Что за прелесть этот Скарлатти! ) |
В начале каждой видеозаписи с "Беседами о русской культуре" Юрия Лотмана звучала очень красивая музыка. Это старинная музыка эпохи барокко итальянского композитора Скарлатти. Очень захотелось найти её и послушать ) Вот эта очаровательная соната:
Скарлатти - одна из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия. Он почти всецело посвятил себя клавиру, написал по крайней мере пятьсот пятьдесят сонат! Фактура этих сонат, разнообразная, изменчивая, то легкая и прозрачная, то массивная, иногда разреженная и хрупкая, всегда отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по себе уже доставляет исполнителю и слушателю удовольствие. И хотя в его сонатах зачастую нет широкого развития, драматизма, тем более - притязаний на философскую глубину в художественном постижении действительности, именно они проложили путь к Моцарту и Бетховену.
Чудеса фортепианной техники демонстрирует нам Марта Аргерих, исполняя одну из сонат Скарлатти:
Его сонаты - это скорее маленькие этюды или жанровые картины народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами Караваджо или Мурильо. Метод, которым они созданы, совершенно своеобразен. Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы, приведенные, однако, силою гения к совершенному художественному единству: графически четкий, иногда резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную и терпкую народность музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада - и мелодическую насыщенность; праздничный концертный блеск - и камерность жанра.
Совершенно волшебная по красоте соната, иная по характеру, чем первые две:
Есть у Скарлатти сонаты-каприччо и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные и меланхоличные. Есть остроумные, пикантные бурлески. Есть среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-нибудь в веселой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы успеете вслушаться в эти голоса.
Исполнение этого пианиста напоминает великого и непостижимого Микеланджели:
Выразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло ее; в ней, как на сцене, вдруг явились различные образы, характеры, ситуации. В «приятном разнообразии» сонат Скарлатти, в их совершенно новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.
Эта необыкновенная музыка просто завораживает:
Владимир Горовиц. Скарлатти. Соната Си-бемоль минор
Рубрики: | МУЗЫКА/КЛАСИКА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |