Русский костюм. Московская губерния |
Гардероб наших предков был удивительно органичен.Каждая деталь костюма являлась своеобразным свидетельством жизненного уклада того или иного уезда или волости. Одежда шилась не просто праздичная или повседневная, она ещё соответствовала календарному циклу,образу жизни,благосостоянию и семейному положению человека.
Женский костюм Московской губернии
С изменением семейного положения менялся и женский гардероб. С наступлением зрелости, а также после вступления в брак,в гардеробе молодух появлялась понева- самая древняя деталь женского гардероба, которая крепилась на талии с помощью шнура. Позднее поневы заменили юбки и сарафаны. Сарафаны горожанки носили уже в XVI веке. есть мнение, название сарафану дала мужская одежда. В переводе сарафан означает "одетый полностью".
Когда в южном Серпуховском уезде ещё круглый год носили разноцветные шерстяные поневы, то в Бронницах, что на юго-востоке губернии, уже повсеместно вошли в моду сарафаны, а крашеные поневы можно было встретить лишь летом. В прочих уездах- от Клина до Звенигорода- в будние дни крестьянки ходили в синих сарафанах, а на праздник надевали сарафаны китайчатые. Зажиточные рядились в одежды кумачовых расцветок.
В Московской губернии из пяти видов сарафанов носили в то время два. Один назыавлся саян или кумашник. Он имел косоклинную форсу, мог быть как на распах, так и сшитый спереди. Немного позже появился прямой сарафан на лямках, который на территории кездов Московской губернии называли круглым, а за её пределами -московский. "московец".
Сверху сарафана надевали душегреи. Особенно популярны они были в Калязинском уезде.Ближе к Первопрестольной предпочитали телогрейки и шубейки независимо от сезона.
Реставрация.Современное фото.
Московская губерния, Верея Женский костюм Московской губернии
В Московской губернии бытовали женские рубахи, почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения (кроя). Носили рубаху с прямыми поликами, присоединенными по утку. Такая рубаха, как правило, сочеталась с косоклинным сарафаном. Рубахи с прямыми поликами, присоединенными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.
Повседневный женский костюм Московской губернии в зимнее время включал в себя полушубок, шапку, сарафан, рубаху,передник и обувь.Разнообразная цветовая гамма,сочетание синего и красного цветов, небольшие вкрапления золотисто-желтого, золотого и белого цветов придавали женскому облику праздничный вид даже в хмурые зимние будни. Женщины из богатых семей поверх телогреи надевали ещё шубу из овчины, покрытую тканью. Поскольку обшивать шубу было очень дорого, то бедные крестьнки носили шубы непокрытые.В Московском уезде, где уровень жизни всегда был выше ,крытые шубы не являлись признаком благосостояния, и в них ходили практически все, лишь по праздникам женщины надевали шубы из заячьего меха, покрытые дорогой китайкой.
Девичий костюм крестьянки Московской губернии, середина XIX века
Костюм состоит из цветной рубахи с широкими, суженными книзу рукавами, косоклинного сарафана и широкой ленты-повязки на голову. Сарафан украшен полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Праздничную нарядность костюму придают расшитая жемчугом и каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетённый в косу косник.
Костюм крестьянки Верейского уезда Московской области
Середина XIX века.
Музей народного искусства.
Костюм состоит из домотканых рубахи, поневы и передника. Рубаха и передник, сшитые из холста, богато украшены гладкими и узорными полосами. Полосы, образующие сложный ритмический рисунок, расположены настолько близко друг к другу, чго сливаются в горячую золотисто-красную гамму. По технике и характеру исполнения узорные полосы различны, здесь и бранное ткачество в сочетании c вышивкой, выполненной различными швами, и серебристая тесьма и блёстки. В целом, декоративное украшение одежды верейской крестьянки носит ковровый характер.
Головные уборы
Вид головного убора обязательно соответствовал семейному положению женщины. До замужества девушка повязывала голову обручами, венцами, полотенцами так, чтобы макушка всегда оставалась открытой. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели две косы,укладывая их венцом на затылке. На уложенные волосы сверху надевалась невысокая однорогая кичка.
После того, как женщина рожала первого ребенка, она снимала однорогую кичку, как бы доказав свою способность к деторождению, и с этих пор имела право носить кичку с высоким ргом или коруну.
В Московской губернии различались несколько видов головных уборов, в зависимости от уезда,в котором жила женщина.Наиболее простыми в исполнении они были в Звенигородском уезде- выбор тамошних модниц ограничивался кокошником и сорокой.
Самое большое разнообразие головных уборов наблюдалось в Коломенском уезде:сороки, кокошники, чепцы. Женщины из состоятельных семейств вышивали головные уборы богато- золотыми и шелковыми нитями.
Выкройки - сарафаны,понёвы,передник
http://www.liveinternet.ru/community/10 ... t34442959/
Схемы славянской вышивки и её значение, выкройки - от рубах до зипунов,много интересного почитать
http://dymovskiy.name/bbforums/topic/%D ... 1%8B%D1%88
Схемы белорусской вышивки
http://fotki.yandex.ru/users/logograd/d ... 05-26?&p=1
http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post122661482/
Птички на переднике моей Алёнки - отсюда
Рубрики: | история народного костюма |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |