-Цитатник

Схема отъёма детей в России. Как это происходит. - (0)

Схема отъёма детей. Как это происходит. В ловушку попадают мамы в трудной жизненной ситуации...

Читаем детям - флеш бродилка - (0)

Читаем детям - флеш бродилка

Как действует критика на карму человека. - (0)

Критика и карма "Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя...

Утепляем резиновые сапоги - (0)

Утепляем резиновые сапоги Классная идея для тех, кто хочет утеплить детские сапожки, а также с...

Пошаговая инструкция по выращиванию орхидей - (0)

Пошаговая инструкция по выращиванию орхидей Как заставить орхидею выпустить детку? Как ухаж...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в inka1

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1379


Развитие лексики у дошкольников.

Четверг, 21 Февраля 2013 г. 01:55 + в цитатник


Формирование лексики проводится по следующим направлениям.

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

- уточнение значений слов;

- работа над словом, как структурной единицей языка и речи;

- организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда );

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, ниже рассмотрим задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Игры и задания для развития лексики.



1. Развитие ассоциаций.

Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое вспомнит (пришло в голову)

Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.

Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два. Летящий.

Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?»



2. Классификация предметов по картинкам.

Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы (критерий классификации не называется).

Например:

Овощи и фрукты.





 




 




 




 










Домашние и дикие животные.





 




 




 




 




 






Посуда и мебель.





 




 




 




 










Одежда и обувь.





 




 




 




 












3. Игра «найди лишний предмет»

Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.

(Можно использовать картинки предложенные выше)



4. Игра «Назови лишнее слово»

- Среди имен существительных

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

Волк, собака, рысь, лиса, заяц;

Лошадь, корова, олень, баран, свинья;

Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак;

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

Зима, апрель, весна, осень, лето;

Мама, подруга, папа, сын, бабушка;

Море, озеро, река, мост, пруд;

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр;

Молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

Дом, сарай, изба, хижина, здание;

- Среди имен прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Желтый, красный, сильный, зелёный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Крепкий, далёкий, прочный, надежный;

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;

- среди глаголов

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

Ненавидеть, презирать, наказывать;

Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

Пришел, явился, смотрел;

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

Налил, насорил, вылил;

Подбежал, вошел, подошел.



5. Объяснить, чем отличаются предметы ( с использованием картинок)

Например:

Чашка и стакан.





 








Яблоко и груша.





 






Помидор и тыква.





 






Кофта и свитер.













Стул и кресло.





 








Грузовик и легковая машина.





 






Самолет и птица.





 






Береза и дуб.















6. Разложите картинки по сходству.

Раскладываем вертикальный ряд картинок:

Овца, дерево, корова, колос.







 




 






Даем ребенку (нескольким детям) картинки:

Свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф – к картинке «овца»

Стол, деревянные грабли, забор, стул - к картинке «дерево»

Молоко, масло, сыр, мороженное - к картинке «корова»

Хлеб, батон, бублик, рогалик – к картинке «колос».



Нужно разложить картинки к одной из 4х первых картинок и объяснить свой выбор.



http://www.cvetsakura.ru/logopedics/razvrech/66-razvitie-leksiki-u-doshkolnikov.html

Рубрики:  Деткам/Развивалки
Деткам/Логопед-дифектолог
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку