Цитата сообщения Майя_Пешкова
Всемирное наследие ЮНЕСКО:амфитеатр в городе Эль-Джем.Тунис
Бесконечно тянется плоское безводное плато, покрытое то рядами оливковых деревьев, то травой альфой, издали напоминающей наш ковыль. Дует горячий ветер, вздымающий вихри колючего песка. В сахеле, тунисской степи, уже близкой к пустыне Сахара, после утомляющей своей однообразностью дороги открывается чудо
Эль-Джем (араб. (الجم) — город в Тунисе, в вилайете Махдия. Находится на месте античного города Тиздр, знаменит в первую очередь амфитеатром, третьим по величине в Римской империи после Колизея и амфитеатра Капуи, вместительностью 30 тысяч человек. Амфитеатр в 1979 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эль-Джем, пожалуй, город одного памятника – Колизея. Там есть и археологический музей в котором представлены найденные на раскопках мозаики, есть и другой – малый – амфитеатр. Но посетителями может похвастаться только
Конечно, многое там разрушено, многие проходы перекрыты переносными загородками, напоминающие те, что используются в метро. Но все равно – есть где побродить. Есть небольшие и мрачноватые помещения под ареной. Весьма неплохо сохранились три яруса на противоположной от современных трибун стороне.
Снаружи Колизей Эль-Джема весьма похож на римский. Все местные им страшно гордятся и уверяют, что римский сохранился гораздо хуже и только побывав в африканском Колизее вы сможете по настоящему ощутить дух той эпохи. Конечно, они преувеличивают, но посетить это место, если Вы уж оказались в Тунисе, стоит.
Немного истории
Самое первое название города Эль-Джем было Тисдрус. Оно упоминается впервые примерно в середине 1 века до н.э. То время было очерчено властным влиянием Юлия Цезаря, который вел войны на африканском континенте. Когда его лагерь встал вблизи Руссины (современного Монастира в Тунисе), к нему пришли жители Тисдруса и попросили защиты. Юлий Цезарь пообещал протекцию, но обещание так и не сдержал. Устав от ожидания в страхе и не дождавшись римской помощи, жители Тисдруса перешли на сторону врага, полагая, что так их дома сохранятся вернее. Конечно, Цезарь победил, но когда он дошел до Тисдруса, подумав, что это небольшая деревенька, он назначил среди своих требований только некоторое количество зерна тогда, как другие города облагались непомерными санкциями.
Устав ждать обещанного жители Тисдруса перешли в стан его врагов. Вскоре после этого Цезарь прошел мимо Тисдруса и нашел городок неплохо укрепленным валом. После своей победы в Африке Юлий Цезарь наложил на всех своих противников различные санкции, однако Тисдрус он счел простой деревней и потребовал от него только некоторое количество пшеницы
В первых веках нашей эры Тисдрус переживает пору расцвета. Этому способствовало положение города на перекрестке путей от Гадрумета (Суса), служившего морскими воротами и центральными районами римской провинции Африка. Однако времена расцвета сменились в третьем веке н. э. кризисом. В 238 году в городе вспыхнули беспорядки против системы налогов, установленных императором Максимом. В итоге Африканский проконсул Гордиан был провозглашен императором
. Но в конце концов Максиму удалось разбить войска Гордиана и на многие города (и Тисдрус в том числе) была наложена большая контрибуция. Выплата контрибуции усугубила кризис и город пришел в упадок. И после этого он только изредка упоминается в документах.
Точная дата строительства Колизея неизвестна. Скорее всего он был построен между 230 и 238 гг. н. э. императором Гордианом. Гордиан являлся владельцем данных земель. Длинная ось колизея имеет длину 450 футов, короткая – 370 футов. Размеры овальной арены (ее осей) – 197 и 122 фута. Высота стен достигала 90 футов. Расчитан колизей был примерно ан 30000 зрителей.
Сооружение построено из очень мягкого песчаника, добываемого в каменоломнях на побережье, примерно в 20 милях от Эль-Джема. В колизее проходили различные представления – и борьба людей с животными и животных между собой. Рассказы об этом донесли до нас мозаики, найденные здесь же. Сейчас мозаики хранятся в Бардо и музее города Эль-Джем.
В поледующих веках колизей несколько раз использовался как крепость. Берберская принцесса Каена (Kahena) здесь сражалась против арабских войск. (К этому времени относится легенда о том, что колизей связан подземным ходом с морем, хотя скорее всего подземный ход действительно существовал, но вел не к морю, расположенному за много миль, а к близлежащим конюшням).
Так же как крепость арена сипользовалась и в восьмом веке и даже в 1695 г., когда местное население восстало против Бея. Причем в поздние времена войска не задумываясь обстреливали колиезй из орудий, чтобы выкурить оттуда повстанцев. В 1850 г., во время новых воленний, обстрел повторился. Кроме того монумент послужил и каменоломней для нового строительства. Все это привело к тому, что примерно половина сооружения была разрушена почти полностью
Как и почти все другие римские поселения в Тунисе, город построен (в 46 году до н. э.) на месте бывшего финикийского поселения. Климат в античности был менее сухим, чем сейчас, и пик процветания Тисдруса пришёлся на II век. Основой экономики города было производство оливкового масла, которое в Риме использовалось не только в пищу, но и для производства мыла и для освещения. В городе была и по настоящее время находится резиденция католического епископа.
В начале III века Тиздр был одним из важнейших городов римской Северной Африки, вторым после Карфагена и примерно равным по значению Хадрумету (современный Сус). Город предположительно насчитывал от 20 до 30 тысяч жителей. Тиздр был разрушен в 238 году, после того, как там было поднято восстание, объявившее Гордиана I императором вместо Максимина. Восстание потерпело поражение, Гордиан покончил с собой, а город после разрушения так и не смог восстановиться и никогда более не имел такого значения.
В 699 году Тиздр стал центром берберского восстания Аль-Кахины против арабского завоевания. После поражения восстания город был оставлен жителями. Поселение под названием Эль-Джем возникло на этом месте уже в колониальную эпоху.
Построен амфитеатр в 238 году по приказанию правителя Гордиана Старшего. Более сорока лет выкалывали в каменоломнях гигантские глыбы, обтесывали, везли к месту строительства, старательно укладывали, а потом всю поверхность облицовывали мрамором. Стены Колизея выкладывали мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей.
На его каменных ступенях помещалось более тридцати тысяч зрителей. Над восточным входом высилась императорская ложа, из которой под ареной можно было видеть комнаты гладиаторов.
Рядом с комнатами находился сполинарий, куда складывали тела поверженных бойцов. И тут же, рядом, были клетки с хищниками, которые все более и более распалялись запахом свежей крови. Самым диким зрелищем был венатионас — схватка безоружных людей со львами и другими хищниками. Стены клеток были все в крови, кровь стекала по мраморным плитам, а десятки тысяч людей все требовали и требовали кровавого зрелища — мучений христиан и плененных берберов.
Погибшие приносились в жертву богам. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык — Сатурну и Юноне, пантера — Дионису, медведь — Диане.
Век за веком шли жестокие представления на каменной арене Колизея. Трагедия одиночек, публично погибающих для услады толпы, закончилась, как это и принято в истории, трагедией и катастрофой для кровожадных зрителей. Великое римское государство исчезло с лица земли под натиском варваров. Древний Тидр опустел. Остался лишь амфитеатр, словно драгоценный камень, в обрамлении дикой природы.
В XVII веке Колизей был подвергнут обстрелу из пушки тунисским деем, который пытался сломить сопротивление одного из берберских племен, укрывшегося за неприступными стенами. Потом долгие годы Колизей служил неисчерпаемой каменоломней для жителей Эль-Джема.
Теперь тишина и спокойствие в каменных залах. За века осыпался весь мрамор. Но и засыпанный уже на три метра песком Колизей поднимается от земли на тридцати метровую высоту и существует как бы в другом измерении.Вероятно, использовался в основном для гладиаторских боёв и гонок на колесницах.
До XVII века оставался нетронутым, затем его камни были использованы для строительства города Эль-Джем, а также транспортированы в Кайруан для строительства Соборной мечети. С 1979 года амфитеатр включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Археологический музей, в котором выставлены римские мозаики
Фото:
http://www.gennadyhertzev.com[/more].