Вальс Штрауса – Голубой Дунай (На прекрасном голубом Дунае)
Великие вальсы Штрауса
Каждый вальс Штрауса – это, собственно говоря, сюита из пяти вальсов. Каждая часть сюиты имеет свою смысловую нагрузку, свое настроение и служит развитию «сюжета» всего вальса в целом. В какой-то мере это как бы своеобразные симфонические картины, которые имеют довольно глубокое содержание и тонкие оттенки смысла. Нередко музыканты этого не учитывают, играя всю пьесу в одном настроении, а слушатели жалуются на однообразие и похожесть этих произведений. Однако под умелой рукой дирижера, например, знаменитый вальс «Жизнь артиста» становится рассказом о разных этапах жизненного пути человека искусства, – да и человека вообще. Упоение жизнью – да, ВЕДУЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ, но далеко не единственное в каждом шедевре Штрауса!..
Мода 50-х годов 19 века
Среди моря произведений Штрауса обычно выделяют несколько истинно гениальных вальсов. Это «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Вино, любовь и песни» (это название, звучащее как жизненное кредо, Штраус взял… из стихов Мартина Лютера), «Императорский вальс» (медленное вступление к нему написано на мотив марша турецких янычар в память о победе австрийцев над турками в 17 веке), «Весенние голоса» (самый ликующий свой шедевр Штраус создал в 73 года!)…
Но особенно интересна история поэтичнейшего вальса Штрауса – «Голубой Дунай» («На прекрасном голубом Дунае»). Наряду с «Маршем Радецкого» Штрауса-отца он стал неформальным гимном Австрии. А ведь славу ему принесла вовсе не родная земля…
Дело в том, что руководитель Венского хорового общества упросил Штрауса написать пьесу для его коллектива. И коллектив был, надо сказать, так себе, и стихи некий поэт сочинил совершенно бездарные… Даже музыка Штрауса не спасла эту пьесу от более чем прохладного приема у взыскательной венской публики.
Возвращаясь с премьеры вальса, Штраус признался, что вещь проходная, по-настоящему удалась только концовка.
Но вот в 1867 году открылась Всемирная выставка в Париже. Среди прочих произведений Штраус решил исполнить здесь и «Голубой Дунай». Уже первую часть пьесы покрыла буря аплодисментов. Вальс приняли на ура. На следующий день знаменитый поэт Жюль Барбье написал новый текст. При обычном тираже популярной музыкальной пьесы в 5–10 тысяч экземпляров «Голубой Дунай» в короткий срок был издан… миллионным тиражом!
Парижский триумф Штрауса-сына затмил успех здесь его отца. Иоганна Штрауса приветствуют Флобер, Теофиль Готье, Дюма-сын, Абруаз Тома, Иван Сергеевич Тургенев.
Из Парижа слава «Голубого Дуная» докатилась, наконец, и до неблагодарной Вены…
Теперь это любимейший вальс венцев. Под него даже не принято танцевать. Ведь нельзя же плясать под гимн, в самом деле! (Хотя под «Марш Радецкого» очень даже и пляшут…)
В 60-е и 70-е годы Штраус в зените славы, в зените творчества.
* -
http://www.shtraus.ru/content/view/510/106/
J. Strauss II the Blue Danube - James Last (Composed By Johann Strauss)
| Мой вечер
Тема: Настроение Автор плэйкаста: Naive Создан: 6 августа 2010 1:19 |
Иоганн Штраус-младший ((Johann Strausse, the Yonger [1825–1899]).
Вальс «Сказки венского леса» ("Geschichten aus dem Wienerwald").
Исполнитель: Berliner Philharmoniker Orchestra. Conductor: Herbert Karajan
Иоганн Штраус (сын) (нем. Johann Strauß; 25 октября 1825, Вена — 3 июня 1899, там же) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.
Биография
Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Двое из шести братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.
Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Ситуация изменилась только в 1842 году, когда отец бросил семью и ушёл к любовнице (Эмилии Трампуш), от которой у него тоже было семеро детей.
Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.
Оперетты и другие театральные постановки
Индиго и сорок воров (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
Принц Мефусалем (Prinz Methusalem, 1877)
Blindekuh (1878)
Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881)
Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
Симплициус (Simplicius. 1887)
Рыцарь Пашман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
Waldmeister (1895)
Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
Золушка (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно)
Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)
Знаменитые вальсы
Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
Сказки Венского леса (G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)
Музыка Штрауса в кино
Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящён популярный американский фильм «Большой вальс» (1938 год). Надо сказать, его сюжет имеет мало общего с реальной жизнью композитора.
Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «2001: Космическая одиссея» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку). После этого для многих людей последующих поколений вальс Штрауса в большей степени ассоциируется с космической станцией из фильма, нежели с танцевальным вальсом.
В СССР сняли фильм «Прощание с Петербургом» (Ленфильм, 1971).