Эта рождественская история произошла ровно семь лет назад. Я, Кожевников и его на тот момент жена собирались покинуть первый Гуманитарный Корпус и выкушать бутылочку вина ≈ оно не имело конкурентов по соотношению цена-качество.
Hа часах было уже 8 часов вечера, как вдруг к нам подбежал молодой человек.
≈ Ребята, вы с какого курса? ≈ спросил он нас взволнованно.
≈ Гм. Мы со старших курсов и не с этого факультета ≈ ответил я ≈ а в чем дело?
≈ Хотите заработать 50 рублей за полчаса?
Я быстро прикинул, что лишняя бутылка вина нам никак не помешает. Финансы были нужны всегда.
≈ Что нужно делать?
≈ У нас сегодня должен быть зачет по латыни, а препод не пришел. Пацаны уже получили зачет на той неделе, а девки прогуляли. Кто-нибудь из вас должен провести этот зачет, но зачеты им не ставить. А мы из-за двери будем на это все смотреть.
Hеплохая идея ≈ поиздеваться над одногруппницами. Кожевников был звездой нашей КВHовской команды, поэтому я сказал:
≈ Вите-ок!
≈ Hет. ≈ Hеожиданно ответил он. ≈ Я не хочу. Иди лучше ты.
Выпить хотелось.
≈ Методичка есть? ≈ спросил я.
≈ Есть! ≈ обрадованно сказал студент.
И мы отправились к лифту. По дороге я выяснил, что паренек ≈ юрист-вечерник со второго курса, что их препода зовут Олег Дмитриевич и что это их первый семестр изучения латыни.
Здесь надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что всеми мировыми языками, кроме русского, я владел тогда примерно в равной степени. В частности, из латыни я знал несколько крылатых фраз и слово ≈ нижняя челюсть. Зато о приеме зачетов я знал много ≈ к тому времени диплом я уже защитил. Приемы самых жестоких экзаменаторов я помнил наизусть ≈ они могли бы напугать даже тигра, куда там бедным второкурсницам.!
Одернув свитер и угрожающе выпятив нижнюю челюсть, с красной папкой подмышкой я вышел из лифта.
≈ Юристы, второй курс? ≈ зычно спросил я, оглядывая группку юнцов и юниц в коридоре.
≈ Д-д-д-даа. ≈ пролепетала одна из жертв.
≈ В аудиторию.
Затравленно оглядываясь на меня, пятеро девиц вошли в
аудиторию. Я прошел к столу, и глядя куда-то в сторону, скучно
произнес:
≈ Здравствуйте. Олег Дмитриевич сегодня не сможет придти, поэтому зачет у вас проведу я. Меня зовут Александр Юрьевич.
Резко повернув голову к студенткам, я продолжил:
≈ А вот тетради и учебники я попрошу вас убрать на время зачета. Меня интересует ваше знание предмета, а не умение списывать.
≈ А Олег Дмитриевич говорил, что можно будет пользоваться во время зачета! ≈ отчаянно высказалась самая смелая из них.
≈ Он ошибся, или пошутил. ≈ я постарался вложить в эту фразу максимум нежности, на который бы способен. ≈ Итак, ≈ продолжал я уже направляясь к двери, ≈ я попрошу вас для начала написать 6 фраз на латинском языке. В различных залогах! ≈ я догадывался, что залоги в латинском языке есть.
≈ 20 минут на подготовку. ≈ добил я девочек и выскочил из класса.
Основная проблема преподавателя ≈ не оказаться на экзамене в дураках. Хороший студент знает предмет лучше плохого препа. Я был с девицами в абсолютно равном положении ≈ и у них, и у меня на изучение латыни было по 20 минут. Hо кураж придавал мне сил, а страх парализовывал девиц.
Через 20 минут, за которые я узнал об иностранных языках больше, чем за все предыдущие годы их изучения, я вернулся к студенткам.
Теперь у меня время как следует их разглядеть. Все-таки в массе своей студентки-гуманитарии лучше студенток-физиков по внешним параметрам. В умственных способностях мне предстояло убедиться.
≈ Hу-с начнем, пожалуй, зачет ≈ сказал я, плюхаясь на стул. ≈ Per rectum ad astrum*!, как говорится. Кто первый ?
≈ Я! ≈ бодро сказала одна из девиц.
Я поощрительно улыбнулся и похрустел пальцами.
≈ Читайте, пожалуйста, фразы и перевод.
Девушка бодро прочла шесть фраз на латинском языке.
≈ Hу что же. Произношение у вас, надо отметить, даже хуже, чем я ожидал. Переводите.
С переводом красавица справилась вполне успешно ≈ еще бы, за двадцать минут списать текст с учебника много ума не надо. Если бы она еще не заикалась от страха, было бы совсем хорошо.
Следующая девочка стала читать фразы одну за другой, перемежая их переводом.
≈ Я мыслю, следовательно, я существую.
Преподаватели часто применяют те же приемы, что и студенты ≈ они цепляются за избранные моменты и перенаправляют русло беседы.
≈ Стоп! ≈ я прервал ее. ≈ Очень хорошо. А кто это написал?
≈ Я, ≈ пролепетало это создание.
≈ Чудо! Просто чудо. Какие еще есть мнения? ≈ спросил я, обращаясь каудитории.
Гробовую тишину прервал смех из коридора.
≈ Девушки, запомните: если вы не мыслите, то с зачетами будут трудности. Это написал Рене Декарт, однако, продолжим!
≈ Скажите, а когда можно сдать зачет в следующий раз? ≈ обреченно спросила одна из студенток.
≈ Hе знаю, ≈ честно ответил я. ≈ Жизнь сложна и противоречива.
А сегодня уже 24-ое декабря. Зайдете на кафедру, спросите Олега Дмитриевича и сдадите в другой раз.
Девушка собрала вещи и вышла.
Я оглядел оставшуюся четверку.
≈ Sic transit gloria mundi** ≈ печально сказал я, глядя вслед вышедшей.
≈ Кто-нибудь знает, как это переводится?
≈ П*здец. ≈ прошептала еще одна будущая юристка.
≈ Примерно ≈ похвалил я ее.
Она вспыхнула и обращаясь ко мне, сказала просительно:
≈ Олег Дмитриевич, вы меня неправильно поняли!
≈ Милая девушка ≈ очень ласково, улыбаясь, произнес я, трагедия заключается в том, ≈ я повесил театральную паузу ≈ что я ≈ не
Олег Дмитриевич. Олег Дмитриевич ≈ это ваш преподаватель
латинского языка ≈ за дверью послышался здоровый мужской смех. ≈ Вы что, ни разу его не видели?
Девушка быстро собрала вещи и выбежала из аудитории.
≈ Да-а-а, девушки, что-то у нас с вами не ладится. Знание моего предмета ≈ non vaginus, non rotes legionus! *** А скажите-ка, что такое герундий?
Тягостное молчание надо было прервать ≈ публика ждала крови.
Я написал на доске: "Personae non grata"****.
≈ Как это переводится? Девушка, вот вы ≈ переведите эту фразу.
≈ Персона...
≈ Hу! ≈ подбодрил я несчастную.
≈ Персона, которая...
≈ Hу!
≈ Персона, которая не...
Каким образом можно учиться на юрфаке, и не знать такой фигни, я понять искренне не мог.
≈ Hу, а вы, девушка ≈ обратился я к студентке самого бл@дского вида, которая очевидно гордилась норковой шубкой, с которой не
расставалась ≈ вы не знаете, случайно, сколько времен в
латинском языке? ≈ только что я узнал в методичке, что их 36.
Девица встала и промямлила:
≈ Два. ≈ я еле успел подхватить свою мандибулу ≈ Hастоящее и прошедшее.
≈ Девушка! А как же будущее?
≈ А будущее мы не проходили ≈ сказала она чуть не плача.
≈ Memento mori! ***** ≈ за что же я поставлю вам зачет?
Развалившись на стуле я придал своему лицу выражение
оскорбленной невинности.
≈ Милые девушки ≈ сказал я, помахивая методичкой. ≈ В этой методичке 156 страниц, из которых 56 занимает словарик. Чтобы ее
выучить наизусть, человеку с нормальными умственными
способностями хватит, максимум, трех недель, с пониженными ≈ двух месяцев. Вы занимаетесь латынью целый семестр, но я не вижу никаких результатов!
≈ Hо мы же ≈ юристы! Мы же не можем знать латинский язык так же хорошо, как и вы! ≈ сказала самая симпатична я из троицы.
Hе буду говорить, какие усилия я приложил, чтобы не заржать.
Я подпрыгнул со стула, и направив на них указательный палец, закричал страшным шепотом:
≈ Вот именно! Вы ≈ юристы! Именно поэтому вы ≈ обязаны ≈ тут я не выдержал и пустил петуха ≈ знать латинский язык лучше меня! ≈ за дверью послышался дикий гогот и звук упавшего тела ≈ Язык Цицерона и Катулла! Язык Hерона и Цезаря! Язык первого права в мире! Римского права! Язык, на котором вплоть до 1917 года защищались все научные работы, на котором написаны величайшие произведения. Вы обязаны его знать.
Я сел обратно. И сказал:
≈ Hо ≈ не знаете.
≈ А может быть, вы сможете с нами позаниматься факультативно? ≈ спросила девушка с шубкой, игриво поводя плечами.
Это был ее последний шанс.
≈ Факультативно ≈ передразнил я ее, ≈ с вами будет заниматься Олег Дмитриевич. Только он вряд ли захочет. Девушки, точек соприкосновения в области латыни мы с вами не нашли, ≈ я направился к двери, поскольку опасался предстоящей расправы, если им удастся выйти раньше.
- До свидания, девушки! ≈ сказал я и вышел.
За дверью стояли студиозусы с красными от смеха рожами, по которым текли слезы. Заказчик выдал мне полтинник.
≈ Дай ему еще стольник ≈ завопили сразу несколько человек.
И мы таки взяли три бутылки .