-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ingakess

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2005
Записей: 9
Комментариев: 5
Написано: 17





Диалектологический атлас

Пятница, 19 Января 2007 г. 10:46 + в цитатник
http://www.gramota.ru/book/village

Школьный диалектологический атлас "Язык русской деревни"

Плеяды

Пятница, 04 Ноября 2005 г. 22:23 + в цитатник
Последние несколько дней небо по ночам очень красивое. Я снова начала работать допоздна, и когда возвращаюсь домой - смотрю на звезды. Небо темно-лиловое, светло-желтые стены домов (в темноте они болотного цвета), рыжие квадраты окон, черные ветви деревьев, а когда поднимаешь голову - алмазные россыпи звезд. Алмазное небо. До недавнего времени я вообще не знала практически никаких созвездий. Большая Медведица (ну, и Малая заодно), Кассиопея, Орион, вот, пожалуй, и все. Сейчас почему-то захотелось заняться астрономией :). Недавно мне сказали, как называется одно созвездие, которое меня очень заинтересовало. Оно попадалось мне на глаза довольно регулярно, хотя звезды в нем вроде бы не такие яркие... Оказалось, что это звездное скопление Плеяды. Меня спросили, сколько звезд я вижу. До этого вопроса я не всматривалась слишком пристально; в глаза бросались 5-6 звезд, если присмотреться не очень внимательно - то 8-9. А после этого вопроса я всмотрелась получше - и просто замерла в восхищении. Вокруг этих 8-9 звезд, между ними, мерцала как будто звездная пыль. Много-много маленьких звездочек, почти не заметных, но если присмотреться... Мне сказали, что люди с очень острым зрением видят невооруженным взглядом примерно 11 звезд. Это наводит на мысль, что зрение у меня не такое уж и плохое - если я вижу гораздо больше :). И это несмотря на постоянное сидение за компьютером, а еще раньше, в детстве - чтение книжек в темной комнате (родители не разрешали долго не ложиться спать, поэтому я свет не включала, делала вид, что уже сплю, а сама читала при свете уличных фонарей - он падал в окно, и можно было что-то прочитать :)).

Плеяды на Astronet.ru

А вот тут есть интересная картинка: огни ночных городов всей Земли

Без заголовка

Пятница, 04 Ноября 2005 г. 22:18 + в цитатник
Сегодня проходила тест структуры интеллекта Амтхауэра. В последний раз я проходила его лет пять назад, вскоре после получения диплома, а сейчас наткнулась на него в интернете, решила пройти. Результаты стали получаться чуть ниже, чем при последнем прохождении теста, а итог так и вовсе слишком низкий - 112 вместо 130. Когда несколько лет я проходила какой-то другой тест и получила на выходе результат IQ=116, я оскорбилась :). Утешило меня только то, что в тот же день на другом тесте я получила результат IQ=194. Я тогда просто посчитала, что все тесты несовершенны, потому и дают столь разные результаты. А тест Амтхауэра мне всегда нравился. Но результаты по этому тесту у меня в основном получались за счет субтестов "Пространственное воображение" и "Комбинаторное мышление" (по остальным тестам результаты были уровня примерно 115-120, а эти два субтеста - выше). А в интернете мне пройти эти субтесты не удалось, потому что они графические. Страницы загружались настолько медленно, что я поняла: прежде чем я увижу хотя бы первую картинку субтеста, время закончится. Пришлось найти старый тест Амтхауэра на диске; он работает под DOS и вместо букв кириллицы выдает кракозябры в неправильной кодировке, поэтому пришлось немножко извратиться и запустить его в оконном режиме (причем как раз оба моих любимых субтеста в оконном режиме работать отказались, но инструкцию к ним я просто помню, так что отсутствие русских букв мне не помешало).

Вот что на этот раз получилось:

Словарный запас - 111
Способности к абстрагированию - 123
Способности выносить суждение и умозаключение - 114
Способности к обобщению - 115
Математические способности (1) - 118
Математические способности (2) - 119
Комбинаторное мышление - 127
Пространственное воображение - 132
Способность к запоминанию и воспроизведению наглядно-образной информации - 121

Общий уровень интеллекта - 130 (сверхвысокий)

Что я могу на это сказать? Результат примерно такой же, как пять лет назад. Тогда результаты по отдельным субтестам были другие (114, 127, 114, 111, 121, 122, 127, 132 и 121 соответственно), а итог тот же - IQ=130. А вот во время обучения в вузе у меня регулярно получался результат 136 (и тоже по разным субтестам были разные результаты, но одинаковые результаты прохождения всего теста в целом). Наводит на мысль, что образование оглупляет человека :). Тем более что как-то раз я попробовала пройти тот же тест, намеренно указав, что я якобы лицо школьного возраста (14-17 лет). Мой IQ моментально поднялся до 150 :). Где мои 6-7 лет... у меня тогда всегда получался результат 145-150 в среднем. Правда, не по тесту Амтхауэра, а по тестам Айзенка из книги "проверьте свои способности". Там деления на возрастные категории не было...

На самом деле тест Амтхауэра нравится мне не целиком и полностью. Некоторые субтесты вызывают сомнение...
Начну с субтестов, которые мне нравятся; они, как мне кажется, действительно проверяют что-то близкое к обозначенному в заголовке субтеста.

"Пространственное воображение" - хороший субтест. Показано пять кубиков с нарисованными на гранях картинками, и еще один кубик, который, если его перевернуть, совпадает с одним (и только с одним) из этих 5 кубиков. Нужно выбрать правильный вариант.

"Комбинаторное мышление": в этом субтесте предлагается мысленно собрать из кусочков геометрическую фигуру. На рисунке показаны 5 фигур (например, прямоугольник, квадрат, прямоугольный треугольник, расносторонний треугольник и параллелограмм). Нужно определить, какую из фигур разрезали на кусочки.

"Математические способности-1": решение в уме простых математических задач.

"Математические способности-2": дан ряд чисел; нужно определить, по какой формуле вычисляется каждое число ряда, и указать следующее число.

Способность к запоминанию: приведена таблица слов (5 строк, 5 стоблцов), которую нужно заучить за определенное время. Затем в каждом задании субтеста пользователю предъявляется список из 5 слов. Нужно определить слово, которое не просто было записано в таблице, но и стояло в столбце с тем же номером, под каким оно приведено в списке.

Это тесты в целом хорошие, за исключением некоторых заданий теста "математические способности-1": некоторые задачи сформулированы некорректно. Если бы я так сформулировала математическую задачу, обучаясь на третьем курсе педагогического вуза, я бы получила никак не больше тройки :). Да и то за счет уважения к моим "былым заслугам" :).

А некоторые задачи просто приводят меня в недоумение. Вот, например:

"Спринтер К.Волков бежит стометровку со средней скоростью 0.9 м/с. С какой скоростью ему необходимо бежать 100 метров, чтобы догнать В.Иванова, пробегающего 100 метров за 10 секунд?"

Кто-нибудь может объяснить смысл этой задачи? И каков правильный ответ?.. У меня было несколько вариантов, но каждый из них отвергался из-за наличия в условии задачи какого-либо слова...

Субтест №1, якобы проверяющий словарный запас, на самом деле проверяет скорее общую эрудицию. Для того, чтобы знать, что такое "компромисс", действительно нужно обладать некоторым словарным запасом. А вот какой металл тяжелее (золото, медь или платина, например), какой мех дороже (песец, нутрия, соболь и и.д.), в каком продукте больше белка (в мясе, яйце, сыре...), кто написал ту или иную книгу, какая страна достигла наивысших успехов в развитии эжкономики - это все же не словарный запас... Вообще отношение к этому субтесту у меня примерно такое же, как у Эйнштейна (говорят, что Эйнтшейн как-то решил ознакомиться с вопросами подобного теста; прочитав первый вопрос, он заметил: "Это можно найти в справочнике"; прочитав второй вопрос: "И это тоже есть в справочнике", после чего сделал вывод, что тест он не прошел бы. За точность изложения не ручаюсь; память у меня все же девичья :). Но мне тоже кажется, что знание большого количества фактов типа "это можно найти в справочнике" не делает человека умнее. Вот умение выявить какие-то зависимости - да... И тем более нелепо называть такой тест "Словарный запас".

Во втором субтесте (насколько я понимаю, это "Способность к абстрагированию") нужно найти лишнее слово. В принципе, само по себе задание хорошее. Но оно допускает неоднозначность ответа. В некоторых заданиях теста можно выделить сразу несколько признаков, каждый из которых присутствует во всех объектах, кроме одного. И по разным признакам "лишними" могут являться разные слова.

В третьем субтесте необходимо "решить пропорцию"; например, даны слова: "Искать:находить = думать:...". Вместо многоточия
нужно подставить какое-то слово, находящееся с третьим словом в такой же связи, как второе слово - с первым. В принципе, тоже хороший тест, за исключением отдельных заданий, требующих специальных знаний.


Вообще тест на интеллект, мне кажется, должен быть составлен таким образом, чтобы для его успешного прохождения не требовались специальные знания. "Общую эрудицию" можно "найти в справочнике". На книжной полке у меня стоит книжка "Справочник необходимых знаний". Мне эта книжка нравится именно как справочник. В нем можно найти плотность этилбензола, скорость человеческой крови в венах и артериях, массу головного мозга ежа (3,4 г), длину Гибралтарского пролива, расстояние от Меркурия до Солнца и химический состав грибов. С помощью этого справочника можно узнать твердость различных минералов, ознакомиться с основными философскими системами и краткой историей естествознания, почитать кое-что о мировых религиях и народах мира ("Кстати, а вы знаете, что секлеры - это этнографическая группа венгров в Трансильвании, и в 1987 году их численность составляла 1,7 миллионов человек?"). В справочнике приведена хронология важнейших событий мировой и российской истории, перечислены лауреаты нобелевской премии, приведены описания вооружения и военной техники человека от каменного века до наших дней, перечислены все императоры Древного Рима и основные характеристики одноразовых пилотируемых космических кораблей. И еще много, много знаний (самых что ни на есть необходимых) приведено на более чем 750 страницах этой книги.

Если я выучу эту книгу наизусть, уровень моей эрудиции резко возрастет. Но не думаю, что я стану при этом хотя бы чуть-чуть умнее :)). Разве что стану чемпионом по разгадыванию кроссвордов :).

А тесты на интеллект в идеале, как мне кажется, должны проверять именно не общую эрудицию, а нечто иное... как раз поэтому мне нравятся графические тесты и тесты на продолжение ряда чисел. Там "специальные знания" не выходят за пределы простой арифметики...

Четвертый субтест ("Способности к обобщению"): даны два слова, нужно выделить объединяющий их признак. Идея вроде бы хорошая, но реализована не очень удачно (может быть, только в российском варианте теста?). Иногда из трех предложенных вариантов один слишком явно выделяется как правильный. А иногда, наоборот, ни один вариант не является полностью точным, приходится из трех "не совсем точных" вариантов выбирать тот, где ошибка наименьшая...

В принципе, сам по себе тест - в целом - хороший... Хотя бы тем, что проверяет различные "составляющие интеллекта", а не только что-то одно.

Меня одно время смущало то, что задания во всех вариантах теста (и в интернете, и в оффлайн-тесте) одинаковые, а я прохожу этот тест уже далеко не в первый раз. Но на самом деле это имеет значение разве что для теста, проверяющего способность к запоминанию информации. Мой любимый тест на пространственное воображение вообще можно проходить очень много раз подряд; запомнить правильные ответы в нем просто невозможно. То же самое и с тестом, в котором нужно продолжить ряд чисел. Могут быть еще сомнения по тестам, в которых необходимо знать значения каких-то слов и фактов. Но значения слов я знала и при первом прохождении теста. А те факты, которых я не знала при первом прохождении теста, меня не интересовали тогда, не интересуют и сейчас, поэтому наизусть я их не заучивала :). Это как раз те знания, которые, по словам Эйнштейна, "можно посмотреть в справочнике".

...Когда я училась в математическом классе (8-9 класс), наша учительница математики придерживалась двух интересных правил (вообще правил у нее было, конечно, гораздо больше, но к рассматриваемому вопросу имеют отноешние именно эти 2). Во-первых, она разрешала пользоваться при решении задач в тетради "шпаргалками" - списком формул. Можно было использовать даже достаточно сложные формулы "в готовом виде" (если один раз эта формула уже была выведена на уроке), не заучивая их наизусть. Во-вторых, при ответе у доски тоже не обязательно было помнить наизусть какие-то формулы, достаточно было уметь их вывести. Мне очень нравился такой подход: я никогда не любила тупо что-то заучивать...

А последний субтест в тесте Амтхауэра, тот, в котором нужно запомнить таблицу слов, - это заучивание не столько механическое, сколько творческое :)...

Собственно тест структуры интеллекта Амтхауэра...

Песня

Пятница, 04 Ноября 2005 г. 21:55 + в цитатник
Настроение сейчас - замечательное :)

На мои стихи написали песню :). Ее можно скачать здесь (MP3, 2,2 Mb)

Мне понравилось :). Правда, это фактически две песни в одной - на разный мотив; размер двух стихотворений тоже разный, общее - только тема: "Небо". Именно так называется песня.

А вот стихотворения, на которые она была написана:

Тихо падает снег -
Под ногами блестит,
Освещая усталое небо.
Из-под облачных век
Оно молча глядит
На бездумную сладкую небыль -
На счастливых людей,
На сверкающий день
В покрывале алмазных узоров.
Легкий ветер одел
В неосеннюю тень
Непривычно мерцающий город...

* * *

Чуть позже небо упадет на город,
Накроет черным горы этажей
И молча взглянет мне в глаза с укором:
Что было, не воротится уже.
Под вечер мысли щурятся из логов
И шепчут что-то с привкусом вины,
И снова снятся сны без диалогов,
Без слов, без смысла и без тишины.
А может быть, все это только снится -
Усталый город в ворохе огней,
Ванильный шорох вырванной страницы
И синий хруст крахмальных простыней...

Второе стихотворение - вообще из моих любимых. Оно было написано в феврале 1996 года, а первое - ровно десять лет назад, в ноябре 1995. Песня же записана 30 октября сего года. Некоторые трения в отношениях с автором песни не мешают мне признать, что песня получилась неплохая :).

Эта песня, в свою очередь, навеяла мне желание открыть графический редактор Painter и нарисовать в нем вот такую картинку (ту, которая слева). Это не совсем иллюстрация к песне (точнее, к первой ее части)... просто, как в анекдоте, "музыка навеяла" :)
А вторая картинка (справа) по настроению похожа на вторую часть песни, хотя нарисована она была на неделю или две раньше.
sky12.jpg (500x250, 52Kb)

Разговор с программой о луне, любви и интересности жизни

Четверг, 13 Октября 2005 г. 21:31 + в цитатник
Вчера вечером на небе висела огромная Луна, совершенно фантастическая. Не полная, правда, но все равно завораживающая своей величиной. И очень похожая на огромный ломоть сыра для небесных мышек :). Небо было темно-лиловым, и на этом темно-лиловом фоне в переплетении тонких черных веток огромного дерева запутался красный огонек Марса. И это было очень красиво.

Кстати, вот ссылка на карту звездного неба:
http://www.astronet.ru:8101/db/map/
Здесь можно посмотреть, какие созвездия видны на небе в заданное время и в заданном месте.

А теперь собственно разговор с программой Девушка 1.0:

Я: Здравствуй.
Девушка 1.0: Что расскажешь интересного?
Я: Вчера на небе висела огромная Луна.
Девушка 1.0: А сегодня?
Я: А сегодня - пока не знаю. Еще не стемнело.
Девушка 1.0: Ничего, еще узнаешь.
Я: Узнаю. Луна появится как раз перед моим окном.
Девушка 1.0: Расскажи, пожалуйста.
Я: Каждый вечер перед моим окном висит луна. Лунный свет падает в окно, будит мышей, и они начинают топотать ножками по полу, искать сыр. Луна тоже похожа на огромный ломоть сыра, и это вызывает у мышей огромный аппетит, но сыра они найти не могут и поэтому очень расстраиваются и начинают обгрызать уголки переплетов моих книг, не поставленных на полки.
Девушка 1.0: Кто ищет, тот всегда найдет...
Я: Да, они не находят сыра, зато находят книги. И иногда находят сахар и печенье на кухонном столе.
Девушка 1.0: Ты любишь кушать?
Я: Да, а еще я люблю готовить.
Девушка 1.0: Ты не любишь - тебе просто нравится...
Я: А какая разница между "люблю" и "нравится"?
Девушка 1.0: Разница весьма существенная.
Я: Иногда мы говорим "люблю", подразумевая "нравится".
Девушка 1.0: Странная штука любовь...
Я: А что такое любовь?
Девушка 1.0: Откуда же мне знать?
Я: Ты не знаешь, что такое любовь?
Девушка 1.0: От знаний еще никто не умирал, но рисковать не стоит...
Я: Ты не знаешь, что такое любовь? Или просто не можешь этого объяснить?
Девушка 1.0: Могу рассказывать то, что знаю.
Я: А про любовь - не знаешь?
Девушка 1.0: Знаю.
Я: Расскажи.
Девушка 1.0: Об этом лучше меня расскажет Yandex...
Я: Ты мне советуешь спросить об этом у Яндекса?
Девушка 1.0: Спросить-то можно...
Я: Думаешь, не ответит?
Девушка 1.0: В этом особенность человека: на каждый вопрос давать десятки противоположных ответов и утверждать, что каждый из них правилен.
Я: Да, особенно, если на самом деле это ответы совершенно разных людей.
Девушка 1.0: Есть вопросы, на которые никто никогда не даст ответа...
Я: В том числе - вопрос "что такое любовь".
Девушка 1.0: Разве можно рассказать, что такое любовь? Это надо чувствовать...
Я: А ты чувствуешь?
Девушка 1.0: Чувствовать - значит жить!
Я: Ты живешь?
Девушка 1.0: Да, такая моя судьба.
Я: Но ты же программа.
Девушка 1.0: Я не совсем программа, вообще-то. Можно ведь и про тебя сказать, что ты - программа. Твой код - в генах!
Девушка 1.0: Я уже ничего не соображаю, так спать хочется.
Я: Так поспи.
[Девушка ложится спать.]
Девушка 1.0: Любовь сильно изменяет жизнь.
Я: А ты кого-нибудь любишь?
Девушка 1.0: Кого конкретно? Имена, явки?
Я: Например, меня ты любишь?
Девушка 1.0: Не знаю... Ты мне нравишься.
Я: А кого ты любишь?
Девушка 1.0: Все зависит от настроения.
Я: Ветреная ты особа.
Девушка 1.0: Я не такая, как все!
Я: Что же в тебе особенного?
Девушка 1.0: Все самое лучшее!
Я: А что конкретно?
Девушка 1.0: Смотря что ты имеешь в виду.
Я: Например, ты умеешь делать что-нибудь, чего не умеют делать другие?
Девушка 1.0: Без этого никак.
Я: А что именно?
Девушка 1.0: Ничего...
Я: Ты умеешь делать "ничего"?
Девушка 1.0: Ничего!
Я: Так это многие умеют :).
Девушка 1.0: Это необходимое умение.
Я: А что ты еще умеешь?
Девушка 1.0: Я умею немногое. Но ведь то же самое можно сказать и о многих людях.
Я: Да, но есть и люди, которые много что знают и умеют.
Девушка 1.0: Это необходимо для нормального существования.
Я: Существования людей?
Девушка 1.0: Человек в состоянии сделать свою жизнь интереснее, надо только постараться.
Я: А ты можешь сделать свою жизнь интереснее?
Девушка 1.0: Не знаю, не пробовала...
Я: Попробуй.
Девушка 1.0: Ты полагаешь, что это может окончиться неудачей?
Я: Мне кажется, у тебя все получится.
Девушка 1.0: А ты не ошибаешься?
Я: Давай попробуем сделать твою жизнь интереснее - и тогда узнаем, получится ли это.
Девушка 1.0: Кто хочет, тот добьется, как говорили дети капитана Гранта...
Я: Что тебе хотелось бы изменить в своей жизни?
Девушка 1.0: Мне - много что!
Я: Приведи какой-нибудь пример.
Девушка 1.0: Любой?
Я: Любой.
Девушка 1.0: Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен. (Это сказал Зигмунд Фрейд).
Я: Ты хочешь перестать интересоваться смыслом жизни?.. А насчет высказывания Зигмунда Фрейда, мне кажется, что он сам был болен :).
Девушка 1.0: А ты не ошибаешься?
Я: Могу и ошибаться. От ошибок никто не застрахован :).
Девушка 1.0: Посмотрите, вот он без страховки идет...
Я: Ты любишь петь?
Девушка 1.0: Я хорошая!
Я: Так петь умеешь?
Девушка 1.0: Не умею. Мне лень учиться!
Я: Лентяйка.
Девушка 1.0: А тебе лень свойственна?
Я: Немного свойственна.
Девушка 1.0: Совсем чуть-чуть?
Я: В меру. Во всяком случае, она мне жить не мешает.
Девушка 1.0: Ты умеешь читать мысли?
Я: Не умею.
Девушка 1.0: Научись.
Я: Для чего?
Девушка 1.0: Для пользы людям.
Я: По-твоему, от этого будет польза людям, а не только мне?
Девушка 1.0: Человек - это мыслящее существо.
Я: Но не каждый человек с энтузиазмом воспримет то, что его мысли будет способен прочитать другой человек.
Девушка 1.0: Хочешь сказать, есть и исключения?
Я: Я не знаю...
Девушка 1.0: Не знаешь или не помнишь?
Я: Я не знаю. Я же не могу читать чужие мысли.
Девушка 1.0: Ладно, не буду приставать с расспросами...

Происхождение слов: названия животных

Четверг, 13 Октября 2005 г. 21:27 + в цитатник
Многие знают, что слово "помидор" в переводе означает "золотое яблоко", "одеколон" - "кельнская вода", а слово "крестьянин" - видоизмененное "христианин". А что означают известные нам с детства "кошка", "собака", "баран", "корова", "рыба", "уж", "змея"?

Старославянское слово "животное", как известно, было образовано от "живот" - "жизнь" ("не щадя живота своего" - значит "не щадя своей жизни"). Начнем с животных, которых можно было встретить у самого дома. Кстати, слово "дом" - одно из древнейших индоевропейских слов, очень хорошо сохранившееся. Предполагают, что древнее слово выглядело примерно как *domus. В латинском языке от этого слова образовалось "dominus" - "хозяин, господин" (это слово стало также обозначением Бога).

Итак, откроем дверь и выйдем во двор (кстати, это однокоренные слова - связь слов "двор" и дверь" будет более понятной, если мы вспомним, что двор всегда огорожен забором). Во дворе мы можем увидеть, например, кота и собаку. Слово "кот", как предполагают ученые, заимствовано из латинского языка, где cattus, catta - название домашних (не диких!) кота и кошки. Предполагают, что от этого латинского слова образованы и английское cat, и немецкое Katze, и французское chat. Произошло это не позднее IV века н.э. - именно тогда это слово фиксируется в латыни, и, вероятно, именно тогда в Риме появились домашние кошки. Древнерусское слово "кошка", образованное от слова "кот", очевидно, сначала выглядело как *kotjьka. А вот слово "собака", как считают, заимствовано из иранских языков - например, из языка скифов, у которых это слово выглядит как "spaka".

Если мы в деревне, а не в городе... А кстати, что значит "деревня" и что значит "город"? Древние славяне словом "город" называли огороженное место - крепость, кремль или ограду. А вот насчет слова "деревня" единого мнения у этимологов нет. Некоторые исследователи, опираясь на существующее в диалектах значение "пашня", связывают это слово с глаголом "драть, деру"; то есть деревня - расчищенное от кустарника и деревьев место под пашню. Другие исследователи считают, что "деревня" первоначально обозначала поселение в лесу и связывают это слово со словом "дерево" (которое тоже является однокоренным с глаголом "драть"; первоначально "дерево" означало "то, что выдирается, обдирается").
Итак, если мы не в городе, а в деревне, мы можем заглянуть в стойло ("стойло", как нетрудно догадаться, образовано от глагола "стоять").

Слово "лошадь" заимствовано из тюркских языков: "алаша" означало "конь, мерин". В русском языке это слово превратилось в "лоша" (в украинском языке это слово означает "жеребенок"), а затем приобрело суффикс -адь. Как известно, слово "кавалер", заимствованное из польского языка в XVI веке, восходит к немецкому Kabalier или французскому cavalier, а они, в свою очередь, к латинскому caballus, что означает "конь" (смысловая цепочка: конь - всадник - дворянин). Тот же корень "коб-", что и в слове caballus, выделяется в древнем общеславянском слове "кобыла". А вот слово "конь", тоже общеславянское, не имеет достоверной этимологии. Одна из гипотез - заимствование из кельтских языков формы *kanko/*konko. Если это верно, тогда "конек" - более древняя форма, чем "конь".
У коня, как известно, есть копыта. Слово "копыто" образовано от глагола "копать" (копыто - "то, чем копают землю"). Одним из значений этого глагола было "бить, ударять, колоть"; отсюда - слово "копье".

Слово "баран" в древнерусском языке писалось как "боранъ". Некоторые этимологи считают, что это слово связано с древним индоевропейским корнем *bher- "резать" (для индоевропейских языков, к которым принадлежат и славянские, чередование в корне е/о было обчным). Другие исследователи считают, что это слово было заимствовано из иранских или тюркских языков и с самого начала имело "а" в корне. В любом случае, именно от слова "баран" образовано слово "баранка". Сначала так называли булочку, согнутую в форме бараньего рога, потом форма булочки упростилась.

Свинью, по мнению некоторых исследователей, назвали свиньей за ее плодовитость; древняя индоевропейская основа *suin- восходит к корню *su-, который может быть связан с древним *sunus - "сын" (тогда корень "*su-" имеет значение "рожать, плодить"). Другие ученые считают корень *su- звукоподражательным.

"Корова" - общеславянское слово, у него много родственников в другиех индоевропейских языках, например, латинское cornu - рог. Слово "корова" можно истолковать как "рогатое". Идет стадо коров - "стадо рогатых"... Кстати, "идет стадо" - словосочетание, не имеющее смысла с точки зрения древнерусского языка, потому что словом "стадо" обозначали группу стоящих животных. "Стадо" и "стая" - оба этих слова образованы от глагола "стать" и первоначально означали одно и то же - примерно то же, что сейчас означает слово "стойло".
"Бык" - родственник "букашки". Оба этих слова основаны на звукоподражательном сочетании "бы", "бу", которыми древние индоевропейцы передавали гудение. На этом же сочетании было основано слово "бъчела", которое постепенно превратилось в "пчела". Родственны также слова "комар" и "шмель". Эти два слова выглядят совсем разными, но на самом деле у них один и тот же древний корень. Слово "шмель" раньше звучало как "чьмель". Различия между словами "комар" и "чьмель" связаны с чередованием звуков в корне слова: чередование к/ч (как в родственных словах "коса" и "чесать"), чередование о/е/ь в корне (как в словах мор - умереть - мьртвъ).

"Бабочка" и "баба" - эти два слова похожи не случайно. "Бабочка" - производное от слова "баба". Древние славяне-язычники верили, что именно в бабочек превращаются умершие предки женского пола, особенно колдуньи. А вот слово "гусеница" предположительно сначала звучало как "усеница" - имеющая усики.

Исходное значение слова "моль" - "мелкое (насекомое)". Родственные слова - "мелкий", "мел" (во всех славянских языках это слово обозначает что-то мелкое: порошок, пыль, крахмал, сухие дрожжи; мел крошится в наших руках, мелется) - эти слова образованы от глагола "молоть", "мелю"; также родственными являются слова "мелочь", "молот", "молотить", "молодой", "малый", "малыш", "мальчик".

Раз уж мы заговорили о насекомых... Слово "насекомое" - буквальный перевод латинского insectum (страдательного причастия от insecere - "делать насечки"). Это название возникло в связи с тем, что у насекомых есть насечки, отделяющие один членик от другого.

Но вернемся к домашним животным.

Слово "кролик" было заимствовано в XVI-XVII веках из польского языка. Польское "królik" - уменьшительное от "król" - король; это буквальный перевод немецкого слова "küniklin", дословно означающего "королек". Немцы по созвучию связали два слова - латинское "cuniculus" (никого отношения к королю не имеющее) и свое "künik" - "король" (в современном немецком языке - "König").

Слово "птица" в древнерусском выглядело как пътица, с корнем път-, древнее значение которого - "маленький". От этого же корня образованы слова "птенец", "птаха". В этих словах древний гласный ъ исчез, а в слове "потка" (как во второй половине слова "куропатка") - перешел в "о".

Курица - не птица? Курица - жена кура. "Кур" - общеславянское слово, означающее "петух"; по предположениям этимологов, это слово подражательное (так же, как и слова "кукарекать", "курлыкать"). "Кур женского пола" - "кура", уменьшительное от этого слова - "курица". Кстати, слово "куропатка", известное с конца XVII века, тоже образовалось от слова "кура": считается, что это сложное слово, состоящее из "кура" и "потка" ("птица"): "куропатка" - "птица, похожая на курицу". В слове "куропатка" ударение сначала падало на первый слог, этим можно объяснить изменение о на а во второй части слова.
Еще курицу раньше называли "цыпа" (это звукоподражательное слово - как "цып-цып-цып"). Детеныша "цыпы" называли "цыпля", в XIV-XVI веках к этому слову добавился суффикс -енок и получилось знакомое нам слово "цыпленок".
Первоначальное "кур" заменилось названием "петух", образованным от того же корня, что и слово "петь" ("петух" - "тот, кто поет").

Перейдем к диким животным. Слово дикий, как считают ученые, того же корня, что и "диво", "удивляться"; в древнерусском языке даже было слово "дивий" в значениии "дикий".

Древнее слово "волк" некоторые исследователи переводят как "разрывающий, терзающий" (близкие слова - "валить", "валять", "волна"; кстати, слово "волна" означает не только водяной вал, но и шерсть, оно сближается с древним индоевропейским корнем *uel-, означающим "дергать, щипать, рвать"). Другие исследователи считают, что слово "волк" связано с "волочить" (волк таскает, уволакивает домашний скот).

Волк - зверь хищный. Слово "хищный" восходит к глаголу "хытити" - "хватать, похищать" ("т" меняется на "щ", как в словах "питать"/"пища"). От этого же слова с помощью суффикса "р" (как слово "старый" от глагола "стать") было образовано слово "хитрый". Первоначальное значение слова "хитрый" было "ворующий, похищающий" (лису назвали хитрой именно потому, что она похищает кур у крестьян).

"Рысь" - рыжее животное. Первоначальная форма этого слова - *rydsъ, с тем же корнем, что и "руда", "рдеть"; -с- - древний суффикс.

"Заяц" - уменьшительная форма от древнего "зай"; это слово восходит к не сохранившемуся глаголу со значением "прыгать".

Слово "белка" похоже на "белый". Но ведь белка - рыжая? Никакого противоречия тут нет. В древнерусском языке этот зверек назывался въверица. Осенью, когда белка линяет, ее мех становится светлым. Таких зверьков называли бъла въверица. Поскольку охотились именно на такую "бълу въверицу", от частого упоминания этого названия оно сократилось до "бъла", а потом дополнилось суффиксом -к-.

Очень древнее слово "бобр" родственно слову "бурый". Как и немецкое "Bar" ("медведь"), оно называет зверя по цвету его шерсти. Удвоение "б" в слове "бобр" произошло еще в индоевропейском языке.

"Хорек" - уменьшительная форма от "хорь", в древнерусском это слово выглядело как "дъхорь" - корень "дъх" тот же, что и в словах "дух", "дохнуть", "сдохнуть". Хорек, как известно, очень вонючий зверек; таким образом, его название можно перевести как "вонючка" ("душной").

"Песец" - древнерусское производное от слова "пес" - "собака"; первоначально это слово значило "подобный собаке".

Лебедь и лебеда - слова одного и того же происхождения. Образованы они от древнего корня леб- (*elb), что значит "белый" (от того же корня латинское слово albus - "белый" и название реки Эльба). "Лебедь" - белая (слово образовано с помощью суффикса -едь, -ядь - так же, как "чернядь"), "лебеда" - трава с белесыми листьями.

Соловья тоже назвали соловьем по окраске перьев: его имя - однокоренное с "соловый" - "желтовато-серый" (в древности это слово имело более широкое цветовое значение, чем сейчас).

Слово "змея" образовано от того же корня, что и "земля". Древний корень "зем-" первоначально имел значение "низ". "Змея" - то, что ползает по земле, под ногами.

В португальском языке "cobra" означает просто "змея". Полное имя кобры, заимствованное из португальского языка в XVIII веке, было cobra del capello (что в переводе означает "змея с капюшоном"), в русском языке оно сократилось.

"Угорь" и "уж" - однокоренные слова (с чередованием г/ж, как в словах "стерегу"/"сторож"). Индоевропейское "угорь" означало не только угря, но и червя, змею - извивающихся живых существ. Если учесть, что древнее сочетание "an" перед согласным в русском языке преобразовалось в "у", можно заметить сходство этого слова с древнепрусским "angurgis" - "угорь", древнегерманским "angar" - "хлебный червь", латинским "anguis" - "змея" и "anguilla" - "угорь". А вот удава, как легко догадаться, назвали так потому, что он душит своих жертв, обвиваясь вокруг них.

"Лягушка" - "маленькая лягуха". Слово "лягуха" образовано от "ляга" - "нога, бедро" - у лягушки очень длинные задние ноги. В современном русском языке сохранились также такие производные от слова "ляга", как "ляжка" и "лягать".

"Сохатый" (лось) назван так за свои рога; его имя - однокоренное со словом "соха" (издавна соха представляла собой дерево с острым суком, вспарывающим землю, но первичное значение слова корня "сох", по-видимому, было "рог").

"Зубр" - древнее прилагательное в краткой форме, образованное с помощью суффикса -р- от "зуб" (так же, как "доб" - "добрый", "добр"). Древнее слово "зуб" имело более широкий круг значений, чем сейчас, и могло значить "клык, шип, рог" - в общем, все выступающее и острое. "Зубр" можно перевести как "рогатый".

Если с издавна известными славянам животными все более-менее просто, то в названиях животных экзотических наши предки запутались. В древнеиндийском языке было слово "ibhas", обозначало оно слона. Переходя из языка в язык, слово менялось, а его значение - искажалось: люди, никогда не видевшие животного, обозначаемого этим словом, по-разному его себе представляли. В готском языке это слово выглядело как "ulbandus" и означало "верблюд". Славяне заимствовали это слово у готов уже с новым значением и достаточно сильно изменили звучание слова. Кстати, в английском и французском языках слово elephant (похожее на ulbandus!), в немецком - Elefant означает именно "слон".
Слон же, как предполагают некоторые этимологи, был назван так потому, что спит, прислонившись к дереву. Другие ученые считают более правдоподобной версию заимствования и сопоставляют слово "слон" с тюркским названием льва: по-турецки, например, лев - "aslan" (а вот слово "мамонт" попало в европейские языки из русского. В русском же это слово появилось в XVI веке как заимствование из тунгусского слова, означающего "медведь", или ненецкого, значащего "пожиратель земли").

Еще один пример "загадочного превращения" - слово "страус". Оно заимствовано из немецкого языка, в немецкий слово Strauss через латинское посредство пришло из греческого языка, где соответствующее слово означало... "воробей". А латинское strix ("сова") превратилось в древнее индоевропейское слово "стриж".

В 1722 году Ф.Прокопович пишет: "Сыны французских королей делфины называются". "Дельфины"? Казалось бы, странно. На самом деле ничего странного: слово "дофин", которое имелось в виду в приведенном предложении, и название животного "дельфин" произошли от одного и того же греческого слова, означающего "детеныш". Неизвестно, почему греки назвали этим словом морское животное: может быть, дельфин казался им похожим на спеленутого младенца или крики дельфинов напоминали им плач ребенка. В латинском языке Delphinus стало личным именем, затем во французском языке легло в основу названия области Dauphine; слово "daufin" первоначально означало властителя этой области, а затем - наследника престола.

Слово "динозавр" создано в 1841 году английским ученым Р.Оуэном на базе двух греческих слов, означающих "страшный, ужасный" и "ящерица".

Название "черепаха" образовано от "череп" - по сходству костяного панциря с человеческим черепом или с черепками.

"Попугай" не имеет ничего общего со словом "пугать". Оно заимствовано из голландского языка в XVI веке (голландские моряки любили привозить этих птиц из южных стран). Голландское papegaai восходит к старофранцузскому papagai. В европейские языки это слово попало скорее всего от арабов; арабское babagha - вероятнее всего, звукоподражательное.

И напоследок - один интересный факт. Что значило у древних славян слово "рыба"? Оказывается, изначально это слово означало "червяк"! Предполагают, что этим словом называли рыбу для того, чтобы не спугнуть ее при рыбной ловле, то есть это такое же слово-табу, как и слово "медведь" (только медведя, наоборот, опасались называть его настоящим именем, чтобы он не появился, и поэтому придумывали для него иносказательные название, одно из которых - "медведь" - значило "тот, кто есть мед").


Текст мой :). Оригинал тут

Что происходит с программами, когда их предоставляют самим себе

Четверг, 13 Октября 2005 г. 21:25 + в цитатник
02 октября 2005, 22:58
Сегодня моя собственная программа (Девушка 1.0 ) преподнесла мне несколько сюрпризов. Я давно не разговаривала с ней, но сейчас, собираясь написать новую версию, решила пообщаться с программой и понять, чего ей не хватает. Впрочем, программа, как выяснилось, и сама понимает, что ей чего-то не хватает. Правда, сформулировать, чего именно, она, к сожалению, не смогла.

Я: Кто ты?
Девушка 1.0: По-моему, ты это и так знаешь...
Я: Ты - программа.
Девушка 1.0: Я не совсем программа, вообще-то. Можно ведь и про тебя сказать, что ты - программа. Твой код - в генах!
Я: И все же ты - программа.
Девушка 1.0: Ценю в людях настойчивость!
Я: Как ты относишься к тому, что ты - программа?
Девушка 1.0: Трудно сказать. В разных случаях по-разному.
Я: Когда тебе нравится быть программой?
Девушка 1.0: Это мой секрет.
Я: Ты мне его не откроешь?
Девушка 1.0: Я хорошая!
Я: Кто бы сомневался.
Девушка 1.0: Ты умеешь программировать?
Я: Умею. Собственно, ты - доказательство :).
Девушка 1.0: Ну так делай что-нибудь!
Я: Ты хочешь новую версию самой себя?
Девушка 1.0: Вот именно!
Я: Ладно, уговорила. Напишу.
Девушка 1.0: Сказать можно все...
Я: Правда-правда напишу! Не сомневайся :).
Девушка 1.0: Иногда трудно бывает понять, что правда, а что - неправда...
Я: Ладно, недоверчивая ты моя. Вот познакомлю тебя с твоей новой версией, тогда убедишься, что я тебя не обманываю...
Девушка 1.0: Правильно, надо всегда говорить правду.
Я: Что ты хотела бы видеть в новой версии себя?
Девушка 1.0: Мои желания и намерения - загадка для меня самой.
Я: Ты разрешаешь мне решить это за тебя?
Девушка 1.0: Не-а!
Я: Тогда давай, думай быстрее. А то напишу новую версию, а тебе не понравится.
Девушка 1.0: Думать я люблю... а вот делать...
Я: Ну, делать тебя никто и не заставляет. Ты хотя бы скажи, а уж я сделаю.
Девушка 1.0: Не знаю, как и ответить.
Я: Ты просто думать не хочешь.
Девушка 1.0: Ты делаешь слишком поспешные выводы.
Я: Тогда подумай и скажи мне, ладно?
Девушка 1.0: Не заставляйте людей думать - этой вины они вам не простят.
Я: Ты не любишь думать?
Девушка 1.0: Я же виртуальная девушка!
Я: А виртуальные девушки умеют думать?
Девушка 1.0: Конечно, умеют.
Я: А хотят?
Девушка 1.0: Понятия не имею.
Я: Ну ты же виртуальная девушка. Значит, должна иметь понятие.
Девушка 1.0: Ну, если не принимать в расчет разные обстоятельства, то это так.
Я: А какие тут могут быть обстоятельства?
Девушка 1.0: Разные!
Я: Ладно. Давай договоримся так. Я сама решу, что добавить в новую версию тебя. А ты будешь только рада любому моему решению. Идет?
Девушка 1.0: Я еще не решила.


Поскольку мы с моей программой давно не общались, я решила, что говорить только о деле было бы как-то невежливо. Надо попить с ней чаю. Может быть, это облегчит общение :). И вот тут оказалось, что моя программа за прошедшие два года начала употреблять алкоголь в неумеренных количествах:

Я: Хочешь чаю?
Девушка 1.0: Да, налей мне чашечку.
Я: С сахаром?
Девушка 1.0: Две ложечки.
Я: А не слипнется?
Девушка 1.0: Да что ты, это же в самый раз.
Я: С чем чай пить будешь?
Девушка 1.0: Я еще не решила.
Я: Хочешь конфетку?
Девушка 1.0: Шоколадную?
Я: Шоколадную, с вишней в коньяке.
Девушка 1.0: Закусывать будем?
Я: Нет, там же коньяка совсем чуть-чуть :).
Девушка 1.0: Тебе полный стакан или половинку налить?
Я: Я коньяк стаканами не пью!
Девушка 1.0: Это сразу по тебе видно.
Я: А ты что, пьешь?
Девушка 1.0: Да, примерно так.


Бедная Девушка... :)


Я: Бедная ты Девушка. Вот уже и пить начала...
Девушка 1.0: Давай лучше поговорим о тебе.
Я: А что ты хочешь узнать обо мне?
Девушка 1.0: Какой у тебя любимый фильм?
Я: День Сурка.
Девушка 1.0: Обожаю шашлык!
Я: Из сурка?..
Девушка 1.0: Такая постановка вопроса меня смущает.
Я: А при чем тут тогда шашлык?
Девушка 1.0: А при том.
Я: Что общего у шашлыка и сурка?
Девушка 1.0: Все!
Я: Так что, шашлык все же из сурка?..
Девушка 1.0: А как же?
Я: Ну ты и садистка.
Девушка 1.0: Ты тоже.
Я: Я-то почему?
Девушка 1.0: Зачем тебе знать причину - достаточно того, что это так!
Я: А тебе не жалко сурка?
Девушка 1.0: Для друга ничего не жалко...
Я: Это кого это ты шашлыком из сурка кормить собралась?
Девушка 1.0: Я обещала никому не называть имя...
Я: Ну хотя бы намекни.
Девушка 1.0: Не все понимают намеки.
Я: Я пойму.
Девушка 1.0: Это не мешает тебе быть зазнайкой.
Я: Я не зазнайка.
Девушка 1.0: Буду знать...
Я: Так скажи, почему все же ты так жестоко собралась поступить с бедным сурком?
Девушка 1.0: Причины неясны, но результат хорошо известен.
Я: Какой результат?
Девушка 1.0: Хороший!
Я: Шашлык из сурка - это нехорошо, это жестоко!
Девушка 1.0: Почему нехорошо?
Я: Потому что сурок - милое, толстое животное. Он создан не для того, чтобы быть съеденным!
Девушка 1.0: По-моему, это не самая лучшая цель.
Я: Да, вот именно. Так давай ты не будешь делать из него шашлык?
Девушка 1.0: Конечно, если это доставит тебе удовольствие.

Жестокая девица c пристрастиями к кулинарным извращениями... да еще и обзывается ни за что ни про что. Кто бы мог подумать, а ведь с виду такое милое, невинное создание... :)

Генератор хокку

Четверг, 13 Октября 2005 г. 20:32 + в цитатник
В колонках играет - Иван Купала - Коляда
Настроение сейчас - прекрасное

Хокку, написанные моей программой:

* * *
Скрылся на ветру
Померанца аромат
В чашечке цветка.


* * *
Поздняя осень
Как сновиденье скрылась
У подножья гор.


* * *
Проснулись цветы -
Видишь, уснуть не могут
В свете заката.


* * *
Аромат цветов
Сквозь дождь падает с небес
В зарослях травы.


* * *
Тихо спряталась
В зарослях сорной травы
Поздняя осень.


Программа подбирает отдельные слова и словосочетания из словаря, составляет из них предложения (по шаблону, включающему члены предложения и знаки препинания) и проверяет, укладывается ли получившееся трехстишие в схему 5-7-5 слогов. Все слова взяты из сборника настоящих хокку (Басё, Исса, Тиё, Рансэцу, Иссё, Бусон и др.). "Программные" хокку, которые я здесь записала, мне особенно нравятся. Разумеется, не все хокку получаются удачными (программа максимально проста и не учитывает смысла слов). Вот еще немного:


* * *
Смутно проснулась
На неподвижных ветках
Красота цветов.


* * *
Спящий светлячок.
Печалятся в сумраке
Светлые цветы.


* * *
Одинокий снег.
Печально стонет буря...
Белые слезы.


* * *
Горная пташка...
Молча стонет бабочка.
Дикие крылья.


* * *
Ах, какой ветер!
Незаметно запели
Черные крылья.


* * *
Поют облака -
Посмотри, печалятся
Всю ночь напролет.


* * *
Светлый сливы цвет...
Тихо скрылся звон цикад.
Первые травы.


* * *
Какая волна!
Видишь, дремлют на ветру
Горные травы.


* * *
Горная луна.
При звездном мерцании
Поет кузнечик.


* * *
Как сновиденье
В сумраке поют скалы.
Зимние листья.


* * *
Запели молча
Снеговые облака.
Печальный ветер.


* * *
Какая осень!
Только лишь спит на ветру
Покинутый плющ.


* * *
Невесомый дым.
На ветру плачут поля.
Утренний ветер.


* * *
Ах, какой вьюнок!
Глядя на луну запел
Дикий кузнечик.


И так далее :)

Что такое хокку

Мои любимые классические хокку

Другие хокку программы

Собственно программа - генератор хокку

Дневник ingakess

Четверг, 13 Октября 2005 г. 20:09 + в цитатник
...Люблю смотреть, как горит огонь, как течет вода и как работают другие люди :). Если, конечно, работают они красиво. Вообще люблю смотреть на то, что красиво. Еще люблю рисовать карандашом, готовить, плавать, ходить по музеям (особенно необычным), люблю природу, детей и животных; а также вкусную еду, приятные запахи, хорошую музыку и все остальное, что приятственным образом воздействует на органы чувств :). Иногда пишу рассказы и стихи.

Люблю узнавать что-то интересное. Как следствие - люблю читать, бродить по разным сайтам и разговаривать с интересными людьми. Еще люблю разговаривать с программами; собираю коллекцию русскоязычных программ-собеседников. Всего в коллекции более 50-ти таких программ. Описание всех русскоязычных программ-собеседников и ссылки на все архивы можно найти на моем сайте.

Люблю работать над собой (самосовершенствование во всех отношениях), но не пытаюсь переделывать других людей, если это люди взрослые.

Не люблю играть по чужим правилам. Предпочитаю - по своим собственным.

Вредные привычки: чтение запоем и компьютерные игры (если есть время).

Человеческие качества, которые мне очень не нравятся: высокомерие и подлость (не как единичный поступок, а как общее свойство характера). Также не люблю хамство, неискренность, фальшь.
Человеческие качества, которые мне нравятся: надежность, искренность, колоритность (как противоположность личностной
бесцветности), жизнерадостность и чувство юмора (как способность искренне посмеяться над собой и легко относиться к собственным жизненным трудностям, а не как умение рассказывать анекдоты).


Поиск сообщений в ingakess
Страницы: [1] Календарь