-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Illarina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2003
Записей: 358
Комментариев: 2809
Написано: 6843


...литературное...

Среда, 01 Ноября 2023 г. 10:34 + в цитатник
Сейчас немного порассуждаю на тему своей любимой книги. Это, конечно же, бессмертное и гениальное произведение - "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.
Впервые я его прочитала, когда мне было 12 лет. И затем перечитывала еще раза три. Но это, естественно, было в доинтернетовскую эпоху. А сейчас вообще очень удобно: когда уже знаешь эту книгу практически наизусть, то полностью перечитывать и не нужно, а если хочется освежить в памяти, то на такой случай в интернете есть сайт, где произведение выложено прям по главам, - и можно читать какими-либо фрагментами, каждый раз поражаясь красивейшему языку, интонации, а также глубине и смыслу.
Кроме того, эта книга действует как своего рода психотерапия - серьезная философия и многослойность смыслов могут просто даже помогать при депрессии.

Когда вышел известный сериал Владимира Бортко, мне тоже этот фильм очень понравился. Многие его ругали - типа, не соответствует книге. Но никакой фильм никогда книге полностью соответствовать и не будет! Это всегда, в любом случае, режиссерское видение, восприятие. И данная трактовка романа мне показалась очень интересной. Что удобно - тоже можно отдельными моментами пересматривать, так как в интернете этот сериал есть уже давно. Мне особо нравится самая первая сцена на Патриарших прудах, где Воланд беседует с Иваном Бездомным и Берлиозом. Там Олег Басилашвили играет просто гениально!
Сейчас вот еще один фильм планируется - прокат в кинотеатрах начнется в январе. Правда, я с трудом представляю, как можно все хитросплетения сюжета запихнуть в формат даже двухчасового фильма! Но, в любом случае, интересно будет посмотреть.

А сейчас все-таки процитирую моменты этой книги.
Отличительная черта данного шедевра - его можно фрагментами, эпизодами просто перечитывать, как перечитывают любимые стихи, буквально смакуя каждую фразу... или как вновь переслушивают песни, которые нравятся.
То есть, это вот такая изумительная проза - по сути напоминающая поэзию, где даже безмерно радует сама интонация - то, как восхитительно красиво это написано.

Вот, например, очень красивый, трогательный момент:

"Наплакавшись, Маргарита взялась за нетронутые тетради и нашла то место, что перечитывала перед свиданием с Азазелло под кремлевской стеной. Маргарите не хотелось спать. Она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку, и поворачивала ее в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец. На нее накатила вдруг ужасная мысль, что это все колдовство, что сейчас тетради исчезнут из глаз, что она окажется в своей спальне в особняке и что, проснувшись, ей придется идти топиться. Но это была последняя страшная мысль, отзвук долгих переживаемых ею страданий. Ничто не исчезало, всесильный Воланд был действительно всесилен, и сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла Маргарита шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова:
– Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма..."

А вот этот фрагмент текста настолько поэтически завораживающий, что неизменно наполняет душу светлой грустью.

"Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его".

И, наконец, достаточно длинный фрагмент текста - это самое завершение книги: последние абзацы Эпилога. Тут рассказывается про дальнейшую судьбу Ивана Бездомного.
И опять же, очень красиво описано все, связанное с луной... Поистине это поэзия в прозе. И, кстати, несмотря на то, что роману уже скоро сто лет исполнится, язык - очень современный! Прям как будто год назад, а не век назад, было написано. Наверное, действительно величайшие произведения литературы - находятся вне времени.
_____________

"...Будит ученого и доводит его до жалкого крика в ночь полнолуния одно и то же. Он видит неестественного безносого палача, который, подпрыгнув и как-то ухнув голосом, колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса. Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф.

После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.

– Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

– Ну, конечно не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – тебе это померещилось.

– И ты можешь поклясться в этом? – заискивающе просит человек в плаще.

– Клянусь, – отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

– Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес.

Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека. Иван Николаевич сразу узнает его. Это – номер сто восемнадцатый, его ночной гость. Иван Николаевич во сне протягивает к нему руки и жадно спрашивает:

– Так, стало быть, этим и кончилось?

– Этим и кончилось, мой ученик, – отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:

– Конечно, этим. Все кончилось и все кончается... И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо.

Она наклоняется к Ивану и целует его в лоб, и Иван тянется к ней и всматривается в ее глаза, но она отступает, отступает и уходит вместе со своим спутником к луне.

Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом.

Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат".
Рубрики:  Мои увлечения
Размышления
Цитаты

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку