Indol_glasses обратиться по имени
Среда, 07 Октября 2009 г. 18:13 (ссылка)
Я вот тут о чем подумал, а что за юмор мы тут видим.
1- Парадокс пчел. Алогизм, вызванный недостатком знаний. Автоматизм выводов. Наивность и глупость выражается в поступке.
Рассеяный злой ученый не правильно воспользовался своими знаниями, заплатил за это и нам кажется что поделом ему. Несоответствие смешно.
2- Животное, точно соответствующее человеческим чертам смешно само по себе. Черты выражаются поступками удачными и нет. Между тем герои достигают результата своей находчивостью.
3- Наивный оптимизм, столкнувшийся с реальностью вызывает смех. Воля противопоставлена реальности и она проигрывает.
4- Предмет не такой какой есть на самом деле. Нам смешно потому что мы видим это, но участник этого не видит.
Был такой случай у Чехова когда он ехал с сестрой, другом композитором и ее преподавателем профессором. Сестра попросила его не дурить по дороге. Но вместо этого он начал изображать из себя камердинера и рассказывать случаи из своей жизни ничего не подозревающему профессору. Ему подыграл и друг композитор, притворяясь лакеем, чем они привели в ужас и профессора и сестру. Или у Пушкина где Моцарт заказывает старику в трактире музыку самого себя и смеется над его плохой игрой, а Сальери нет. Вообще сатира и юмор в отношении к себе это хороший показатель, дажеценимый мной больше всего.
5-Гипербола на рекламу. Автоматизм и наигранность, персонажи задвоены. А мы привыкли что все индивидуальность.
Не соответствие тому как должно быть, а мерим мы по себе.Смешно всегда, когда поступок отчетливо выделяет несоответствие внутреннего и внешнего.
Чувство юмора зависит от наличия понимания как должно быть + наблюдательность. А ведь некоторые сатирики в жизни не улыбаются.
И еще это кукольный театр, здесь все игрушечное, набор качеств, здесь нет страданий как таковых, нет крупных несчастий. Можно читать про солдата Ченкина или Швейка и это смешно, но Освенцим смешным быть не может.
Или в Лурке персонажи тоже довольно обезличены в чертах за счет спец. языка, смешно потому что в поступках тех людей мы видим их характер, несоответствие слов делу. И как не странно Лурк часто пишут люди довольно нравственные и моральные, именно потому что их это так задевает и им смешно видеть несоответствия. Другой вопрос что иногда это переходит в субъективный сарказм, но на то есть золотой лозунг "факты> лолзы".
Однако, например эффект "Онотоле" - Васерман умный человек, странноватый вид и поведение не заслоняет достоинства, хотя контраст так же смешен. Именно поэтому в УПЧК он имеет статус бога. Это добрый юмор. А УПЧК сам по себе позитивный ресурс, в отличие от Лурка.