Легкая музыка - особый жанр в основном британской "легкой" оркестровой музыки, появившейся в ХIХ веке и ставшей особенно популярной в начале-середине ХХ века. Такую музыку называют также "музыкой настроения" и "концертной музыкой".
Отсутствие претензии на умопомрачительную сложность и революционную композиторскую технику совсем не означает того, что ее создатели не отличались талантом. Напротив, в таком узком жанре им удалось создать немало прекрасных произведений. Примером может служить творчество знаменитого английского композитора "легкой музыки" Арчибальда Джойса, удивительные вальсы которого и сегодня по прошествии более столетия со дня написания пользуются особой любовью публики.
Слушая эти прекрасные, романтические и немного грустные вальсы, можно с уверенностью сказать - вальс вечен!
Многим из нас хорошо знакомы и памятны слова и напев песни "В лесу прифронтовом" времён Великой Отечественной войны.
Герой её — вальс, старинный вальс «Осенний сон», под звуки которого столько поколений, как поется в этой песне, "ходили на круг", "любили подруг", грустили и радовались в беззаботно-счастливое довоенное время. И потому на фронте, заслышав его, каждый припомнил что-то свое дорогое, заветное, сознавая, что дорога к нему — к победной весне, к счастью, к любимой — пролегла через войну…
"Стихи были написаны на Каме, когда шел второй год войны, — вспоминал много лет спустя о рождении песни "В лесу прифронтовом" автор её слов Михаил Васильевич Исаковский. — Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь.
Послал стихи старому товарищу Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В лесу прифронтовом» исполняет Ефрем Флакс"
Автор музыки — композитор Матвей Блантер — не оставил, к сожалению, даже таких лаконичных воспоминаний об обстоятельствах написания и первых шагах этой песни, её исполнители — Ефрем Флакс, Георгий Виноградов — тоже, хотя им она в не меньшей степени, чем авторам, обязана своей популярностью и долгой жизнью в народной памяти.
Суть не столько о ней, сколько о том самом вальсе, который в ней воспет. Нетрудно предположить, что, работая над музыкой к стихам Исаковского, композитор не мог не учитывать этого обстоятельства. Потому интонации вальса «Осенний сон» явно прослушиваются в песне, а в запеве её слышны отголоски ещё одного старинного вальса — «Воспоминание». Обращение к ним — безусловно, лишь повод для того, чтобы напомнить о времени, не омраченном войной, когда эти вальсы повсеместно звучали и были у всех на слуху. Это как бы звоночек из того невозвратного далека.
Так что же это за вальсы? Кем и когда они были созданы?
Долгое время оба их относили, да и в наши дни нередко относят, к старинным русским вальсам, совершенно не подозревая, что родина этих двух вальсов вовсе не Россия, а Англия. К тому же и автор у них один и тот же. Это Арчибальди Джойс.
Родился Арчибальд Джойс 25 мая 1873 года в Лондоне. Был он мальчиком-хористом, пианистом в танцевальном ансамбле, а потом организовал и возглавил собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране.
В тот же период начал сочинять музыкальные произведения, в основном - вальсы. Первый из них "Приятное воспоминание" - сразу принес ему известность. Потом были "Осенний сон" (1908), "Грезы любви" и "Воспоминание" (1909), "Мечты" (1911), завоевавшие их автору почетный негласный титул английского короля вальсов.
|