Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего
связывается с зороастризмом, т. е. с учением велико-
го пророка Зороастра (Заратуштры), которое зафикси-
ровано в древнейшей священной книге Авесте. Пись-
менный текст Авесты – достаточно позднего происхо-
ждения (видимо, не ранее III в. до н. э.), тем более это
относится к ее многочисленным комментариям. Наи-
более же древние части священной книги, ее песнопе-
ния и гимны Гаты и Ясны, в том числе приписываемые
самому Зороастру, датируются примерно ХП-Х вв. до
н. э., т. е. по времени близки к ранним древнеиндий-
ским ведам. Вся сложность проблемы состоит здесь в
том, чтобы определить, что именно написал и предло-
жил сам Зороастр и что существовало ранее и было
лишь использовано пророком при проведении им сво-
его рода религиозной реформы. А решение этой про-
блемы в свою очередь зависит от того, каким време-
нем датировать годы жизни Зороастра.
Зороастр – личность легендарная, хотя многие ис-
следователи признают его реально существовавшим
деятелем. О нем нет практически никаких достоверных
сведений, а время его жизни в разных древних источ-
никах варьируется от XIII до VI в. до н. э. Более позд-
ние легенды повествуют о преследованиях, которым
он подвергался, изображают его культурным героем,
великим пророком, спасителем человечества и т. п. Но
в наиболее ранних персидских текстах (ахеменидских
надписях) о нем не упоминается, хотя в этих текстах
есть немало связываемых с его именем идей, в част-
ности в связи с прославлением Ахура-Мазды. Неуди-
вительно, что специалисты оказываются в затрудне-
нии. Одни вообще ставят под сомнение реальное су-
ществование пророка, другие считают, что он в свое
время впал в немилость и был сознательно предан за-
бвению, а третьи склонны видеть в религиозной систе-
ме персов времен Ахеменидов лишь предтечу зоро-
астризма – маздеизм, т. е. первоначальную доктрину,
которую впоследствии реформировал Зороастр.
Это последнее соображение заслуживает внима-
ния, хотя оно тоже не отвечает на вопросы, когда жил
Зороастр, что именно он изменил в раннем маздеиз-
ме и каким образом обновленный им маздеизм стал
восприниматься в качестве зороастризма. Оставив все
эти вопросы в стороне, обратимся к первоначальной
основе древнеиранской религии. Будем условно име-
новать ее маздеизмом – по имени Ахура-Мазды.
Верховным божеством и творцом всего сущего счи-
тался Аху-ра-Мазда, причем его первой и основной
функцией вначале было, видимо, моделирование кос-
мических элементов Вселенной. Своего рода правой
рукой и земным помощником его был Митра, в функ-
цию которого первоначально входили социальная ор-
ганизация людей и посредничество между миром бо-
жественного и человечеством. Позже он превратился в
божество договора, согласия, а также стал богом солн-
ца и покровителем воинов. Третьей в верховной пер-
воначальной триаде древнеиранских богов была Ард-
висура Анахита, богиня воды и плодородия, воспри-
нимавшаяся в качестве дочери Ахура-Мазды. Парал-
лельно с этой троицей существовал грозный бог вре-
мени Зерван (Зурван). Хотя его подчас считают не име-
ющим прямого отношения к маздеизму и тем более зо-
роастризму, более поздние мифы приписывают имен-
но ему рождение Ахура-Мазды.
Глава мира дэвов Ангро-Майнью был вначале, види-
мо, сравнительно мало значившей фигурой маздеист-
ского пантеона – тем более, что с миром дэвов, как упо-
миналось, ассоциировалась индоарийская ветвь ари-
ев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но противопоста-
вление двух ветвей, двух групп божеств и, как след-
ствие, двух их глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) су-
ществовало. И не только существовало, но и вслед-
ствие каких-то неясных пока причин нарастало. Не
исключено, что эти причины как раз и были связа-
ны с именем и деятельностью пророка Зороастра, го-
ды жизни которого приходятся, скорее всего, на VIII–
VII вв. до н. э. Во всяком случае, первые ахеменид-
ские цари уже должны были быть знакомы с этим уче-
нием. И если они по какой-то причине его не приня-
ли, то виной тому, возможно, был консерватизм касты
жрецов-магов, предпочитавших новому зороастризму
древний маздеизм.
Реформы Зороастра, как они запечатлены в Авесте,
были достаточно радикальными и уже по одной этой
причине могли быть восприняты далеко не всеми и не
сразу, особенно если учесть факт существования ка-
сты магов, ревниво оберегавших основы маздеизма.
Суть нововведений сводилась как к резкому возвели-
чению Ахура-Мазды за счет всех остальных почита-
емых богов и столь же резкому противопоставлению
ему злобного Ангро-Майнью, так и к приданию всем
древним божественным силам явственного этического
акцента, к превращению их в некую абстракцию, сим-
волизирующую тот или иной аспект великого блага, аб-
солютного Добра (или соответственно Зла). Высшая
божественная семерка в трактовке Зороастра выгля-
дела не просто как семеро бессмертных святых (Аме-
ша Спента), но как аллегории благих достоинств Аху-
ра-Мазды, его шесть эманации – благая мысль, исти-
на, власть (божия), благочестие, целостность, благо-
состояние и бессмертие, соответственно связанные с
шестью основными первосубстанциями – скот, огонь,
металл, земля, вода, растения. Сам Ахура-Мазда воз-
главлял божественную семерку в качестве святого ду-
ха.
Перенос акцента из сферы религии в сферу этики
сопровождался настоятельной апелляцией пророка к
человеку, стремлением не просто выдвинуть на перед-
ний план социальную проблему добра и зла, но соеди-
нить этику с космологией и придать упомянутой про-
блеме божественный, поистине космический смысл. В
трактовке Зороастра сама этика была превращена в
религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардиналь-
ных этических категорий, за которыми явственно про-
глядывала личность самого пророка – человека, мощ-
ного духом, признанного вероучителя, одного из пер-
вых в истории харизматических лидеров. В этом смы-
сле зороастризм как доктрина принадлежит к принци-
пиально новому типу религий – к религиям основате-
ля, пророка.
Суть зороастризма в самом общем виде, как уже го-
ворилось, сводится к тому, что все сущее делится на
два полярно противоположных лагеря – мир света и
добра и царство тьмы и зла, между которыми идет не-
примиримая борьба, составляющая основу мирового
процесса, как на земле, так и вне ее, в мире богов.
Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чи-
стоты, истины и добра, Ангро-Майнью – силы зла. И
далеко не случайно древние маздеистские божества
в зороастризме стали олицетворяться высокими поня-
тиями справедливости, благочестия, благомыслия: Зо-
роастр как бы обращался к Человеку с призывами по-
мочь благородным небесным силам в их непримири-
мой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище
и, сосредоточив все свои старания и чаяния на том,
чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью.
Далеко не случайно в гимнах Авесты люди призыва-
лись быть доброжелательными, умеренными в помы-
слах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, по-
могать ближнему. Восхвалялись честность и верность,
осуждались воровство, злословие, преступление. При
этом едва ли не основной идеей этической доктрины
зороастризма был тезис о том, что истина и добро, рав-
но как страдание и зло, зависят от самих людей, ко-
торые могут и должны быть активными творцами соб-
ственной судьбы.