Шамшура — русский традиционный головной убор |
Шамшура — традиционный головной убор замужней женщины Сибирских старожилов и не только. Встречается несколько вариантов названия этого головного убора: шамшур, шашмура, самшура. Шамшура широко бытовала также Урале в костюме сельского населения и жительниц городов. По периметру донца шамшуры вшит плотный жгут. Донце праздничной шамшуры украшалось позументом, богатой вышивкой золотом. Часто золотная вышивка «в прикреп» выполнялась по красному бархату, а в рисунках использовались растительные мотивы. Очелье изготавливалось из простой ткани, поверх которого повязывался шелковый платок или широкая золототканая лента.
Чтобы проникнуться нашими традициями, я хожу заниматься в центр русской традиционной культуры «Родники Сибирские» в с. Муромцево, Омской области, руководителем которого является Евгения Владимировна Егорова, замечательный педагог и просто приятная женщина. И конечно, каждый, кто хотя бы соприкоснулся с родной культурой, желает иметь в своём гардеробе ансамбль русского костюма и я не исключение. Поискав в интернете элемент русского костюма — шамшуру, столкнулась с проблемой что описаний множество, выкройка ещё кое-где встречается, а вот как его сшить я не нашла совсем. Поэтому, я решила исправить это досадное недоразумение, опубликовать мастер-класс и заодно сшить себе этот замечательный головной убор.
За основу я взяла этнографический образец собирательницы Репиной Татьяны Михайловны. Выкройка дана на размер головы с обхватом в 54 см. Делая её для себя, уменьшайте или увеличивайте околыш-очелье между точек Л и В. Расстояние отрезка ЛА1 равно обхвату головы минус 4 см. Длинна отрезка Б1 А1 равно отрезку донца АБ.
Из натуральной жаккардовой ткани, я использовала остатки ткани после изготовления жилета и пластрона, раскроить детали очелья и донышка-донца учитывая направление долевой нити и припуски на швы в 1 см. Донце кроят из самой красивой ткани и оно может состоять из двух деталей, очелье можно кроить из ткани попроще, но в тон ткани донышка всё же. Из другой ткани, я использовала хлопковый бархат, раскроить по косой деталь канта, длиной равной расстоянию А1 К плюс 4 см и шириной 8-10 см. Я раскроила сначала из той же, жаккардовой ткани, но получив консультацию от специалиста Ирины Стрельцовой, выяснилось что это ошибка и валик надо кроить из другой ткани. Не забудьте сделать монтажные надсечки середины донца и очелья, очень поможет при дальнейшей сборке, поверьте.
Что бы материал не сыпался и очелье имел нужную плотность, для детали очелья я использовала плотный дублерин на тканевой основе, а для донца простой флизелин. Так же используя данную выкройку вырезала подклад из льняной ткани, но припуски на швы дала 7 мм.
Что бы не ошибиться с выкройкой, можно сначала выкроить шамшуру из остатков ненужной ткани или использовать подкладку, сколоть, стачать оставляя припуски 1 см, примерить.
Заутюжить шов укладывая его на донце. Подклад должен быть чуть меньше, чем верхушка, что бы в готовом изделии не было ненужной слабины, что было заложено в крое припуска 7 мм.
Прежде чем собрать верхушку, её естественно сажаем на флизелин и делаем кулиску. Я не претендую на стопроцентную реконструкцию, я делаю всего лишь реплику, и как человек ленивый, не люблю лишних движений, которые обязательно возникнут в конце при изготовлении кулиски, поэтому это моя личная наработка. Кулиска равна длине нижнего отрезка донца АГ и ширине в 5-6 см. Раскроила я её из чёрного льна. Короткие отрезки кулиски подвернуть на 0,5 и ещё раз на 0,5 с каждой стороны и прострочить.
Перегнуть вдоль, делаю это о край стола, благо лён складывается по моему хотению, прикладываю к краю донца и настрачиваю кулиску, в получившийся желобок.
Из готовой косой бейки изготовить завязки, хотя надёжнее использовать простой шнурок от ботинка, приложить к детали очелья, расположив выше среза на ширину 1 пальца, дать строчку 2-3 раза, что бы при дальнейшем использовании они не «вылезли» в неподходящий момент. На схеме точка З.
Собрать вместе детали очелья и донца, соблюдая монтажные надсечки, дать строчку на расстоянии 1 см от среза. Полезной вещью типа — ножницы-зигзаг срезать запас близко к краю, но будьте осторожны не режьте слишком близко. Можно обойтись и без ножниц, просто нарезать припуск сегментами через каждые 1 см, на закруглениях через 5 мм.
Отпарить припуск, укладывая его на донце, деталь кулиски сложить, а ещё лучше закрепить булавками.
Соединить булавками вместе деталь верхушки и подклада, совмещая монтажные надсечки, ведь они у вас есть:) и дать строчку на расстоянии 8мм от среза или чуть больше ширины лапки, оставляя 4-5 см дыру что бы вывернуть изделие. Дыру лучше делать на участке околыша В А1.
Вывернуть изделие, заутюжить край, так что бы подклад не был виден с лица изделия и дать строчку на расстоянии 1 мм от края, а внизу донышка над кулиской, на схеме отмечено как пунктирная линия, надеюсь понятно объясняю.
Валик можно сделать из остатков мягкой шерстяной ткани, это может быть старый ненужный шарф, как у меня. В некоторых источниках валик делают из кудели, но мудрено сделать его ровно набитым. Некоторые мастерицы делают из ватина, но что бы получить ровный кант нужно потрудиться, но вы ведь помните, про мою природную лень, поэтому ровную скатку я получила из остатков шарфа. Длина скатки — двойное расстояние со схемы от точки А1 до К, а диаметр 1.5-2 см. Срез скатки закрепить швом через край, что бы не разворачивалась при дальнейшей работе.
Прежде чем пришивать скатку, косую деталь слегка вытянуть под утюгом с паром, так она лучше уляжется в дальнейшем. Кстати, можно деталь для канта и по прямой раскроить, но точно не сможете убрать морщины при укладке дугой, ну или стараться долго и муторно, не буду напоминать про мою лень. Скатку швом через край пришить к краю. А с другого края загнуть и отпарить припуск 1-1.5 см.
Припуски на концах валика сложить внутрь на 1-1.5 см, туго закатать скатку в косую деталь, края скатать чуть туже, что бы к краям валик уходил на нет. Закатывая и утрамбовывая скатку, следите что бы она была везде равномерной, закрепите булавками и потайным швом прошейте сгиб.
Теперь найти середину получившегося ровненького канта и середину донца, точку Б, уложить на край, закрепить булавками и пришить валик к краю чепчика потайным швом. Кантик должен слегка нависать над очельцем.
В «зев» кулиски продеть завязки навстречу друг другу. Это первый вариант шамшура с валиком не подходящего цвета.
Здесь я близко показала кулиску, на которую не тратила время и нервы.
Ну, красота с левого бока.
Прелесть с правого.
Это Юлия Басаева на портрете фотомастера Вячеслава Андреева, в уборе и платье мастера собирателя и изготовителя Репиной Татьяны Михайловны.
А это заведующая Сибирским культурным центром (г. Омск) Алена Сергеевна Малиновская на фото Вячеслава Андреева.
Серия сообщений "головные уборы":
Часть 1 - !!! Мастер-класс по изготовлению шляпки «така»
Часть 2 - ШЬЕМ ШИРОКОПОЛУЮ ШЛЯПУ ДЛЯ ПЛЯЖА (И НЕ ТОЛЬКО)+ВЫКРОЙКА
...
Часть 11 - Капоры. Выкройки
Часть 12 - Капюшон
Часть 13 - Шамшура — русский традиционный головной убор
Часть 14 - Повойник на новый лад от Светланы Хачиной
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |