-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в IrinaNV

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) НАШ_САД Decor_Rospis Мировая_Кулинария
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.02.2014
Записей: 4718
Комментариев: 43
Написано: 4822


Митрополит Макарий (Невский)

Воскресенье, 05 Января 2020 г. 13:11 + в цитатник
Цитата сообщения ilyaevteev Поручая Себя молитвам вашим, пребываю к вам неизменно благосклонный. Николай II.

Митрополит Макарий (Невский) был, несомненно, одним из самых выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Ему довелось возглавлять Московскую кафедру ( Митрополит Московский и Коломенский) в трагическое время нашей истории – с 1912 по 1917 год.

IMG_9695 (458x700, 91Kb)

Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий родился 1 (13) октября 1835 в многодетной (был шестым ребёнком) и очень бедной семье Андрея Парвицкого, причетника храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Мать будущего митрополита была сестрой протоиерея Иоанна Рождественского. Ребенок был очень слаб и не оставлял надежды остаться в живых. Поэтому он был сразу же крещен с именем Михаил и в белой крестильной рубашке положен под святые иконы в ожидании смерти. Но младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его никогда. Первые часы стали как бы прообразом его земного пути: «Всю свою долгую жизнь в разных положениях и даже на высоких служебных постах он так мало брал от жизни, так слабо был связан с земным.
Нищета и желание сделаться дьячком заставили Андрея Парвицкого переселиться в 1843 году вместе с семьёй в Тобольск.
Окончил Тобольское духовное училище, Тобольскую духовную семинарию (1854). Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии. Отказался от поступления в Духовную академию, на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своём курсе, чтобы заняться миссионерской деятельностью.
22 февраля (6 марта) 1855 года поступил на службу в Алтайскую духовную миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника.В 1855—1857 годах служил псаломщиком в Улалинской церкви.Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым.
25 января (6 февраля) 1857 года был пострижен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане, был учителем церковного пения в миссионерских школах Чемала и Улалы. 11 (23) марта 1861 года пострижен в монашество с именем Макарий (по имени основателя Алтайской миссии). С 17 (29) марта 1861 года — иеродиакон, с 19 марта того же года — иеромонах (был рукоположён в походной церкви Алтайской миссии). Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев.






Много потрудился над устроением новой православной святыни на Алтае — Благовещенского Чулышманского миссионерского мужского монастыря. С 14 (26) ноября 1864 года — наместник этого монастыря.
Чтобы сблизиться с коренными жителями, Макарий изучил алтайские языки, досконально ознакомился с местными обычаями. В 1864 и в 1867—1868 годах находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были «Литургия святого Иоанна Златоуста», «Священная история Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению», «Евангелия воскресные, утренние и праздничные» и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. Составил и издал «Алтайско-русский букварь» (1868). В 1868—1869 годах совместно с казанским профессором Николаем Ильминским и крещёным алтайцем Чевалковым готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Для алтайцев-мирян написал сборник собственных духовных стихов «Лепта».


181111 (614x421, 336Kb)

Был избран членом Совета переводческого Братства святого Гурия (Казань). Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещёных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских.
Вернувшись на Алтай, организовал в Чепоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 году. С 29 июля (10 августа) 1871 года — игумен. С 1875 года — заведующий Центральным миссионерским училищем в селе Улала, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 года — помощник начальника Алтайской духовной миссии. С 1876 года одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня (11 июля) 1883 года — архимандрит.
С 29 декабря 1883 года — начальник Алтайской духовной миссии (был им до 1891 года, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая» и «Сибирским столпом Православия».
Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края. Удостоен высочайшей благодарности от Николая II в деле церковного и школьного строительства в Сибири. Под началом Макария Невского состоял детский приют и дом трудолюбия в Предтеченском женском монастыре Томска. Его усилиями при Алтайской миссии было открыто свыше 60 школ для алтайцев, учреждён женский Телецкий монастырь.


370500_21_i_105 (584x700, 133Kb)

Молва о миссионерской деятельности отца Макария разошлась далеко по России. Им была воспитана целая школа алтайских миссионеров. В 80-х годах XIX века о его миссионерских трудах стало известно обер-прокурору Святейшего синода Константину Победоносцеву, а через него императору Александру III. Когда к отцу Иоанну Кронштадтскому приезжали сибиряки, то он говорил им: «Что вы ко мне ездите, ведь у вас есть свой Макарий, который лучше меня молитвенник»

С 12 (24) февраля 1884 года — епископ Бийский, викарий Томской епархии.

С 26 мая (7 июня) 1891 года — епископ Томский и Семипалатинский. С 1895 года — епископ Томский и Барнаульский. 6 (19) мая 1906 года возведён в сан архиепископа. С октября 1908 года — архиепископ Томский и Алтайский.

Был председателем томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии. При нём в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы — космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа. Владыка занимался благотворительностью, для заштатных и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»). По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей.

Его деятельность вызывала ненависть в среде местных сектантов и ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить, а 22 мая (3 июня) 1886 года был подожжён архиерейский дом, сгорели библиотека, архив миссии, здание Катехизаторского училища, однако епископ Макарий сумел спастись.

Пламенный миссионер, блестящий проповедник, энергичный строитель, владыка Макарий удивительнейшим образом сочетал с этими дарованиями общественного служения сердечную кротость.

25 ноября (8 декабря) 1912 назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, председателем Православного миссионерского общества; член Святейшего синода. Прибыл в Москву 22 декабря 1912 года; 23 декабря торжественно вступил в управление Московской митрополией.


2019-12-31_11-52-23 (700x692, 1130Kb)
2019-12-31_11-54-06 (324x700, 497Kb)

При высочайшем рескрипте от 25 мая (7 июня) 1913 года (день проведения Романовских торжеств в Москве) был пожалован панагией. При прибытии императора Николая II в Москву на торжества встречал его и его семью в Троице-Сергиевой лавре 24 мая 1913 года, при вступлении в Кремль в тот же день и при входе в Успенский собор 25 мая, произнося краткие приветственные речи.
Вводил в храмах Москвы общенародное пение, занимался катехизацией паствы, убеждая следовать своему примеру московских пастырей. Человек скромной жизни и суровый аскет, митрополит Макарий пытался повернуть церковную жизнь предреволюционной Москвы в русло благочестия. Однако, несмотря на свои прежние миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы не пользовался из-за пожилого возраста и консервативных взглядов.
Гордой столице не понравилось его простое учительство, не понравилось его строго церковное патриархальное направление. Отошедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в Митрополите поддержки. Во множестве они наполняли его приёмную, но не с тем, чтобы получить указания, как пасти стадо Христово, а лишь перепрашиваться на лучшие открывавшиеся места.
Великий подвижник, стяжавший славу святого, митрополит Макарий настолько резко выделялся на общем фоне иерархов, стоял уже на такой духовной высоте, что к нему стекался народ так же, как в былое время к преподобному Серафиму или Амвросию Оптинскому, и высокий сан митрополита уже не отпугивал простецов, не заслонял собою Бога…
Митрополит Макарий был почётным членом Казанской духовной академии (1895), Петербургской духовной академии (1913).

Определением Святейшего синода от 20 марта (2 апреля) 1917 года № 1661 был уволен с Московской кафедры, с оставлением в звании члена Святейшего синода. На следующую, летнюю 1917 года, сессию Синода не вызывался. У престарелого митрополита под угрозой в случае его упорства сгноить в Петропавловской крепости было вытребовано прошение об отставке — небывалый случай, потому что митрополиты Московские — в соответствии со статусом — никогда не увольнялись на покой: ни по болезни, ни по старости. Его лишили права проживания в Троице-Сергиевой лавре, священноархимандритом которой он был, и положенного ему по его статусу содержания. Признавая совершённое по отношению к нему неканоничным, а значит, вредным и оскорбительным для всей Русской церкви, совершённым под давлением обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства) Владимира Львова, он делал устные заявления Священному синоду, потом письменное патриарху Тихону, разослал всем епископам Московской церкви послание, в котором объяснял обстоятельства своего отстранения и обосновывал его неканоничность. Но всё это не имело никаких положительных последствий. На кафедре митрополит Макарий восстановлен не был, хотя и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства (никто этому запрещению не подчинился). В 1917 году некоторое время жил на покое в Смоленской Зосимовой пустыни, а затем был сослан в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Чтобы унизить владыку, ему была дана жалкая лошадка с грязным экипажем, в котором его и отправили к месту заточения.
В июне 1917 года на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси.

Макарий обратился к Поместному собору 1917—1918 годов с просьбой рассмотреть его дело — на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально.

После прихода к власти большевиков Макарий пытался с помощью протоиерея Иоанна Восторгова организовать спасение томившейся в заточении царской семьи.

В 1918 году келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали чекисты (20 июля и 20 октября). У владыки было изъято его обращение к населению с призывом молиться за упокой души императора Николая II, а также проект создания Союза приходских общин и «Воззвание» к народу по поводу дня памяти патриарха Гермогена, в котором народ призывался «восстать на защиту Святой Церкви от насилия большевиков». Владыку арестовали, отправив в ВЧК, но спустя некоторое время из-за опасений массовых крестьянских волнений в защиту угрешского затворника его вынуждены были освободить. Чуть позже была предпринята попытка тайно вывезти старца из монастыря и расстрелять.




По воспоминаниям игумении Иулиании (Невакович), тогда старшей сестры храма Христа Спасителя:
Зимой 1919 года в Храме Христа Спасителя к столику сестёр храма подошёл молодой человек и обратился с просьбой помочь митрополиту Макарию. Из слов его мы узнали, что митрополит, которому было разрешено, не знаю кем, жить в бывшем архиерейском доме монастыря Николо-Угреши, жил, параличный, в неотопленных комнатах, с двумя преданными ему келейниками, из которых один был иеромонах. Все они трое не имели права на продовольственные карточки и голодали. Монастырь же был превращён в детский дом отдыха.
Всегда энергичный ключарь Храма Христа Спасителя о. Александр Хотовицкий тотчас устроил для митрополита сбор продуктов, то есть чёрного хлеба и пшена, — ничего другого в это время не было. Но тут явился вопрос, как эти продукты доставить? Нужно было идти туда пешком, поезда почти не ходили, да и ехать в них было опасно: вас могли принять за так называемого мешочника и арестовать. Монастырь был и далеко от железной дороги. Но нашлись молодые люди из иподиаконов, и стали они ходить по очереди с молодыми людьми общины о. Алексея Мечёва. Возвращались все они в восторге от митрополита, которого возили в кресле. Дух митрополита креп. Привыкший вести молодёжь в Томске, откуда вышло множество архипастырей и пастырей для Сибири, у Владыки был особенный дар привлекать к себе молодёжь.
19 августа 1920 года Священный синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чём патриарх Тихон известил его личным письмом. Управлял Алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, по воскресеньям служил в соборе монастыря и произносил проповеди.
В 1920 году был частично парализован. Принимал у себя духовных чад (в частности, воспитанниц института благородных девиц в Николо-Угрешском монастыре), а также известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал патриарх Тихон, после утверждения Патриаршим местоблюстителем в 1925 году к нему приехал митрополит Петр, которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук. Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нём мемуары, священник Сергей Мечёв.


i125744(1) (700x399, 76Kb)

Александр Самарин в письме, датированном маем 1924 года, упоминает о попытке ГПУ создать правый раскол в Патриаршей церкви, воспользовавшись недовольством верующих уступками патриарха Тихона властям, на которые те его усиленно склоняли: «Епископов стали приглашать в ГПУ и предлагать им „организовать здоровое консервативное течение в Церкви“ ввиду того, что Патриарх своими распоряжениями о поминовении властей и о реформе календаря оттолкнул от себя верующих. Между прочим бывшему Московскому Митроп[ополиту] Макарию, разбитому параличом и прикованному к креслу, но всё ещё сохраняющему ясность сознания, было предложено „взять в свои руки управление Церковью“, так как он, незаконно лишённый кафедры обер-прокурором Львовым, имеет на это все права», но митрополит Макарий отказался.
И во времена своего архипастырского служения, и в годы изгнания, несмотря на занятость, несмотря на болезни, святитель Макарий не оставлял своих духовных детей: терпеливо и кротко он принимал все их боли, беды и скорби.




В 1925 году, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался после свершения вечерни в празднование памяти священномученика патриарха Гермогена. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма.
Князь Николай Жевахов писал: «Почивший митрополит Макарий был одним из немногих иерархов, знавших, что Господь сильнее большевиков и спасёт оставшихся верными Господу и своей вере в силу Божию. И эта вера творила чудеса, пред которыми смирялись и не могли не смириться слуги дьявола. Девятилетняя борьба немощного 90-летнего старца с большевиками неизменно заканчивалась победой старца и славословием Господа, точно предуказывая на опыте самого немощного телом и самого старшего годами иерарха Церкви те орудия, с помощью которых нужно было вести борьбу с сатанистами и побеждать их»

16 апреля 1957 года патриарх Алексий учредил комиссию, которая вскрыла могилу митрополита. Гроб почти весь разрушился — сохранилась лишь нижняя доска, но тело и облачения святого оказались нетленными. Обретённые мощи были перенесены в Троице-Сергиеву лавру и положены в нижней части Успенского собора — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.






31 августа 2016 года они были перенесены в Горно-Алтайск и положены в храме преподобного Макария Алтайского (Глухарева) (до завершения строительства кафедрального собора)

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых.

В честь Макария освящены храмы в Москве — крестильный храм при церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве (Московская городская епархия), Дзержинском (Московская областная епархия), селе Чемал (Горноалтайская епархия), селе Лесном (Барнаульская епархия).



20150216-734 (567x700, 148Kb)

P.S. Перед самым новым годом судьба подарила мне возможность прикоснуться к судьбе Человека, который своим служением очень много сделал для России. С огромнейшим волнением и бесконечным уважением я знакомился с жизнью этого удивительного Человека. Столько испытаний пришлось на его долю. Столькой лишений,а порой и унижений под конец своей жизни он перенес. Но он остался ЧЕЛОВЕКОМ!
Святитель Макарий - Митрополит Московский и Коломенский, Митрополит Алтайский, "апостол Алтая", причисленный к лику Святых - троюродный племянник дедушки моей прабабушки. Но даже, если бы он не был моим кровным родственником, я бы всё равно гордился нашим соотечественником.

Давайте постараемся в наступившем году быть строже к себе и терпимее к окружающим нас. Давайте перестанем жаловаться на судьбу, винить во всём власть и ежедневно о чём - то спорить и что - то доказывать.
Давайте научимся ценить каждый день и проживать каждое мгновение с радостью, надеждой и верой! Давайте  будем прислушиваться не к блогерам, а к своему сердцу, своей интуиции и не будем тратить время на нытье и раздражение. Давайте помнить о тех, кого нет. Помнить с благодарностью и уважением.

Храни нас Бог! Счастья всем и здоровья в Новом году и с наступающим Рождеством!



дневник ilyaevteev


 

Рубрики:  православие
Метки:  

ilyaevteev   обратиться по имени Понедельник, 06 Января 2020 г. 16:53 (ссылка)
Ирина, благодарю Вас за цитирование! Рад, что мой пост оказался в Вашем дневнике! Будьте счастливы, здоровы и любимы! Храни Вас Бог! Заглядывайте в мой дневник и на мою поэтическую страничку! С теплом и уважением, Илья
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку