Жемчуг наиболее очевидный и часто используемый аксессуар. В разношерстной американской или европейской толпе русская тётенька всегда вычисляется по ниточке жемчуга на свитере.
Последние пару лет жемчуг был трендом и это наложилось на вездесущее «жемчуг освежает» и «жемчуг - это классика» отчего сложилось мнение, что его несложно носить. Мол, набросил ниточку жемчуга, и ты – классика, такой беспроигрышный вариант. В результате жемчуг стал синонимом варианта проигрышного. Почему? Если сапоги-снегоступы и вишенка на воротнике, вызвавшие омерзение у Пуаре, как были признаком безвкусия в начале 20 века, так и остались в 21, то в мире жемчуга изменилось очень многое.
Жемчуг, как всякая классика, требует от женщины заботы о своем облике и холености. Как не во всяком доме можно поставить миниатюру Венеры Милосской, так не ко всему можно надеть жемчуг.
Одухотворенные фемины с ретро-фотографий с жемчужной ниткой на шее, пленят нас, но все они - женщины, не знавшего вискозы, акрила и сушильных машин. Одежда из шелка, твида и крепа не застирывалась на руках дома, а отправлялась в прачечные, откуда прибывала отутюженной и благоухающей. Те европейцы, кто мог себе это позволить (те самые фигуранты ретро-фотографий) стирку свою отправляли только в Англию. Ни одна из этих леди не ходила по несколько километров в день, убивая кожаную подошву, не стояла в пробках, не толкалась в общественном транспорте и не беспокоила себя размышлениями, как бы преобразить свой туалет из офисного, в вечерний. Были специально предназначенные day dresses и evening suits. Ничего этого сегодня нет. Нет больше той холености, которой требует жемчуг. Потому, жемчужные нитки, свисающие с шей современниц только подчеркивают окружающую убогость.
Но, судя по журналам и каталогам жемчуг все еще здесь, он рядом с нами, где-то в параллельной реальности. Как туда попасть? Я разделила способы ношения жемчуга на несколько условных групп.
Длинная нитка жемчуга.
Самый непростой вариант - «небрежно брошенная нитка жемчуга». Именно с ней вы обязаны позаботиться о ткани, обуви, тонкой кости и изяществе фигуры. Извольте, пожалуйста, шелк, атлас, креп и нарядную обувь.
US Vogue editorial, The American Experience. May 2010.
Длинная нитка жемчуга поверх свитеров и платьев-свитеров с "беговыми" сапогами и бутсами свежо смотрится на девочке-подростке. Как только девушка выходит из пубертатного возраста, сочетание жемужной нитки на свитере и утильных полусапожек приобретает жалкий оттенок "чудом спасшаяся от большевиков."
Всегда можно встретить неожиданные и свежие девиации, как например:
Tommy Hilfiger, Fall 2011 campaign.
Но эта длинная нитка надета не к свитеру, она надета к шелковым брюкам, что ставит такое сочетание в один ряд с платьем на предыдущей фотографии. То есть, совершенно оправданное, свежее сочетание, главное, чтобы вам было куда пойти в шелковых брюках и теплом свитере.
Всякий раз, когда вы видите "нарушение правила", приглядитесь, такое ли это нарушение? Не исключено, что это лишь изощренный способ соответствовать незыблемым канонам.
Одиночная нитка жемчуга под шейку.
Маленькая жемчужная нитка под шейку почти совсем переселилась из разряда вечерних аксессуаров в повседневнуый casual и полуспортивный стиль. Лучше всего сегодня она смотрится не вечером, к нарядному, черному платью, а под белой рубашкой.
Carolina Herrera Runway show backstage.
Или к casual-спортивной одежде, когда она белая. Сам по себе белый цвет даёт необходимый элемент холености и, вместе с тем, искомой в наши дни небрежности, что и называется casual luxury.
Elliott Erwitt.
Ralph Lauren, 1983 campaign.
В таком сочетании жемчуг не центральный аксессуар, а щелка в вашу жизнь, как обручальное кольцо с бриллиантом.
Хотя если увеличить "децибелы" в качестве и количестве ткани, то можно перевести его в разряд полноценных аксессуаров. Размер "жемчужин" зависит от плотности ткани. На следующей фотографии, крупные, с вишню "жемчужины" надеты к толстому свитеру из кашемира и мягкой шерсти (Michael Kors). Спортивный свитер облагорожен нарядными элементами: глубокий вырез, какой скорее можно ожидать от вечернего платья, и белый цвет, предполагающий образ жизни и ленный, и обеспеченный.
US Vogue Editorial, "Tender is the Night" September 2010.
Жемчуг поверх ткани.
За пределами подиума и населяющих его персонажей мне очень трудно представить себе жемчуг на тонком трикотаже, качества Gap и подобных брендов, работающих на рынок сушильных машин. Однако, плотный, костюмный трикотаж вполне допускает жемчуг. Новаторство Коко Шанель состояло в том, что она отыскала способ примирить это изысканное украшение с более будничной одеждой (и образом жизни). Но я не припомню ни одного снимка, где Шанель бы сидела с одинокой ниточкой на ткани.
Coco Chanel by Boriz Lipnitzky
На Шанель всегда гроздья жемчуга и не случайно. Одна ниточка жемчуга на плотной, темной ткани смотрится как сопля. Получается не освежающий эффект, а обедняющий. Бриллианты распродали, осталась вот последняя ниточка… ща заплачу.
Потому, носить жемчуг на ткань можно, но его количество должно соизмеряться с плотностью ткани и / или контрастностью рисунка. Чем плотнее ткань, тем больше должно быть «жемчуга» и, тем оправданней и эффектнее это выглядит. На белые рубашки можно носить "раскиданные" нити. Но помните, что это больше девчачий, подростковый, вариант.
US Vogue Editorial, Sparkling Personalities October 2011.
Молодой женщине жемчуг нужно носить гроздьями, а не одна - две одиноких ниточки.
Если в ткани появляется контраст, то количество жемчуга тоже увеличивается, чтобы его поддержать. На черную ткань и на одежду с контрастным, черно-белым рисунком жемчуг рассыпают горстями.
Babe Paley, by Horst. 1946
Coco Chanel, by Roger Schall
В таком исполнении жемчуг можно носить и на пальто.
Max Mara Fall Campaign 2010.
Если жемчуга
много он может быть искусственным. Вы как будто даете понять, что you don't take yourself seriously и относитесь к себе с определенной долей самоиронии, не пытаетесь пустить пыль в глаза.
Серый жемчуг.
Намного менее требовательный, он допускает и ткани проще, и не самую салонную обувь (не валенки, а тонкие сапоги). Тем не менее, в любой инкарнации жемчуг обязывает вас к определенной женственности и изяществу.
Yours truly. February, 2010.
Жемчуг, разбитый вставками.
Здесь речной жемчуг надет на платье-свитер, но оно длинное, до середины икры. В отличие от предсказуемых, "кремлевских" вариантов, двойная нитка разбита цветком. Центральный акцент в этом украшении не жемчуг, а брошь. Это сделало его менее требовательным, и соседство со спортивными тканями, как здесь: вязка "лапшой" и несалонной обувью (изящные сапоги) становится более гармоничным.
My friend and partner in crime, Lena at home. 2009
Любые вкрапления в жемчужное ожерелье помогают сделать его менее требовательным и более повседневным, примиряя с логикой современной жизни. На второй фотографии жемчуг разбит вставкой из агата и обтятнут тонкой серебряной сеткой.
Alena's creations.
Совсем юным особам лучше выбрать украшения, с краткими вкраплениями "жемчужин" на цепочках. Такой "жемчуг" гармонично смотрится на относительно фривольной или простой одежде, которая логична для совсем молодой девушки. В первом случае клубный вариант с полупрозрачной, шифоновой блузкой. Во втором: свитер, "облагороженный" салонными элементами: драпировка, очень тонкая шерсть и удлиненный рукав, прикрывающий кисть.
Когда-то одна девушка в ответ на совет носить нитку "разбавленного" жемчуга сказала, что это надругательство над жемчугом, дурной тон и вообще ниже всяческого достоинства. Достоинства-то оно ниже, но есть ли у тебя одежда, к которой обязывает классическая жемчужная нитка? Нет. А обувь? Нет. А образ жизни, если ты ездишь на работу на общественном транспорте? Тоже нет. Хмм… ну, тогда носить классическую нитку жемчуга это все равно что делать по утрам прическу Марии-Антуанетты и ехать потом с этим сооружением на голове в автобусе.
Потому жемчуг сегодня разбавляется в зависимости от ткани и возраста целевой аудитории. Чем менее салонная одежда, обувь, прическа, тем больше жемчуг смешивается и тем «безроднее» материалы для этой смеси. На следующих двух снимках примеры совсем "не жемчужных" образов. На первой фотографии замшевая юбка и замшевые вставки на пиджаке уводят деловой костюм в "вестерн". При чем тут классический жемчуг? От него оставляют один намек.
Neiman Marcus Catalog, Fall 2011. Ralph Lauren
На втором снимке сама девушка не уживается с жемчугом. В обоих случаях стилист предлагает адаптацию жемчуга к одежде и образу, где от "жемчужного" стиля не осталось уже почти ничего.
Fenton / Fallon jewelry for US Vogue, November 2011.
Цель - сохранить только намёк на классический аксессуар, перевести его в категорию аромата. Мелькнул и исчез, оставив лишь ускользающее впечатление.
Все вышесказанное оставляет очень мало возможностей для жемчуга в российских условиях и ставит вопрос, так чем же себя украсить русской женщине? Я бы сказала, русскими самоцветами, сутажем. Они "тяжелее" и легче уживаются с зимней обувью. Они вообще как-то логичнее смотрятся в отсветах низкого, русского неба. Их, как и жемуг, нельзя носить с совершенно внедорожной, утилитарной обувью, но они гармоничнее смотрятся в союзе с сапогами на танкетке и теплой, зимней одеждой. Их почти всегда можно носить на ткань и на красивые свитера с горлом. Вот я бы сейчас с удовольствием поносила. Но у меня их пока что нет. Однако сей пробел я постараюсь поскорее заполнить. ©
natasha_laurel