Инвестиционная программа – совокупность инвестиционных проектов в виде перечня объектов инвестиций, их основных характеристик и объемов финансирования, составляемая на определенный временной период, формируемая на основании нормативных документов.Инвестиционная программа представляет собой план реализации совокупности инвестиционных проектов на предприятии. Под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по этому поводу (бизнес-план) и их реализация. Содержание инвестиционной программы определяется инвестиционной политикой предприятия, которая, в свою очередь зависит от стратегии предприятия в рассматриваемом периоде.
Необходимые инвестиционные ресурсы предприятие может получить за счет использования внутренних и привлечения внешних источников. К внутренним источникам инвестиций относятся:
- резервный фонд предприятия;
- амортизационный фонд;
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
-дивиденды, направляемые на развитие по решению общего собрания акционеров и т. п.
В случае, когда внутренние резервы предприятия не полностью обеспечивают потребность в инвестициях предприятия, возникает необходимость в привлечении средств со стороны за счет внешнего финансирования.
Эффективность инвестиционной деятельности предприятия во многом зависит от ее организации. Одним из наиболее рациональных путей действенной организации инвестиционной деятельности является разработка и реализация инвестиционных программ. В экономической литературе инвестиционная программа предприятия обычно рассматривается как совокупность реализуемых инвестиционных проектов. Но некоторые авторы не считают это определение достаточно полным и точным. Хотя основным содержанием инвестиционной программы являются, конечно, предусматриваемые ею инвестиционные проекты, но в то же время она не сводится к простому перечню инвестиционных проектов. Инвестиционную программу можно идентифицировать следующим образом:
– как средство реализации стратегического плана предприятия;
– как самостоятельный плановый документ, тесно связанный со стратегическим планом предприятия, но разрабатываемый и утверждаемый в особом порядке;
– как раздел годового бизнес-плана предприятия.