Письмо посланное десять лет назад в редакцию журнала "Yachting World". Меня зовут Вячеслав Жаров. Мне 51 год. С детства мечтал о море, хотел поступить в мореходное училище и быть профессиональным моряком. Но судьба распорядилась иначе. С морем я серьезно столкнулся только несколько лет назад.
Первая моя лодка, которую я сделал сам, была всего 3 метра 30 сантиметров. Она разбиралась, складывалась в рюкзак и была предназначена для сплава по горным рекам. В последующем, я установил на нее мачту, сшил паруса, сделал шверт и руль. Получился неплохой швертбот. На этой лодке я с женой и двумя малолетними детьми, дочери 3 и сыну 6 лет, сплавился по реке Днестр вниз по течению от истоков до Черного моря, в общей сложности 700 морских миль.
В 1981 году я занялся парусным спортом и успешно выступал в классе «Финн» на городских и республиканских соревнованиях. В то время я решил сконструировать и построить парусную разборную лодку для соревнований и туризма. Удалось мне осуществить эту идею в 1989 году. Получилась легкая (всего 70 кг) и прочная лодка с парусностью 10 м2, длиной 5 м и шириной 1,5 м. В 1990 на ней, с уже юношеского возраста сыном, победили в двух крупных соревнованиях среди разборных самодельных лодок в Москве и Ленинграде. На этой лодке мы с семьей совершили плавание из Ленинграда, по Волго-Балтийскому каналу и реке Волге, до Нижнего Новгорода около 750 миль. Чертежи швертбота, описания походов и участия в соревнованиях были опубликованы мной в журнале «Катера и яхты» за 1991 г № 2 (150).
Но желание и открывшаяся возможность в нашей стране ходить на яхте по морям и океанам, видеть дальние страны, привело меня к решению строить яхту для морских плаваний. Купить яхту в то время можно было, но только «Неву» длиной 6,40 м, которую строили в Ленинграде. Меня не устроили ни конструкция, ни размеры, ни дизайн этой яхты.
На последние деньги я закупил фанеру, эпоксидную смолу, стеклоткань, алюминиевую трубу, нержавейку и т. д. Яхту я спроектировал сам, исходя из финансовых и физических возможностей. На проект яхты повлияли даже размеры одной из комнат моей трехкомнатной квартиры, так как я предполагал, что денег на аренду помещения у меня не будет. Шпангоуты и почти все палубное оборудование изготовил в квартире на третьем этаже, а то, что невозможно было изготовить в домашних условиях, сам изготовлял в мастерской, где работал. Когда все детали оборудования и рангоут были готовы, я приступил к предварительной сборке: вынес из комнаты все лишнее, положил на пол половину кильсона прикрутил к нему шпангоуты форштевень и переборки. Потом из фанеры вырезал, подогнал и прикрутил к шпангоутам детали палубы и рубки. Вырезал и установил койки. Разобрав все, я то же самое проделал с кормовой частью. Яхта была почти готова. Осталось сшить паруса и найти сарай, в котором я бы смог собирать её. Зимой я сшил комплект парусов и даже сделал газовую плитку, которая в будущем позволяла экономить газ. Весной я арендовал полуразрушенный сарай. Отремонтировав помещение, мы с сыном перевезли из квартиры все детали и собрали корпус. При сборке корпуса пришлось заклепать более 3000 алюминиевых заклепок. Борта и днище изготовил из фанерной рейки. Потом я оклеил яхту стеклопластиком и установил на неё всё оборудование.
Через два года сверкающую блеском релингов яхту торжественно выкатили из сарая. При этом пришлось разобрать торцовую стену. Во дворе установили мачту, примерили паруса. И при сборке корпуса, и при установке оборудования всё подходило с безупречной точностью, будто яхту конструировал не один человек, а целое конструкторское бюро. Яхту назвали “Импульс”. Потом погрузили её на трейлер, отвезли в Одесский яхт-клуб и спустили на воду.
Яхта как пушинка покачивалась на воде. Ни дифферента, ни крена; осадка корпусом, как и задумывалось, 18 сантиметров. Яхта хоть и небольшая, длина 6,95 ширина 2,48, но имеет достаточно площади для обитания: 4 спальных места, камбуз, кают-компания. От момента начала строительства (сюда входит и проектирование и собирание материалов) и до спуска на воду прошло 6 лет.
Первый сезон мы с семьёй испытывали яхту в Одесском заливе. Участвовали в первенстве города Одессы и заняли первое место, правда, мы гонялись с яхтами микро класса длинной 5,5 метров. А на первенстве Украины заняли третье место, там мы состязались с равноценными яхтами. Несмотря на не очень качественные паруса, яхта идет не хуже, чем гоночная яхта Дюфура «Конрад –24» польской постройки.
Зимой 1998-99 года мы тщательно готовились к дальнему походу в Грецию: сшили штормовые паруса, сделали надежный якорь, приобрели GPS «Гармин-38» и компас.
25 июня 1999 года яхта «Импульс» под зарифленным гротом и средним стакселем (дул Nord 6 баллов) вышла из порта города Одесса и взяла курс на Босфор. По прогнозу ожидался ветер 20 метров в секунду. На борту я и мой сын Владимир. Из навигационных приборов «Гармин-38» и старый шлюпочный компас. Ночью прогноз подтвердился. Шли под штормовым стакселем всего 2 м2 со скоростью 6 узлов. Были большие 7-8 метровые попутные волны. Яхта прекрасно чувствовала себя в столь разъяренном море. Носом не зарывалась, хорошо всходила на волну, и догоняющая волна не заплёскивала в открытый кокпит. Потом шторм сменился полным штилем. Целый день болтались на одном месте посреди моря, к вечеру снова задул ветер, но уже встречный. Через четверо суток показался турецкий берег. К Босфору подходили курсом острый бейдевинд. Лодка очень хорошо отцентрована и при хорошо настроенных парусах при трехбальном ветре идет курсом острый бейдевинд с закрепленным в диаметральной плоскости рулём. Босфор проходили с попутным ветром под парусами, так как у нас не было мотора. Мраморное море и пролив Дарданеллы прошли без каких-либо приключений, а Эгейское море встретило нас порывистым ветром и крутой волной. Решили идти подальше от островов: там ветер и волны не такие хаотические. Из Одессы до прекрасной бухты Портохеле мы дошли без заходов в порты и остановок за 9 суток. Кроме Портохеле побывали в Нафлеоне и Пиреях. В Пиреях приобрели солнечную батарею и Windcharger “Rutland” решив энергетическую проблему. Механический эхолот фирмы «Пластимо» нам подарили яхтсмены, с которыми мы познакомились в Каламаках. Купили у украинских яхтсменов, которые стояли рядом с нами на якоре старенький подвесной мотор. Когда мы возвращались домой, он нам очень сильно помог пройти Дарданеллы и Босфор.
Через некоторое время мы опять сходили в Грецию и обратно, но уже втроем: я, мой сын и дочь Татьяна. Во второй поездке часто попадали во встречные шторма, приходилось подолгу лавироваться под штормовыми парусами или отстаиваться на якоре, особенно когда шли обратно. Во второй поездке полностью убедились, что яхта обладает достаточными мореходными качествами, прочная и пригодна даже для дальних океанских плаваний. Нужно только оснастить её необходимым навигационным оборудованием и хорошим стационарным двигателем.
Сейчас яхта стоит на берегу в Одесском яхт-клубе. Я с дочерью готовлю её к дальнейшим походам. Предстоит выполнить большой объем работ.
Мечтаем совершить кругосветное плавание побывать во многих странах. Плавая на нашей яхте, наряду с достоинствами мы выявили и недостатки, в основном, в комфортности и обитаемости, чего очень сложно добиться на яхте таких размеров. Но можно! У нас созрел проект 7-7,5 метровой яхты, но большей комфортабельности. Попытаемся осуществить этот проект. Спонсоров у нас нет, поэтому делаем всё сами.
С уважением Жаров Вячеслав