4 февраля 2010г в Петербурге свой четвертый по счету концерт дал один из самых влиятельных коллективов мировой поп-сцены, британские пионеры электроники Depeche Mode. Мероприятие собрало полный аншлаг в СКК, однако успех предыдущих лет группе повторить не удалось.
DM впервые посетили Россию в 1998 году, в период своего возрождения из творческого небытия. Несмотря на потерю после тура 1994 года одного из ключевых участников проекта – Алана Уайлдера, группа и в усеченном составе оставила о своих выступлениях самые благоприятные впечатления. Коллектив закрепил успех новыми российскими гастролями в 2001 и 2006 гг. Тогда группа показала себя далекой от стадии пародии на самих себя, в которой западных звезд часто посещает мысль «А не сыграть ли нам в России?», на что у пришедших на концерт фанов рождается ответное «Где вы были 15 лет назад?»
К Дэвиду Гэхану (David Gahan), Мартину Гору (Martin Gore) и Энди Флетчеру (Andy Fletcher) в этом отношении претензии предъявить было сложно. Однако вчерашний концерт в СКК из привычной картины выпал. К DM появилось несколько вопросов о соответствии высоким стандартам качества, которые сама же группа ранее для себя установила.
Выступление проходило в рамках тура в поддержку новой студийной работы Sounds of the Universe. Однако из почти 20 вещей, сыгранных на концерте, лишь 4 песни представляли новый альбом. По сути, музыканты просто повторили репертуар своего первого визита в рамках тура 86-97 Singles Tour, представив публике очередной экскурс в Greatest Hits.
Объяснение этому самое простое – альбом Sounds of the Universe совершенно не концертный. В нем группа ушла от своего фирменного мелодизма, создав пластинку, весьма сложную для восприятия даже самых отъявленных своих фанатов. Концертные перспективы альбома представлялись и вовсе спорными, что и доказало живое исполнение его фрагментов в СКК.
Первые три вещи были выбраны как раз из числа новинок, и, откровенно говоря, погрузили зал в сон. Прошло то время, когда наш зритель падал в обморок от одного вида своих любимцев в непосредственной близости. Аудитория и без того не была достаточно разогрета соотечественниками DM из Nitzer Ebb. Не добавляло «огня» залу и отсутствие пива и других алкогольных напитков в буфете СКК.
Более-менее зрителей расшевелила заглавная композиция нового альбома - Wrong («Неправильный»). Ее вполне можно назвать слоганом для всего концерта.
По непонятной причине DM решили опустить практически весь материал 2000-х годов своего творчества, представленный успешными альбомами Exciter и Playing the Angel. Две эти пластинки представила всего одна песня – Precious. С каждой новой вещью становилось ясно, что ни раскрутка свежего альбома, ни напоминание о недавних достижениях в этот вечер в планы музыкантов совершенно не входят. Вместо этого зрители перенеслись в романтические 80-е и буйные 90-е.
Впрочем, полноценно приобщиться к классическим звуковым пейзажам DM также не вышло: неприятно удивил звук. По «депешмодовским» стандартам, вчера он был откровенно слабым. В некоторых участках зала ритм-секция отдавалась зычным эхо, которое накладывалось на оригинал и сбивало с толку зрителей. Фонил микрофон, некоторые инструментальные партии прослушивались с трудом. Это еще более удивительно, учитывая, что группа играет на этой площадке уже в четвертый раз, и звукорежиссеры обязаны были знать все особенности акустики зала.
Ритм-секция как минимум не поражала воображение - ударник отыграл монотонно, видимо усыпленный удручающими февральскими пейзажами и метелью вокруг СКК. В пляс публику по-настоящему потянуло только на финальной Personal Jesus. Но «Иисус» относится к разряду песен, испортить которые практически невозможно.
Главным же разочарованием стал видеоряд, сопровождающий музыкальные номера на большом экране. Один из предметов гордости любого тура DM – это видеоинсталляции – анимация по мотивам видеоклипов, альтернативные версии этих же клипов, специально снятые к концерту ролики. В нынешнем Tour of the Universe эта часть шоу вызывала недоумение, особенно на фоне роскошеств Exciter Tour ’2001. Если раньше зрители любовались зрелищем охоты огромной акулы за золотой рыбкой, сопровождавшей In Your Room, то на этот раз мир фауны представляла унылая ворона, бессмысленно просидевшая почти без движения всю Walking in my shoes. Сверху за ней наблюдал гигантский глаз.
Самым интересным моментом концерта стала своеобразная дуэль вокалистов: Дэвида Гэхана и Мартина Гора, по совместительству являющегося автором практически всей музыки и текстов коллектива. Традиционная «фишка» Гора на живых выступлениях, особенно в последние несколько лет – сольное исполнение нескольких песен под аккомпанемент фортепиано. Этот трюк вчера он проделывал трижды, исполнив Insight, Dressed in Black и Home. Как ни странно, эти лиричные вещи в аскетичном исполнении автора произвели куда более глубокое впечатление, чем материал концерта от фронтмэна группы.
Возможно, это просто был не день Гэхана. К примеру, коллега Дэвида по амплуа, Ник Кейв, на летнем концерте в Ленэкспо «зажигал» на порядок экспрессивнее и руководил залом как хороший оратор на собрании членов религиозной секты. Да и сам Гэхан в том же 2001 году носился по сцене как ретивый скакун, заводя публику с пол-оборота. Вчера же он местами напоминал, скорее, неторопливого, уставшего от напряженной гастрольной жизни, мула из бродячего цирка.
Организация мероприятия была исполнена в духе самого концерта. Главный положительный момент - отсутствие очередей на входе. Людей неожиданно решили пожалеть и не держать на морозе, по максимуму упростив процедуры досмотра. Увы, этот плюс с лихвой компенсировался давкой на выходе из партера, возможно вызванной числом проданных билетов, превосходившим вместимость зала. Для женской половины аудитории проход по садистски узкому коридору в вестибюль стал самым настоящим испытанием. Под нажимом фанатских тел кряхтели даже самые крупные мужчины. Многим запомнилось и посещение коммерческого гардероба по 50 рублей за единицу хранения.
Depeche Mode — культовый британский коллектив, образованный в 1980 г. в городе Бэзилдон, британского графства Эссекс. Группа создала собственный стиль в жанрах электронной поп-музыки и является одной из наиболее успешных и влиятельных групп мира. По данным на 2006 год, было продано около 73 миллионов альбомов Depeche Mode, а 44 сингла попали в британский хит-парад.