Цитата сообщения Anna_Livia
Алексей Кондратьевич САВРАСОВ (1830 - 1897)
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 - 1897) - русский художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского "пейзажа настроения" в русской живописи. Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. С 1844 по 1854 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1862 и 1867 побывал в Европе; особое впечатление на него произвели горные виды Швейцарии. В период 1870-75 каждый год ездил на Волгу. Был одним из членов-учредителей "Товарищества передвижников". Жил в Москве.
Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871.
Раннее творчество Саврасова целиком находится в рамках романтизма. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям. Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы. Изначально свойственная Саврасову "виньеточная" манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.
Весна. Сельский вид. 1867.
Водопад. 1868.
На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ, в т. ч. к знаменитой картине "Грачи прилетели", ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над "Грачами" шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все это сплавилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Именно тут "настроение" - как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем.
Грачи прилетели. 1872.
Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его плодотворная педагогическая деятельность: в 1857 он вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были К.А.Коровин и И.И.Левитан.
Зимний пейзаж. Иней. 1870-е гг.
Распутица. 1894.
Черты символизма в искусстве Саврасова быстро нарастают, придавая натуре свойства ностальгического видения. Однако в поздний период мастер уходит с большой художественной сцены: страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе "Грачей". Умер Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897.
Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854.
Пиши весну так, чтобы жаворонков не было на картине видно, а песни их слышались.
А.К. Саврасов
Разлив Волги под Ярославлем. 1871.
Бурлаки. Вид Волги. 1871.
Ступайте писать, ведь весна - уже лужи, воробьи чирикают, хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте.
А.К. Саврасов
Весенний день. 1873.
Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то быть художником не надо.
А.К. Саврасов
Лосиный остров в Сокольниках. 1869.
Только любя природу, учась у нее, можно найти себя, свое. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту.
А.К.Саврасов
Радуга. 1875.
Пейзаж с радугой. 1881.
Проселок. 1873.
Сухарева башня. 1872.
Зимний пейзаж. Москва. 1873.
Зима. 1873.
Зимний пейзаж. 1871.
Соборная площадь в Московском кремле ночью. 1878.
Березы. Половодье. 1840-е гг.
Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 1871.
Закат над болотом. 1871.
Лунная ночь. Болото. 1870.
Весна. 1883.
Графика А.К. Саврасова
Осенняя ночь. 1872.
Лунная ночь. 1853.
Оттепель. 1887.
Осенний пейзаж с дорогой.
Спасский Затон на Волге. 1893.
Старый дуб у обрыва над рекой. 1857.
Гроза. 1856.