной из улочек Рима, выбрасывая окурок, моя жена промахнулась мимо урны. Шедший мимо прохожий тут же кинулся его поднимать и водворять в надлежащее место. При этом он мило ей улыбнувшись, произнес: "Скюзи!" (извини) и отправился дальше по своим итальянским делам. "Наверное, это был дворник!" - ехидненько скажете вы. Черта с два! Даже не карабинер. У них вообще так называемая городская культура - на высоком уровне.
Что можно успеть посмотреть в Риме за один? Я знаю, что ответ возмутит эстетов, но практически все основные достопримечательности Рима вполне реально обежать за это время. Мой опыт такого маршрута:
1. Испанская лестница
2. Piazza del Popolo
3. Вилла Боргезе
4. Фонтан Треви
5. Пантеон
6. Площадь Навона
7. Мост Святого Ангела
8. Замок Святого Ангела
9. Собор Святого Петра в Ватикане
10. Кампо деи Фиори
11. Area Sacra
12. Остров Тиберина
13. Уста Истины
14. Ипподром (Большой Цирк)
15. Коллизей
16. Форум
17. Колонна Траяна
18. Алтарь Отечества
19. Санта Мариа Маджоре
Разместив достопримечательности на своей карте, я увидел, что можно совершить круговую прогулку от Термини и обратно. Вопрос, смогу ли уложиться в 10 часов? Я прекрасно понимал идиотизм этой затеи с точки зрения нормального и глубокого знакомства с городом, но меня уже сжигал чисто спортивный азарт.
Итак, я вышел на Термини, и ко мне подвалил попрошайка в лице продавца зажигалок, я не послал его, как обычно, а мило с ним побеседовал. Он рассказал мне, что сам из Генуи и только что вышел из тюрьмы, где сидел за политическую деятельность (хмм-хмм), понятное дело, что у парня было дома куча голодных детей.
Наскоро закинув в себя пару бутербродов из вокзальной кафешки, я пошел осуществлять свой безумный план. На часах было чуть больше десяти, в районе двадцати часов я уже должен был вернуться в гостинницу. Всего десять часов на Рим. Поехали!
Я пошел к первой точке - Испанской лестнице. Первое, что мне приглянулось по дороге была церковь с длинным названием Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, построенная на месте Терм Диоклетиана. Я сразу вспомнил, что видел такие же двери в Варшаве.
Мда, все-таки, вот что значит столица! Даже после пышных соборов Неаполя я был восхищен и поражен убранством!
Далее по дороге стоит Фонтан Моисея. Возведен в честь окончания строительства акведука, снабжающего водой этот район Рима. Статуя Моисея - копия оригинала от Микеланджело, считается, что при копировании автор сильно накосячил, и Моисей получился нелепый и непропорциональный.
Наконец, я добрался до Испанской лестницы.
Кажется, что в середине апреля не так уж и много туристов.
А-ха-ха, я ошибался, внизу Испанской лестницы толпа адская просто. И тут меня накрывает приступ малодушия. Я решаю выкинуть Пьяцца-дель-Пополо и виллу Боргезе из своего маршрута.
Вот проходит вечер на Испанской лестнице.
Внизу на Испанской площади расположился Фонтан Баркачча – Лодочка. Скульптура напоминает полузатонувшую лодку. Папа Урбан VIII решил установить Фонтан в честь пострадавшим людям от наводнения, которое затопило площадь Испании в 1598 году.
Испанская лестница в Риме не зря считается самой красивой в Европе. Её размеры, величественный стиль барокко и архитектура впечатляют даже самого искушённого путешественника. Особенно прекрасна лестница весной, когда цветёт азалия.
Испанская лестница начинается посреди площади Пьяцца-ди-Спанья и устремляется вверх вплоть до холма Пинчо. Построенная из травертина, она состоит из 138 ступенек вогнутой формы, ширина которых на протяжении всего сооружения постоянно меняется. Проект испанской лестницы пересматривался много раз: французская и испанская диаспоры никак не могли договориться между собой, но в 1726 году он всё же был реализован архитекторами де Санктисом и Спекки.
Чтобы взобраться по Испанской лестнице, для начала необходимо добраться до площади Пьяцца-ди-Спанья на метро, сойдя на станции Spagna. Стоит также заглянуть в церковь Святой Троицы, что на самом верху лестницы (Santa Trinità dei Monti). Храм и сам по себе очень красив, кроме того, внутри хранится удивительно изящная скульптура «Снятие с креста» Даниэле да Вольтерра.
Точный адрес Ипанской лестницы: Scalinata di Trinità dei Monti Rome 00187 Italy.
Слева в самом конце площади стоит колонна в честь принятия католиками догмата о Непорочном зачатии.
Столь необычный «головной убор» объясняется неправильным переводом строки ТАНАХа, где говорится, что после получения табличек Завета, у головы Учителя были видны лучи. И луч и рог на иврите – одно слово «керен», а неправильный перевод был сделан св. Иеронимом в 5 веке в Вифлееме. Хотя, возможно, ему просто жена изменяла!
С учетом корректировки маршрута, теперь надо отыскать Фонтан Треви. Я помню, что с этим не все так просто. Фонтан расположен где-то на задворках-переулках, на совсем небольшой площади.
Хотите такой сувенирчик домой? Вот возле этого сувенира мы и закончим на сегодня нашу прогулку по Риму.И продолжим её ... с фонтана Треви.
И по традиции несколько вечерних снимков Вечного города
Ох, Пантифик на кого ж ты сей дворец покинул?
А это тот самый ожидаемый фонтан Треви.
Самый крупный, самый помпезный, самый популярный среди туристов... Всё это о Фонтане Треви в Риме, выстроенном перед величественным палаццо Поли. Созданный по эскизам Бернини — знаменитого театрального скульптора, — сегодня он считается обязательным местом паломничества среди туристов.
Всё, конец! Дождь пошел... (Продолжение следует)
Музейный комплекс Ватикана по праву считается одним из самых больших исторических и художественных музеев в мире. Здесь наравне с предметами древнеегипетского искусства представлены современные произведения. Всего на территории Ватикана находится около двух десятков музеев и музейных залов, а также знаменитая Сикстинская капелла, в которой, начиная с 15 века на конклав собираются кардиналы для избрания нового Папы Римского. На весь мир она знаменита фресками Микеланджело на ветхозаветные темы.
Ватикан сам по себе — огромный музей, причем не только религиозный. Здесь собраны удивительные архитектурные памятники: строительство города началось в 14 веке — была заложена церковь Св. Павла, возведена первая резиденция первосвященника, перестроенная уже в 13 веке. В 19 веке были возведены крепостные стены Ватикана, после чего он развивался как государство в государстве и вмещал всё больше культурных памятников разных эпох.
Грегорианский египетский музей, в экспозиции которого представлена богатейшая коллекция египетских древностей, включая саркофаги фараонов, базальтовые статуи богов, голову фараона Ментухотепа (21 век до н. э.), мумии, погребальные урны, папирусы.
Грегорианский этрусский музей содержит памятники этрусского, греческого и римского искусства начиная с 19 века до н. э.
Грегорианский музей светского искусства, основанный в 1844 г., но открытый для посещения лишь в 1970 г. здесь собраны произведения античности, найденные на территории Ватикана (статуи Софокла, Афины и Нептуна).
Музей Пио-Клементино, основанный Клементом XIV и Пием VI, полностью посвящён античному искусству. Его экспозиция представлена залами и галереями, чьи названия говорят сами за себя: Зал греческого креста, Зал Ротонды, Зал Муз, Зал зверей, Галерея статуй, Галерея бюстов, Зал масок, Зал Лаокоона, Галерея Аполлона, Зал Персея или Кановы, Зал Гермеса и Зал Апоксиомена.
Музей Кьярамонти также вмещает произведения античного искусства начиная с 5 века до н. э., заканчивая 1 веком н. э.
Станцы Рафаэля (от итал. stanza — комната) — это три небольшие комнаты: Станца дела Сеньятура (для заседания папского суда), Станца д`Элиодоро (покои папы для приёма гостей), Станца дель Инчендио (место заседаний церковного трибунала) и Зал Констанца в северном крыле Ватиканского дворца, в начале 16 века расписанные самим Рафаэлем Санти и его учениками. Отдельно стоит упомянуть Лоджии Рафаэля — 13 сводчатых пролётов дворца, украшенных фресками по мотивам Ветхого и Нового заветов росписи самого Рафаэля Санти и его учеников.
Станцы Рафаэля — четыре расположенных друг за другом небольших помещения, входящие в состав дворцового комплекса Ватикана. Это святая святых музея, которую, раз вам посчастливилось оказаться в самом маленьком государстве мира, обязательно рекомендуется посетить.
На каждую из стен нанесена масштабная фресковая композиция. Все они поражают посетителя глубиной замысла и красотой. Работа началась со Станцы-делла-Сеньятура. Результат труда молодого художника настолько понравился Папе, что по его приказу были сбиты уже готовые фрески, созданные там другими художниками. Роспись полностью была поручена «команде» Рафаэля.
Самые знаменитые фрески нанесены на стены Станца-делла-Сеньятура. Роспись посвящена философии, теологии, поэзии и юстиции. В третьей станце, имени пожара в Борго, Рафаэль расписал стену историей о том, как папа Лев IV силой молитвы погасил пожар, грозивший уничтожить весь квартал вокруг собора Св. Петра. Вход в папский дворец в Ватикане стоит 16 EUR. За покупку в режиме онлайн придётся доплатить 4 EUR.
Капелла Никколина — небольшое помещение, внимание путешественников привлекающее фресками Беато Анджелико, посвящёнными жизни Св. Стефана.
Апартаменты Борджиа, построенные в конце 15 — начале 16 веков, удивительные росписями своих залов: Зал Сивилл, Зал таинств веры, Зал святых, Зал наук и свободных искусств, Зал чудес веры и Зал римских пап.
Ватиканская пинакотека, открытая в 1908 г. — величайшее собрание византийской и европейской живописи 11 — 19 веков Здесь представлены полотна Леонардо да Винчи, Беато Анжелико, Перуджино, Тициана, Караваджо, Рени, Пуссена, Карраччи и другие.
В Ватиканской библиотеке, основанной в 15 веке папой Сикстом IV, хранится более 60 тыс. рукописных томов, 100 тыс. авторских рукописей, 7 тыс. инкунабул (первых печатных книг), 800 тыс. печатных изданий, 100 тыс. гравюр, географических карт и книжных миниатюр.
Коллекция современного церковного искусства — удивительная галерея современного искусства, картин и скульптур, подаренных Ватикану художниками и коллекционерами. Она была создана в 1973 г. Павлом VI и вмещает произведения Матисса, Родена, Дали, Шагала, Пикассо, Кандинского и Модильяни.
Кроме того, внимания заслуживают Галерея гобеленов, созданных по рисункам Рафаэля на Брюссельской мануфактуре, Галерея географических карт с изображением земель, некогда принадлежавших Ватикану, Галерея канделябров.
Сикстинская капелла в Ватикане — один из самых известных и популярных среди туристов всего мира памятник культуры и истории. Сооружение было построено во второй половине 15 века по заказу папы римского Сикста IV. В честь папы капелла и получила своё название. Возведение здания велось под руководством архитектора Джордже де Дольчи.
Внешне здание, положа руку на сердце, выглядит довольно скромно, однако, оказавшись внутри помещения, можно потерять дар речи от окружающей тебя красоты.
Именно здесь с конца 15 века и по сегодняшний проходят Конклавы — собрание католических кардиналов, которые после смерти действующего папы римского избирают нового понтифика. Белый дым над Сикстинской капеллой извещает о том, что католический мир получил нового папу.
1.
2.
3.
По сути, все эти сокровища можно посмотреть по единому билету стоимостью 16 EUR.
Музеи открыты для посещения с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00; касса работает с 9:00 до 16:00 Летом стоит учитывать, что в музей не разрешается заходить в коротких шортах и открытых майках. В воскресенье (за исключением последнего воскресенья каждого месяца) вход свободный с 9:00 до 12:30, а музеи закрываются в 14:00.
Площадь Святого Петра в Ватикане (Пьяцца-Сан-Пьетро) раскинулась в виде двух полукружий перед одной из главных католических святынь — собором Святого Петра. Она была сооружена в середине 17 века по проекту Джованни Бернини — великого итальянского архитектора и скульптора.
Именно на Пьяцца-Сан-Пьетро собираются тысячи католиков со всего мира для того, чтобы вживую услышать выступление Папы Римского. Это также излюбленное место тех туристов, которые трепетно относятся к истории и культуре.
Рубрики: | достопримечательности Италии/достопримечательности Рима |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |