21 марта
День Весеннего равноденствия (Сюмбун-но хи) отмечается в Японии 21 марта, а в високосные годы 20 марта. "Сюмбун" - это название одного из 24 сезонов, на которые в старину делился год. По лунному календарю день весеннего равноденствия приходился на середину 2-го месяца, по солнечному он переместился на 30 дней позже.
Празднования же начинаются за три дня до этого и продолжаются еще три дня спустя. Эту неделю называют "Хиган". На всем ее протяжении родственники собираются вместе, чтобы навестить могилы предков, почтить их память. Люди приводят могилы в порядок, приносят цветы и заказывают службы в церковных храмах.
Европеец навряд ли увидит что-нибудь праздничное и радостное в этих скорбных обрядах, но для японцев день Весеннего равноденствия - это, прежде всего, праздник жизни и всего светлого. "Хиган" в переводе означает "другая сторона реки смерти". По одну сторону этой реки располагается наш мир, мир живых, на другой же лежит королевство мертвых. Родственники навещают могилы, чтобы помолиться о покое душ почивших предков. Только в семь коротких дней Хигана ушедшие могут пересечь реку и услышать слова своих близких. Кроме того, в день Весеннего равноденствия солнце опускается точно на западе, а именно там, далеко за пределами нашего мира по религии буддистов лежит страна умерших.
После дня Весеннего равноденствия обязательно приходит уже весеннее тепло, как бы холодно не было до этого. Именно это знаменует приближение пробуждения природы, которая скоро распустится в цветах сакуры и пробьется в свежей, зеленой траве. Кроме служб, которые проводятся в буддийских храмах, в день Весеннего равноденствия обязательно устраиваются какие-нибудь празднества в разных японских городах. Так, в городе Китаката, в течение трех дней проходят танцы львов Шиши. Танцоры призывают весну.
Во время Хиган не едят мяса. Основная еда - бота-моши, специальные рисовые пироги, вылепленные в форме шариков, залитые сладкой пастой, приготовленной из красных бобов, приправленные сладкой пудрой из соевых бобов. Сейчас в Японии это блюдо можно найти и в магазинах, но во многих японских семьях, особенно в тех, которые живут вдалеке от урбанистических центров, все еще сохранилась традиция приготовления этого блюда самостоятельно.