Ничто, наверное, не заставит мгновенно обратить внимание на женщину, как украшения на ней – звенящие бусы или сверкающие серьги. Крупные или мелкие, роскошные или скромные, они меняют наш облик в лучшую сторону. Украшения могут превратить самый скромный наряд в выдающийся.
На Руси всегда украшения пользовались любовью. Об этом сохранилось немало исторических свидетельств. Носили их и женщины, и мужчины, независимо от занимаемого статуса в обществе. Конечно же у высокородных особ украшения отличались не только ценностью камней и металлов, но и богатым ювелирным оформлением. Эта роскошь драгоценностей не раз удивляла иностранцев.
Сохранились документы, в которых иноземные послы сообщали на свою родину, что царь и бояре одеваются «пышно без всякой меры». Поэтому многие современные русские девушки любят роскошь и чрезмерность в украшении своего образа.
Яркое ювелирное искусство русских мастеров отличается пышностью декора и богатством красок.
Существует много различных стилей ювелирного искусства. А стиль русских мастеров XVI-XVII веков называется именно так – «Русское узорочье». В этих украшениях узоры созданы яркими самоцветами, камнями самого высокого достоинства – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью, бирюзой и, конечно, любимого всеми и во все времена речного жемчуга – сокровища русских северных рек.
Особенностью русских украшений является обилие растительного сканного орнамента, повторяющего морозные узоры на оконном стекле, применение многоцветной эмали, чаще белой и голубой, как небо Русского Севера, черни глубокого тона, гравировки и рельефных чеканных узоров. Украшения встречаются гладкие литые и ажурные сканные.
Жители Руси XVI-XVII веков украшали свои длинные и широкие одежды, многочисленными драгоценностями, одни из которых пристёгивались, нашивались, другие накладывались.
Важную роль в женском наряде играли рясны – длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, похожие на серьги, которые подвешивались к головным уборам по обеим сторонам лица. В женщине, надевавшей рясны, была особенная плавность и величавость в походке, она «выступала будто пава». Многие украшения требовали от неё царственной осанки, спокойных движений, достоинства.
Серьги «русского узорочья» были оригинальны и разнообразны по форме и являлись, как и сейчас, так и тогда, излюбленным украшением русских женщин. Некоторые из них были настолько массивны, что, судя по форме замка, носились не в ушах, а прикреплялись к головным уборам. Серьги были унизаны драгоценными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стёклышками, украшены затейливыми завитками из сканных жгутиков или серебряными цилиндриками, усыпанными зернью.
Особенностью являются серьги новгородские – «голубцы», которые не встречаются в таком варианте ни у каких других народов. Их форма напоминает фигурки двух птиц, обращенных друг к другу клювиками или спинками. Серьги из Сольвычегодска и Великого Устюга часто были декорированы жемчугом и расписной эмалью.
Московские мастера-умельцы украшали серьги сканью и эмалью, камнями и жемчугом, любили серьги с подвесками, которые были по-особенному нарядны и представляли собой образец художественного совершенства.
Мужчины тоже носили серьги, правда всего лишь одну серьгу. И это выражало в них не мягкость характера, а наоборот силу и власть. Автор первой истории русского костюма А.Н. Оленин так пишет: «…ношение в ушах серьги долгое время оставалось в обычае у князей Русских. Мы видим, что в 1356 году Великий Князь Иоанн Васильевич завещает двум своим сыновьям…по одной серьге…».
Мода на одну серьгу у мужчин вернулась в XVIII веке, а в XIX веке эта мода особенно процветала у военных в русских кавалерийских полках. Носили серьги не только офицеры, но и солдаты.
Кольца и перстни также пользовались всеобщей любовью. Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы. Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.
Необходимым дополнением в качестве украшения были драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.
«Русское узорочье» – особый идеал красоты, яркий стиль русского искусства, в нём сочетаются мотивы искусства Византии, Востока и Запада.
Многие сокровища наших предков не дошли до нас, исчезли в огне войн и революций. Оставшиеся немногочисленные украшения мы можем увидеть в российских музеях, восхищаться их красотой в портретах русских живописцев. Но и то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт представление о своеобразной красоте и характерных особенностях русского ювелирного искусства – «русского узорочья».
Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.
Современные украшения в стиле русское узорочье.
Фото сверху и фотографии снизу взяты с сайта ювелира Тимофея Журавлева timmaster.ru