-Цитатник

Новогоднее. - (0)

Новогоднее.   Серия сообщений "**новогоднее": Часть 1 - Новогодне...

Мастер-класс по созданию шарнирной куклы - (0)

Мастер-класс по созданию шарнирной куклы Автор МК:  tatala   ...

АСД!!!УЖЕ БОЛЕЕ 60-ТИ ЛЕТ СУЩЕСТВУЕТ УНИКАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО ОТ БОЛЬШИНСТВА БОЛЕЗНЕЙ - (0)

АСД!!!Уже более 60-ти лет существует уникальное лекарство от большинства болезней ВАЖНО! ЭТО Н...

Михо Хирано (Miho Hirano) - (0)

Михо Хирано (Miho Hirano) Серия сообщений "**сказочный мир, детское......

Санкт-Петербург Игоря Соболева! Потрясающе! - (0)

Санкт-Петербург Игоря Соболева! Потрясающе Санкт-Петербург Игоря Соболева! Потрясающе Каз...

 -Метки

акварель видео видео мк винтаж винтажное винтажный стиль выпечка вышивка лентами вязание вязание крючком декорирование изделия декупаж декупажное дизайн дизайн интерьера для дневника духовное знание живопись живопись арт здоровье знания души игрушки текстиль идеи дизайна идеи рукоделия иллюстрации интерьер картинки картинки декупаж картинки для декупажа коробочки космос креативные идеи куклы лепка лирика мишки тедди мк мои рукоделки мудрые мысли музыка наивное народная медицина новогоднее открытки оформление блога оформление дневника оч.нравится панно папье маше папье-маше поделки из картона полимерная глина политика поэзия против нацизма птицелов птички рецепт хф роспись стен рукоделие ручная работа скрап-набор скрапбукинг смерти нет стихи текстиль тонкий мир тряпиенс украина урок фотошоп философская лирика фоны фото фото-арт фотошоп холодный фарфор цветы шкатулка шьём сами юмор

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Каталог блогов Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • Перейти к приложению Создание аватар Создание аватарСервис для создания аватар в режиме онлайн. Позволяет вырезать из большой фотографии свою мордочку и сделать из неё аватару :) Есть возможность сразу же установить аватару в качестве своей основной.

 -Всегда под рукой

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в imilli

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2011
Записей: 2860
Комментариев: 854
Написано: 4377


символика знаков

Вторник, 08 Февраля 2011 г. 23:22 + в цитатник
Цитата сообщения Gabriela_Lizard

Символика фигур, знаков и священных предметов в искусстве

 (329x375, 39Kb)
АЛЬФА И ОМЕГА
Символ целостности; происходит от первой и последней букв греческого алфавита А и Q; употребляются всегда вместе. "Символизируют единство, целостность пространства, времени и духа. Изображаемые на христ/ крестах, они напоминают о словах Христа "Я есмь Альфа и Омега" (Откровение И. Богослова); на могилах - знак принятия того, что Бог есть начало и конец.

АМИНЬ
Торжественное подтверждение. В христианстве имеет такую же символическую силу, как и священная индуистская мантра Ом (или Аум) - воплощение в звуке божественного духа, призываемого на помощь молящимся.

АМУЛЕТ
Благотворная сила. Предполагалось, что предмет, используемый как амулет, иногда естественного происхождения, иногда резной медальон или кулон, создавал магическую связь между его владельцем и символической силой, которую он в себе содержал.

 (128x180, 12Kb)

АНК, АНХ (ЕГИПЕТСКИЙ КРЕСТ)
Крест с петлей, символ бессмертия (соответствует древнеегипетскому символу жизни, или души). Воспринят коптской христианской церковью в качестве знака вечной жизни во Христе. Его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал или других противоположностей, а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.

АРАБЕСКА
В исламском искусстве основной визуальный символ трудного и сложного пути к высшей истине. Декоративный линейный стиль базировался на переплетенных цветах, листьях и стеблях - это блестящая уловка позволяла обойти запрет на изображение людей и животных и создать некий магический узор, бесконечный в своем многообразии и помогающий в религиозной медитации.

ВОСЬМИУГОЛЬНИК
В храмовой архитектуре и особенно в крестильнях - символ возрождения для вечной жизни. 8 - эмблематическое число обновления, и восьмисторонняя форма представлялась промежуточной между символикой квадрата (земное бытие) и круга (небо, вечность). В храмах купол поддерживался восемью колоннами, расположенными в виде квадрата, что обозначало 4 направления и 4 промежуточных точки и было образным выражением всеобщности.

ГЕКСАГРАММА
Два соединяющихся или перекрывающих друг друга треугольника, один из которых перевернут, символизируют союз в двойственности. Этот символ, известный теперь как звезда Давида (который объединил евреев и израильтян), является эмблемой современного государства Израиль; ранее был известен как печать Соломона или щит Соломона, хотя изначально это мог быть пятиугольник, звезда с пятью лучами, которая встречается в более древних археологических раскопках в Палестине. Подобия гексаграмм встречаются в индийских мандалах, как медитативный образ, и в Центральной Америке на резьбе по камню.
В алхимии гексаграмма символизировала мужскую-женскую двойственность огня и воды (перевернутый треугольник), позднее союз четырех элементов или "пятый элемент" (квинтэссенцию). В магии гексаграмма ассоциировалась с изгнанием дьявола.

Кодированные линии, используемые в предсказаниях в Древнем Китае, также называли гексаграммами. Они представляют собой группы из шести целых и разорванных линий, символизирующих прототипные свойства и породивших 64 возможных перестановки, каждая из которых имеет значение.
ДВЕНАДЦАТЬ
В древней астрономии, астрологии и хронологии - основное число, символизирующее пространство и время, поэтому оно имеет большое значение, особенно в иудейской и христианской традициях, где двенадцать было числом избранных. Оно представляет организацию космоса, зоны небесного влияния и общепринятый цикл времени (двенадцать календарных месяцев, двенадцать часов дня и ночи, двенадцать двенадцатилетних циклов в Китае). Как результат умножения двух символически мощных чисел - 3 и 4, оно символизирует союз духовной и временной сфер.
В Библии 12 - число сыновей Иакова и, следовательно, колен Израилевых, число драгоценных камней в нагрудном знаке первосвященника, количество основных учеников Христа, плодов Древа Жизни, ворот Святого Града и звезд в короне Девы Марии. Солнечная астрология была основана на наблюдениях за движением Солнца через двенадцать созвездий Зодиака.
Греч/ автор Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) сообщал, что Титанов было двенадцать, а, согласно более поздней греческой традиции, Олимпом правили двенадцать богов. Рыцарей Круглого Стола было также двенадцать. Календарная символика лежит в основе двенадцати дней Рождества. Эта традиция получила свое развитие со времен празднования Юлитид и Сатурналий во время декабрьского солнцестояния - день праздника представлял один месяц года.
ИКОНА
В искусстве - священный образ, который имеет чисто символический характер. Византийские авторы православных икон отказались от реализма в изображении, рисовали чистыми красками в плоской перспективе, в строгом соответствии с канонами. Их целью было провести четкую границу между духовным миром и чувственным, или человеческим, миром. Таким образом, назначение иконы не в том, чтобы отражать жизнь, но отразить или придать символическую форму трансцендентной реальности, над которой может размышлять наблюдатель.
ИНЬ-ЯН
Единство противоположностей. В Китае символизируется кругом, разделенным на равные части S-образной кривой: на темную, женскую половину (инь) и светлую, мужскую (ян). В центре каждой половинки - маленький кружок, окрашенный в противоположный цвет. Этот простой образ сбалансированного динамизма символизирует взаимозависимость противоположных сил и принципов в космосе. Принимая во внимание то, что совершенный андрогин сформировал бы неразделенный круг, символ "инь - ян" подразумевает, что каждая разделенная половина содержит семя другой.
Созидательное напряжение, чередование и сплав инь - ян порождают изменение и движение, развитие и усложнение. Инь, который предшествует ян, - женский символ, влажный, темный, пассивный, мягкий, уступчивый и интуитивный, ассоциируется с землей, долиной, деревьями и цветами, лунными животными и птицами. Ян - мужской символ, сухой, яркий, активный, твердый, несгибаемый, рациональный, ассоциируется с небом, горами, солнечными животными и птицами.
IHS
Буквы, которые по традиции образуют аббревиатуру имени Иисус, символизируя спасение или воскрешение. Различные девизы включали IHS (иногда оно расшифровывалось как "lesus Hominum Salvator", с латинского - "Иисус Спаситель человечества") они считались эмблемами христианских орденов иезуитов, Терезы и святого Бернардина из Сиены.
КАЛУМЕТ (ТРУБКА МИРА)
Священная церемониальная курительная трубка у индейцев Северной Америки, обычно из тростника, украшенная орлиными перьями; символизирует союз природы и духа, неба и земли, человека и бога. Калумет известен также как Трубка Мира, и ее курение могло означать окончание войны, вражды (если она украшена белыми перьями), а также и начало войны (если она украшена красными перьями).
В более широком смысле - символ гостеприимства. Часто использовали парные трубки, одна из которых представляла женское начало, другая мужское; раскуривали их обычно в кругу, ритуал начинали курильщики, сидящие друг напротив друга, по оси восток - запад, и затем обе трубки передавались по кругу против часовой стрелки. Дым, символизирующий дыхание жизни, торжественно выпускался сначала в направлении неба, затем земли и четырех сторон света. По существу калумет был инструментом молитвы или медитации.
КВАДРАТ
Древний знак земли, имеющий большую важность в символических системах Индии и Китая. Представляет собой еще одну разновидность эмблематического изображения четырех сторон света, сочетает с "женской" символикой числа четыре. Является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений.
Квадрат противостоит "динамичным" знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Комбинация квадрата с кругом символизирует единство земли и неба. Именно этот символизм присущ индуистским мандалам и средневековым храмам, где круглый купол опирается на квадратное основание.
Во многих культурах квадрат - эмблема идеального города, построенного на века, - символ, основанный на "прочности" четырех стен, в противоположность круглому основанию недолговечной кочевой юрты.
КВИНТЭССЕНЦИЯ
Совершенное вещество, идеальная материя. Западные алхимики считали, что четыре элемента (земля, вода, огонь и воздух) соприкасаются с более чистой пятой субстанцией, подобной восточному понятию "прана" (prana), - вибрирующим эфирным духом. Животные символы - орел (воздух), феникс (огонь), дельфин (вода), человек (земля) - в комплексе образуют квинтэссенцию.
КОНУС
Плодородие; как женский, так и мужской сексуальный символ, который сочетает в себе круг и треугольник, башню и пирамиду. Конус - атрибут семитской богини Астарты.
КРУГ
Совокупность, совершенство, единство, вечность - символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма. Взаимосвязь между открытиями в атомной физике и мистическими значениями круга поразительна. Помимо точки, или центра, которая разделяет его символизм, круг - единственная геометрическая фигура, неделимая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Для неоплатоников круг является воплощением Бога и неограниченным центром космоса.
Для древних обозримая вселенная виделась, без всяких сомнений, кругообразной - сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемый земной диск, окруженный водой, но также их циклические движения и смена времен года.
Символич. значения и функции при использовании круга для измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологические и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство. Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, алтаря или идола, передаваемая по кругу трубка мира - у индейцев Сев.Америки; круглые формы юрт, шатров и самих стойбищ кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегалитических знаков и сооружений в неолитический период.
Круг имел как защитное, так и божественное значение, как, например, у кельтов, - и это значение все еще сохраняется в фольклоре, но уже в новых, современных формах: вспомним загадочные кольца на фермерских полях и летающие тарелки. Круг также представлялся объектом, заключающим в себе гармонию, - как Круглый Стол в легенде о короле Артуре или широко используемое в современной английской идиоматике выражение "колдовской круг связей и знакомств". Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков пламени, что особенно заметно в шумерской, древнеегипетской и мексиканской иконографии. В этих случаях круг символизирует мощь солнца или созидательные, плодотворные космические силы.
Концентрические круги могут означать небесные иерархии (как, например, ангельские хоры, символизирующие Небеса в искусстве Возрождения), круги ада или, в дзэн-буддизме, уровни духовного развития. В христ. традиции три круга изображают Божественную Троицу, границы времен, элементы, периоды движения солнца и фазы луны. Круг может быть мужским знаком (например, солнца) или женским (материнского лона). Круг (женское начало) вокруг креста (мужское начало) - в Египте символ единства противоположностей, также встречается в Сев.Европе, в Китае и на Бл.Востоке.
В китайском символе "инь - ян", обозначающем взаимозависимость мужского и женского начал, используется круг, разделенный S-образной линией на два цвета, в центре каждого из которых - маленький кружок противоположного цвета. Точка в круге - астрологический символ солнца и алхимический символ золота. По Юнгу, круг, объединенный с квадратом, - символ связи между душой или "я" (круг) и телом или реальностью (квадрат).
Замечателен факт совпадения этого толкования с буддийской традицией, где мандала, на которой круг вписан в квадрат, символизирует переход из материального мира в духовный. В западной и восточной традиции квадрат, вписанный в круг, обозначает небо, объемлющее землю.
В архитектурных сооружениях, основанных на квадрате, кресте или прямоугольнике - например, церквах романского стиля или некоторых языческих храмах, - круглые своды и купола несут небесную символику. "Квадратура круга" (геометрическая задача, состоящая в попытке создать круг из последовательно изменяемого квадрата и не имеющая решения) была во времена Возрождения аллегорией трудности создания божественного совершенства из земных материалов.
КУБОК
Как и чаша, символ сердца в исламе, в древнеегипетской и кельтской культурах. Поэтому он был предшественником "червей" в гадальных картах Таро. Кубок также символизирует предложение любви или пожелание мудрости и вечной жизни.
Кубки использовались во время клятв, обетов, договоров, при предсказаниях, а также для возлияний в честь кого-либо или для подношений. В живописи кубок, установленный на колонне, символизирует получение дара, как, например, в индуизме. В противоположность этому, в буддизме чаша - символ отказа от прав. Опрокинутый кубок в натюрмортах символизирует тщетность усилий. Награждение кубками победителей - более современная традиция.
МАНДАЛА
Геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. Хотя буддийская мандала известна в основном как пособие в медитативной практике, в древности она, как в буддизме, так и в индуизме, была также символом инициации, ориентировала верующих на священные места. Мандала - попытка изобразить высшую реальность – Дух.Цельность, которая превосходит чувственный мир. На санскрите "мандала" означает "круг", и даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Она символизирует стремление к духовному центру, ментальное и физическое, что отражено в структуре многих храмов и ступ в форме мандалы.
Поразительная особенность всех мандал - высокая изобразительная гармония составляющих ее элементов, символизирующая " саму божественную гармонию, противопоставленную путанице и беспорядку материального мира. Юнг полагал, что мандала - архитипический символ тоски человека по психологическому взаимодействию с другими людьми. Другие исследователи считали, что мандала - визуальное выражение духовного путешествия вне собственного "я". Значения различных мандал отличаются; некоторые имеют фигуративные элементы, которые призваны символизировать определенные качества, например, представленные конкретными бодхисатвами, часто сидящими в цветке лотоса. Тем не менее общее значение композиции остается неизменным и символизирует путеводный разум, сверхъестественные структуры, ясность просветления.
МАНТРА
Согласно индуистской и буддийской традициям, мантра - слово или слог, символизирующий определенный аспект божественной энергии. Звуки священного слова имеют магическую силу, направленную на концентрацию созидательной энергии, независимо от того, произносится ли оно громко или про себя. Мантра, как полагают, позволяет верующим попасть в унисон с вибрацией самого космоса.
НИТЬ
Непрерывность во времени и в пространстве, связь, судьба - символика, относящаяся к тонкой материи человеческой жизни. В древнегреч.мифологии три мойры прядут нить жизни, отмеряют каждому его срок и обрезают ее. В восточн.традиции две переплетенные нити - символ общей судьбы семейной пары.
ОМ
В индуизме - священное звуко- и буквосочетание, представляющее первичный звук, положивший начало чувственному миру, божественное Слово или мантра мантр. Его 3 фонетических элемента (АА-УУ-ММ) символизируют фундаментальную триаду индуистского пантеона - Брахму, Вишну и Шиву или представляемые ими принципы созидания, поддержки и разрушения - выражение цикла бытия.
ОРОБОРО
Кольцеобразная фигура, изображающая змею, кусающую свой собственный хвост, - эмблема вечности, неделимости, а также цикличности времени. Символика этой эмблемы интерпретируется по-разному, так как она комбинирует созидательный символизм яйца (пространство внутри фигуры), земную символику змеи и небесную символику круга.
В Египте, где, по-видимому, этот знак появился в качестве религиозного атрибута, ороборо символизировало, как полагают, ежедневное возвращение солнца к точке заката, где оно уходит в загробный мир. Гностики видели в нем иллюстрацию самоподдержания природных циклов, бесконечно совершаемых вновь и вновь, а также единства противоположностей, выражение самой сущности жизни, всеобщую цикличность, включающую в свой оборот все сущее. Максима "все в одном" иногда сопровождает этот символ. В Римской империи ороборо как эмблема вечности стала атрибутом бога времени Сатурна и бога Нового года Януса.
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ
В искусстве мотивы переплетения символизируют единство и общность. Кельтское искусство в Ирландии особенно богато орнаментами в виде сложных переплетающихся линий. Подобно схожим древним традициям украшения, эти узоры выражают идею, что божественная энергия проявлялась в бесконечной космической вибрации, наиболее явно наблюдаемой в движении волн.
РОМБ
Графический символ матки, вульвы, плодородия и, и некоторых контекстах, невинности. Он имеет двойственное образное значение, когда сочетается с фаллическим символизмом змей в декоративном искусстве американских индейцев. На нефритовой юбке ацтекской богини рек и озер Чальчиутликуэ, покровительницы путешествующих по воде, супруги бога дождя и грома Тлалока, ромб символизирует плодородие. В Мали полуромб с точкой на другом конце был символом молодой женщины.
В христ. искусстве ромб - символ богинь плодородия - стал символом непорочности Девы Марии.
РУНЫ
Древние готические письмена, распространенные преимущественно в Северной Европе. Позднее приобрели квазимагичеекий символизм. Связь определенных рун с богами солнца, луны и другими небесными божествами и традиция вырезания рун на надгробиях привели к вере, что руны воплощают сверхъестественные силы - для защиты, мщения и, особенно, для предсказания будущего.
Руны, начертанные на камне, дереве или коже, использовались в практике шаманизма, чтобы вызывать духов или пророчествовать. Примечательно, что вписанная в круг раздвоенная фигура - пацифистская эмблема - очень напоминает руну, означающую Смерть. Зигзагообразный знак гитлеровских сил СС, основанный на руне "Зиг" (связанной с солнцем, победой и тисом, из которого вырезали луки) - печальный пример использования рунических знаков в качестве "арийских" символов нацистами и неонацистами.
СВАСТИКА
Идеограмма, обозначающая движение космоса и созидательной энергии, наиболее древний и широко распространенный из всех графических символов. Название происходит от санскритских слов "su" ("хорошо") и "asti" ("бытие"). Традиционно свастика имела положительную смысловую нагрузку. Использование этого символа нацистами сделало ее наиболее узнаваемым элементом в XX столетии, с репутацией, прямо противоположной ее древнему значению.
Свастика - правильный равносторонний крест, концы которого "сломаны" под прямым углом, что создает иллюзию вращения этого знака. Знак свастики, вероятно, изображал солнечное колесо, во многих культурах его связывали с богами солнца или неба, особенно в индоиранской традиции. Концы свастики могут быть загнуты как по часовой, так и против часовой стрелки. Свастика, "закрученная" концами влево, - буддийский символ бесконечного цикла существования - иногда, довольно редко, связывалась с мужским началом, а также являлась эмблемой, которую использовал Карл I Великий.
Свастика с концами, загнутыми вправо (такую использовали немецкие нацисты), в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар, которую в античной традиции сопоставляли с Артемидой (в римской мифологии Дианой). В Китае правосторонняя свастика - женский символ "инь". Символизм свастики как знака жизненных сил, солнечной энергии и циклического возрождения часто совпадал с символизмом Создателя, особенной это заметно в традиции джайнизма.
Свастика изображалась на стопе или груди Будды (неподвижная сердцевина Колеса Становления); она была также эмблемой Христа в раннехрист. церквах; символом ведических и индуистских богов (Агни, Брахмы, Сурии, Вишну, Шивы, Ганеши); в Др.Греции - Зевса, Гелиоса, Геры и Артемиды; в скандинавских культурах - Тора, верховного бога грома (его молот иногда изображали в виде свастики с двумя зигзагообразными молниями). Крылатый диск на свастике был символом солнечной энергии в Египте и Вавилоне.
Кроме присущей свастике энергии вращения, использовалась и другая графическая символика этого знака: загнутые концы образуют квадрат, окружающий статический центр. В символике североамериканских индейцев свастика была связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года; в Китае - с четырьмя сторонами света, а также являлась символом числа 10 000. В масонской традиции ее использовали в качестве символа, отводящего беду и зло.
Свастика была также секретным знаком гностиков и применялась вместо креста в христианской секте манихеев. Как эмблема "арийской" расовой чистоты свастика стала использоваться перед 1-ой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер, великолепно владевший искусством манипуляции массовым сознанием, использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. "Эффект был как от разорвавшейся бомбы", - писал Гитлер позднее.
СВЕЧА
Как образ духовного света во тьме невежества, свеча является важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу. Таково значение свечей на религиозных натюрмортах и в широко распространенном обычае ставить свечи вокруг гроба. Задувание свечей на именинном пироге символизирует жизненное дыхание - доказательство существования после всех прошедших лет.
СВИТОК
В иконографии - эмблема древних знаний и старинной мудрости, пророчества или канонических правил. В иуд. и христ. традициях - атрибут не только великих пророков Исайи и Иеремии, но также Апостолов.
СЕРДЦЕ
Символический источник переживаний - любви, сострадания, отзывчивости, радости или горя, но также источник душевного просветления, истины и интеллекта. Часто оно приравнивалось к душе. Многие древние культуры не делали различия между чувствами и мыслями. Человек, который "позволяет сердцу управлять головой", считался скорее разумным, чем глупым. Символически сердце было солнцем для тела, оживляющим все. Ритуальное воплощение этого верования - жертвоприношение ацтеками тысяч сердец каждый год для восстановления силы солнца. Как символ наиболее важного в человеческой жизни, сердце оставляли в мумифицированных телах умерших египтян. Его должны были взвешивать в загробном мире, чтобы определить, отягощено оно преступлениями или достаточно легкое, чтобы попасть в рай.
Во многих религиях сердце - эмблема истины, совести и моральной смелости; храм или трон Бога в исламской, иудейской и христианской религиозной мысли; божественный центр или atman и третий глаз трансцендентной мудрости в индуизме; бриллиант чистоты и сущность Будды; центр понимания в даосизме.
"Жертвенное сердце" Христа стало предметом поклонения в римской католической церкви, как символ спасительной любви Бога. Иногда оно изображается с короной из терна как символа Распятия. Сердце, увенчанное терном, также эмблема ордена иезуитов Лойолы, в то время как горящее сердце - атрибут ордена святого Августина и Антония Падуанского. Сердце в огне - ключевой символ для ревностных христиан, но в искусстве также атрибут милосердия и грешной любви - как в живописи эпохи Ренессанса греческая богиня Афродита. Сердце, пронзенное стрелой Эроса, - другая тема Ренессанса, ставшая мотивом Дня св. Валентина - праздника в середине февраля, который имеет скорее языческие, чем христианские корни.
В иконографии сердце изображалось в форме вазы или представлялось графически перевернутым треугольником, символизируя сосуд, куда попадает и где хранится любовь; в этом смысле оно связано со Святым Граалем.
СЕРЕБРО
Чистота, целомудрие и красноречие. В символике металлов серебро - лунный, женский, холодный знак, атрибут богини луны Артемиды, а также металл королев. Из-за ассоциации с лунным светом его сравнивали со светом надежды и мудростью - оракулов часто называли "серебряными языками". Отсюда и восточная пословица: "Слово - серебро, молчание - золото".
"Серебряный век" - аллегория потери невинности, возможно, потому, что этот ковкий металл с древности применялся для чеканки монет и со временем приобрел некоторые отрицательные значения. Наиболее известный пример - предательство Иудой Христа за 30 сребреников.
СЕФИРОТ
Иудейская символическая система, обычно изображаемая в виде Древа Жизни с десятью ветвями, с помощью которой средневековые каббалисты пытались понять тайну Творения и внутренний мир Бога. Хотя символика Сефирота сложна и загадочна, основная ее идея состоит в том, что мироздание - отражение сущности Бога, который, создавая мир, стремился через него познать себя.
Каббалисты полагали, что атрибуты Божьей сущности находятся в закодированной форме в Священном Писании. Поняв их определенные отношения, зашифрованные в сложном пути от keter ("короны") до malkhut ("королевства"), можно было достичь духовного просветления.
СКРИЖАЛИ
Каменные или металлические доски, их связывали с бессмертными, вечными силами из-за долговечности; также - символ связи с этими силами. На скрижалях в древности записывались законы, завещания и другие важные документы. На Бл.Востоке это породило мнение, что и Законы Божьи должны быть запечатлены на скрижалях. Месопотамские и исламские традиции утверждали, что существуют скрижали судьбы, на которых записано как прошедшее, так и будущее.
Надгробные скрижали обычно символизировали посвящение могилы духу умершего. В Китае считалось, что могильные камни предотвращают блуждание душ умерших по ночам. Греческие скрижали, на которых были начертаны проклятья, вероятно, посвящались божествам загробного мира.
СОЛЬ
В древности на Ближнем Востоке, где соль была ценным и важным товаром, - ключевой символ гостеприимства и дружбы. Поскольку она использовалась в качестве консервирующего вещества и специи, "делить хлеб и соль" означало поддерживать длительные отношения. Ассоциации между солью и длительной сохранностью продуктов сделали ее обязательной составной частью жертвоприношений в иудейской традиции, а также эмблемой очищения во многих религиях от Греции до Японии. Христос в Нагорной проповеди назвал Своих избранников "солью земли".
Древние греки и римляне наделяли соль защитными свойствами. Отсюда пошло поверье, что рассыпать соль - к неудаче, и, чтобы предотвратить несчастье, необходимо бросить щепотку соли через левое плечо. На картине Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" Иуда Искариот изображен опрокидывающим соль. Соль также ассоциируется с остроумием и мудростью.
СПИРАЛЬ
С древнейших времен - символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и на уровне микрокосмоса. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и (как обнаружила наука) двойной спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных. Резьба маори основана на расположении листьев папоротника, что демонстрирует связь между спиральными узорами и природными феноменами. Именно эта связь зачастую и определяет символизм спирали, хотя ее многозначность так велика, что иногда требуются особые ключи, чтобы расшифровать ее значение. Стоит также заметить, что символизм в спиральных узорах присутствует скорее непроизвольно, осознанное его применение встречается намного реже.
Вырезанные на мегалитических памятниках спирали изображают путешествие по лабиринтам загробного мира и дают надежду на возможное возвращение оттуда. Спиральная форма змей на кадуцее, как и прочие двойные спирали, символизирует равновесие противоположностей. Этот же смысл заключен в даосском знаке "инь - ян", являющемся разновидностью двойной спирали.
Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии, которая управляет Космосом.
Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз "старения" и "роста" Луны, а также самого Солнца.
Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, как и змееобразный клубок энергии в основании спины, который считается важным элементом учения йоги. Восходящая спираль - мужской, фаллический знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни.
СФЕРА
Символ плодородия (как и круг), а также целостности (как и глобус). В Др.Греции знаком сферы был крест в круге - древняя эмблема власти. Сфера, составленная из нескольких металлических колец, иллюстрирующая космогоническую теорию Птолемея - старинная эмблема астрономии.
ТОЧКА
В мистических представлениях - центр и источник жизни- символ первичной созидательной энергии, которую иногда представляют настолько сконцентрированной, что отражать ее может лишь нечто нематериальное, например отверстие.
Древний символизм точки как предельно сжатой энергии, широко распространенный в мистической литературе, чрезвычайно близок к современным физическим и астрономическим теориям о происхождении Вселенной.
ТРЕЗУБЕЦ
Власть над морем. Эмблема древней минойской цивилизации, а также правящей морями Британии. Трезубец был наиболее известным символом власти древнегреческого бога моря Посейдона (в римской мифологии Нептуна). Он является также атрибутом некоторых богов грозы, на что указывает в этом случае его форма - в виде зигзагообразной молнии. В искусстве трезубец иногда встречается в руках сатаны, где он играет ту же роль, что и вилы в руках аллегорической фигуры Смерти.
ТРЕУГОЛЬНИК
Один из наиболее мощных и универсальных символов. Равносторонний треугольник - мужской и солнечный знак, представляющий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию и королевскую власть. Перевернутый треугольник - возможно, более древний знак, - женский и лунный символ, представляющий Великую Мать, воду, плодовитость, дождь, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначен более непосредственно - путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины.
В Китае треугольник - почти всегда женский символ. Треугольники, соединенные вершинами, символизируют сексуальный союз. Пересекающиеся треугольники, образующие гексаграмму, символизируют синтез, союз противоположностей. Лежащие горизонтально, основанием друг к другу два треугольника представляют растущую и убывающую луну. Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной.
В иудаизме и христианстве треугольник - знак Бога. Бог христианской Троицы иногда представлен глазом внутри треугольника или фигурой с треугольным нимбом. Алхимики использовали треугольники с вершинами, направленными вверх и вниз, в качестве знаков огня и воды. В более общем смысле линейные треугольники могут обозначать триады богов или другие тройственные понятия.
ТРИАДА
Группа из трех объектов, часто используемая в иконографии, чтобы символизировать тесно связанные идеи (такие, как тело, душа, дух) или божества с общими функциями (такие, как Мойры или Грации в древнегреческой мифологии).
В индуистской триаде Брахма, Вишну, Шива символизируют три аспекта божественной власти, представленной различными богами, не объединенными в одно божество, как в христианской Троице. Триады могли встречаться в виде одной трехголовой фигуры, как, например, в кельтских тройственных резных изображениях богов.
Средневековые художники подобным образом изображали Троицу, пока Церковь это не запретила. Часто триаду символизирует черепаха, особенно в даосском искусстве, где она - эмблема земли, человека и небес - символика, принятая китайскими тайными обществами, известными как Триады.
ТРИГРАММЫ
Тройные линейные знаки с непрерывными ("ян") и разорванными ("инь") линиями, восемь из которых легли в основу великой китайской книги предсказаний "Книга перемен". Они символизируют даосскую доктрину, что космос основан на постоянных потоках дополняющих друг друга сил: мужской, активной "ян" и противостоящей и дополняющей - женской, пассивной,"инь". Вариации двух триграмм составляют 64 гексаграммы "Книги перемен", интерпретация которых и дает возможность предсказывать будущее.
ТРИМУРТИ
Священная индуистская троица - Брахма, Вишну и Шива, символизирующих три цикла бытия - сотворение, сохранение и разрушение. Несмотря на сходство с христианской Троицей, тримурти не является монотеистической концепцией "триединого бога". В более поздней индуистской традиции Шива может сам представлять три аспекта тримурти.
ТРИСКЕЛИОН
Символ динамической энергии в виде трех ног, соединенных вместе, нечто похожее на свастику, но с тремя, а не с четырьмя согнутыми лучами, создающими эффект циклического движения.
Как мотив в кельтском искусстве и на греческих монетах и щитах, трискелион имеет отношение не столько к солнечным и лунным фазам (одно из предполагаемых значений), сколько к власти и физической силе.
ТРОИЦА
Согласно христианскому учению, Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Дух Святой суть Бог Единый. Доктрина Троицы, которая примирила поклонение Богочеловеку Иисусу Христу с монотеизмом, символизирует неделимую сущность Бога, проявляющего Себя в различных формах. В наиболее явном виде Троица представлена фигурами Бога-Отца, распятого Христа и парящего голубя - Святого Духа, или в виде голубя и сидящих на тронах Бога-Отца и Иисуса Христа. Другие символы Троицы: трон, книга и голубь (сила, интеллект, любовь); три переплетенные рыбы или три рыбы с одной головой; три орла или льва; три солнца; треугольник с глазом внутри или тремя звездами; три наложенных друг на друга круга или арки внутри круга; трилистник или крест из трех листьев.
УЗЕЛ
Туго завязанный узел - символ союза, фиксации или блокады, в то время как узлы со свободно переплетенным рисунком представляют бесконечность и долговечность (линии без начала и конца). Когда рассматриваются идеи связанности и несвязанности, захвата или освобождения, символизм узла значительно усложняется. Рыбаки в Сев.Европе и Шотландии считали, что узлы, завязанные на носовых платках или шнурках, могут повлиять на ветер и погоду. В Риме существовал запрет на ношение связанных предметов в храме богини деторождения Юноны Люсины, что отражало веру в магию - узлы символизировали невозможность разрешиться от бремени. "Завязанный узел" - викторианский символ брака, популярный мотив в изображениях римского бога любви Купидона. Символом союза были также связанный шнур, который носили брамины и который привязывал их к Брахме, и пояс с тремя узлами францисканских монахов, связывающий их с обетами бедности, безбрачия и покорности.
Часто узлы имели защитный символизм, основанный, вероятно, на идее фрустрации. Гордиев узел иллюстрировал принцип расстройства планов. Разрубив его пополам, А. Македонский нашел быстрое решение, но так никогда и не завершил завоевание Азии, предсказанное человеку, который распутает этот узел. Моральный урок, который вывел буддизм из этого известного эпизода, состоял в том, что терпение, а не насилие распутывает узлы, особенно те, которые привязывают человека к кругу материального существования. Открытый переплетающийся рисунок узла - одна из восьми эмблем удачи в китайском буддизме. Похожие декоративные образцы, представляющие непрерывность, встречаются в индуистском и кельтском искусстве.
ФИМИАМ
Чистота, целомудрие, сладость, возносимая молитва. С древних времен сжигание камеди и других пахучих смол, древесины, сухих растений или фруктов было наиболее универсальным для всех религиозных обрядов знаком преклонения.
Ладан и смирна - два дара волхвов новорожденному Христу, были очень ценным товаром на всем древнем Ближнем Востоке. В егип., персидской цивилизациях, в шумеро-семитском мире, а позднее в Греции и Риме эти и другие виды фимиама сжигали в ежедневных богослужениях. На Д. Востоке, в Индии, Китае и Японии широко использовались базилик и Сандал ("китайские палочки" - термин на вульгарном английском для обозначения палочек из сандала, "joss", вероятно, неправильное португальское "deus" - "бог"). В Ц. Америке фимиам, часто камедь, также был символом плодородия и, как считалось, вызывал дождь с помощью ассоциации между дымом и облаками. Смола сама по себе была символом объединения.
Ветхий Завет полон ссылок на "спасение" пахучих деревьев, угодное Богу. Христ. Церковь, поначалу настороженно относившаяся к ассоциации между фимиамом и поклонением языческим богам и государственными похоронами императоров, скоро тоже начала использовать его, что стало общей церковной традицией курения ладаном. Совсем недавняя популярность благовоний на Западе обусловлена буддийскими традициями его использования в качестве помощи в медитации.
ФРИГИЙСКИЙ КОЛПАК
Мягкий конический головной убор, который стал эмблемой свободы во время Французской революции. Этот колпак носили почетные граждане Фригии во время правления Мидаса. В изобразительном искусстве юный Парис часто одет во фригийский колпак, что, возможно, является намеком на фаллическую форму этого головного убора. Традиционный цвет фригийского колпака - красный - символизирует самопожертвование, как это было во время Французской революции 1792 года.
ЦЕНТР
Место, к которому посылаются все молитвы, Божественная Сущность, основное и неизменное состояние бытия, Совершенство. Большая часть символов, связанная с понятие центра, самоочевидна благодаря тому, что центр представлен (или подразумевается) почти во всех географических символах; в функциональном смысле центр - это узел, стержень или ось; точка, на которой сходятся силовые линии или от которой они расходятся.
Центр может символизировать не только божественное начало, объект любви и устремлений, но также и власть, администрацию или правителя. Менее известно, что Центр - символ совокупности в метафизической концепции, согласно которой центральная точка содержит в себе в концентрированном виде энергию и суть всего, центром чего она является.
ЧАША
Романтический символ сердечных устремлений к духовной и физической пище, психического здоровья и бессмертия. В изысканных и чарующих средневековых легендах о Граале - совершенная физическая природа, неуловимая, как и сам предмет поиска. Первоначально во Франции чаша встречается только как предмет сервировки с магическими свойствами, а не как классический рог изобилия и кельтский магический котел (наиболее вероятный языческий источник легенды).
Чашу также сопоставляли с философским камнем, который искали алхимики, копьем, мечом или книгой. Наконец, в христ. версиях чаша была тем сосудом, который использовал Христос во время Тайной Вечери или чашей бессмертия, которой владел и которую потерял Адам, или чашей евхаристии, в которую, как считалось, святой праведный Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа. По существу, чаша стала символом жертвенного сердца Христова, дарующего Божье милосердие. Юнг рассматривал чашу как символ стремления человека найти собственный центр и по существу как женский символ, который принимает и отдает.
Чаша - церемониальный бокал, ассоциирующийся обычно со священным вином христианской евхаристии (кровью Иисуса Христа) и с легендой о Святом Граале. Чаша символизирует духовное просветление или знание, искупление грехов и бессмертие. Чаша используется в христианском искусстве как эмблема веры, а также как атрибут некоторых святых. В свадебных церемониях в Китае и Японии, как и по всему миру, совместное выпивание чаши символизирует верность, преданность.
Ритуальные чаши использовались у кельтов для подтверждения властных полномочий правителя. С другой стороны, чаша может быть символом тяжелой судьбы (горькая чаша), как в библейской истории о Иисусе Христе, просившем Бога отвести горькую чашу, предвидя приближение Своего распятия. Так называемая "отравленная чаша" обещает надежду, но приносит беду.
ШАР (МЯЧ)
В древних культовых праздниках на природе - солнечный символ. Особенно значительную роль шар (мяч) играл в Греции и доколумбовой Ц.Америке. Центральноамериканские храмы Солнца имели тщательно обустроенные площадки для жестоких ритуальных игр в мяч. В других местах мяч также с древнейших времен был одним из самых популярных предметов для игры.

Серия сообщений "мировая символика":
Часть 1 - символика знаков
Часть 2 - Символика форм в рисунке мандалы
Часть 3 - священная геометрия мандалы
...
Часть 10 - У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.
Часть 11 - РУНЫ
Часть 12 - УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ! Мы говорим на этом языке!

Рубрики:  *ДУХОВНОЕ/МИСТИЧЕСКОЕ...*
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку