Отделяя правду ото лжи, человек приходит к пониманию. Существует множество ложных данных. Люди, имеющие дурные намерения, фабрикуют их для достижения своих целей. Некоторые из таких данных появляются из-за элементарного незнания фактов. Они могут препятствовать восприятию истинных данных. Обучение в основном состоит из того, что человек исследует доступные данные, отделяет истинные данные от ложных, важные – от неважных и благодаря этому приходит к выводам, которые он сделал сам и которые он может применять на практике. Если человек поступает таким образом, то он твердо стоит на пути к компетентности.
Критерием для любой истины является то, истинно ли это для вас. Если после того, как вы получили все данные, посмотрели в словаре значения слов, которые вы не полностью понимаете, и заново все рассмотрели, что-то еще не кажется вам истинным, значит, для вас это не является истинным. Отбросьте это. А если хотите, поразмыслите над этим еще и попытайтесь выяснить, что является истинным для вас. Ведь именно вы будете или не будете пользоваться этим. Если кто-либо станет слепо принимать на веру (потому что ему сказали, что он должен) факты и истины, которые не кажутся ему истинными или даже кажутся ложными, конечный результат может оказаться плачевным. Этот путь ведет к некомпетентности.
Еще одной составляющей обучения является простое запоминание, например: запоминание правописания слов, математических таблиц, формул или последовательности нажатия кнопок. Но даже при простом запоминании следует знать, для чего нужен тот или иной материал и как и когда можно его использовать. Процесс обучения не сводится лишь к тому, чтобы поверх одних данных нагромождать другие. Он заключается в том, чтобы по-новому что-то понимать и находить более совершенные способы что-то делать.
Те, кто достигают успеха в жизни, никогда не прекращают учиться. Компетентный инженер постоянно следит за новыми технологиями. Хороший спортсмен всегда следит за достижениями в своем виде спорта. Любой профессионал имеет под рукой набор книг по своей специальности и обращается к ним.
И стиральная машина, и миксер, автомобиль новейшее модели требуют изучения перед тем, как ими можно будет пользоваться. Пренебрежение этим приводит к несчастным случаям на кухне и кровавым авариям на дороге.
Только очень самонадеянные люди считают, что им больше нечему учиться в жизни. Только тот, кто слишком слеп, не может отбросить предрассудки и ложные данные и заменить их фактами и истинами, которые лучше подходят для того, чтобы помогать ему и другим в жизни.
Существует способ учиться таким образом, чтобы действительно чему-либо научиться и быть в состоянии использовать полученные знания. Если говорить кратко, то он состоит в том, чтобы иметь знающего преподавателя и (или) учебники, составленные знающими людьми. Человеку также необходимо всякий раз выяснять значения слов, которые он не полностью понимает, пользоваться дополнительными источниками и (или) получать информацию, наблюдая за применением изучаемого предмета, отбрасывать ложные данные, которые могут уже быть в наличии, и отделять ложные сведения от истинных, исходя из того, что же в данный момент является истиной для вас. Конечным результатом будет уверенность и потенциальная компетентность. На самом деле это может быть очень интересным и стоящим делом, подобным рискованному восхождению на гору, когда перед человеком, пробившимся сквозь густые заросли на склонах и добравшимся, наконец, до вершины, открывается вдруг новый вид на весь мир.
Чтобы цивилизация выживала, необходимо еще в школе воспитывать у детей привычку и способности к обучению. Школа – это не то место, куда отдают детей, чтобы они не путались под ногами у взрослых в течение дня. Это было бы слишком дорогим удовольствием. Школа также не предназначена для того, чтобы делать из детей попугаев. Школа – это место, где развивают умение учиться и где детей можно подготовить к встрече с реальной жизнью, научить и компетентно справляться с неё и подготовить к тому чтобы взять в свои руки завтрашний мир, в котором сегодняшние взрослые будут уже пожилыми людьми и стариками.
Преступник-рецидивист так и не научился учиться. Суд снова и снова пытается добиться, чтобы преступник понял, что если он в очередной раз совершит преступление , его опять посадят в тюрьму. Но он снова совершает то же самое преступление, и снова попадает в тюрьму. На самом деле из-за преступников приходиться принимать все новые и новые законы. Порядочные граждане соблюдают законы, а преступники, по определению, этого не делают: они не могут ничему научиться. Никакие приказы, директивы, наказания, принуждения не окажут воздействия на человека, который не может учиться и не знает, как это делать.
Характерной чертой преступного правительства (а такие правительства были в истории) является неспособность его лидеров учиться: все исторические примеры и здравый смысл говорят о том, что вслед за угнетением неизбежно наступает катастрофа. Однако потребовались жесточайшие революции, чтобы покончить с ними, и потребовалась Вторая Мировая Война, чтобы избавиться от Гитлера, - и то были в высшей степени несчастные дни в истории человечества. Такие правительства ничему не учились. Они находили величайшее удовольствие в ложных данных. Они отбрасывали все факты и истины. От этих людей приходилось избавляться. Сумасшедшие не могут учиться. Движимые скрытыми злыми намерениями или подавленные до такой степени, что они уже не могут разумно мыслить, они уже не в состоянии воспринимать истины и реальность. Они являются воплощением ложных данных. Они не желают или не могут по-настоящему воспринимать окружающий мир или учиться.
Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться.
Жизнь некоторых людей, которых вы знаете, не удалась потому, что они не умели учиться и не учились. Вы, вероятно, сами сможете вспомнить подобные случаи.
Если кто-то не в состоянии добиться, чтобы окружающие его люди учились и приобретали знания, его собственная работа может стать гораздо более трудной или даже непосильной и его потенциал выживания может значительно снизиться.
Вы можете помочь другим учиться и усваивать знания, просто предоставив в их распоряжение необходимые им данные. Вы можете помочь им, просто давая понять, что замечаете и цените то, что они чему-то научились и стали более компетентными.
Если хотите, вы можете сделать еще больше: вы можете помочь им (не вдаваясь ни в какие дискуссии) отсеять ложные данные; вы можете помочь им найти и посмотреть в словаре значения тех слов, которые они не поняли; вы можете помочь им найти и устранить причины, из-за которых они не учились и не усваивали знаний.
Так как жизнь в значительной степени состоит из проб и ошибок, вместо того, чтобы обрушиваться с критикой на человека, который совершил ошибку, выясните, как и почему она была сделана, и посмотрите, не может ли он извлечь из неё какой-то урок.
Время от времени, вы возможно, будете удивлять своим собственным успехам: вы будете облегать и упрощать жизнь людей, просто добившись, чтобы они начали учиться. Я уверен, что вы можете придумать множество способов сделать это. И я думаю, вы обнаружите, что наиболее мягкие из них являются наиболее эффективными. Мир и так достаточно жесток к тем, кто не может учиться».