Цитата сообщения Привалова
Женщина и зеркало - неисчерпаемая тема в живописи...
Потому что без зеркала женщине никак не обойтись!
Frank Markham Skipworth. The Mirror, 1911
Frank Cadogan Cowper. Called Nimue The Enchantress, 1924
Guillaume Seignac. Young Woman of Pompeii on a Terrace
Dante Gabriel Rossetti. Lady Lilith
Alexander Maslak. The Girl with the Peacock
Lord Frederick Leighton. Mother and Child, 1865
Titian, Venus with a Mirror/ Venus at Her Toilette, 1555
Sir Frank Dicksee. The Mirror, 1896
Francesco Ballesio. Odalisque
Неизвестный автор. Maiden with Unicorn (Tapestry, c.1490)
Tamaz Sanikidze. Persian girl with a mirror, 1880
John William Waterhouse. Mariana in the South, 1897
Guillaume Seignac. Vanity
Anton Einsle. A Woman Before A Mirror
George Lawrence Bulleid. Young Girl
Charles Dana Gibson
Самые первые зеркала, прадедушки современных, - отполированные куски обсидиана, в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, а отполированные бронзовые диски - очень распространенными в Средиземноморье.
Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры.
Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла.
Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. Можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.
Наконец, примерно, в 1500 году во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции.
Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими).
Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!
С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.
Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся возле Венеции в морской лагуне.
Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее.
На остров Мурано стеклоделов переселили, чтобы обезопасить Венецию от пожаров.
В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции.
Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей.
Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем.
Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом.
Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера.
В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале.
Как после этого было не признать за Людовиком XIV право именоваться "король-солнце"?
Серия сообщений "Женщина и зеркало":
Часть 1 - Женщина и зеркало - неисчерпаемая тема в живописи...
Часть 2 - Женщина и зеркало. Часть 2
Часть 3 - Живопись Sinibaldo Tordi, Италия...
...
Часть 18 - Женщина и зеркало... Классика и современность
Часть 19 - Неувядаемое... Raimundo de Madrazo y Garreta
Часть 20 - У зеркала...