-Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Помогите_Вике

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.03.2008
Записей: 1038
Комментариев: 5106
Написано: 12408


Брокар. Часть вторая.

Четверг, 14 Августа 2008 г. 20:34 + в цитатник
Цитата сообщения Arin_Levindor Анри Брокар- лучший парфюмер России .Часть 2

Еще один эффектный прием принес Анри Брокару массу новых покупателей

Открывая очередной магазин в Москве (всего их было около десятка), он сообщил через газеты, что весь день набор из 10 предметов - мыла, одеколона, шампуня и др. - будет продаваться за…1 рубль. Властям пришлось вызывать дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить чудовищную давку. Но Анри Афанасьевича уже привлекал другой сегмент рынка парфюма. Среди производителей элитных духов никогда не было представителей России. Брокар стал первым, по традиции использовав суперэффектный пиаровский ход.
Ему стало известно, что в Москву прибывает дочь императора Александра II, великая княгиня и герцогиня Эдинбургская Мария. Брокар не без труда пробился на прием в Большом Кремлевском дворце и преподнес аристократке необычный подарок. Изготовленный на его предприятии букет нарциссов, роз и фиалок был неживым. Все детали - лепестки, стебли, цветки - оказались сделаны из…воска и украшены драгоценностями. Но восковый букет источал тонкое благоухание. Фиалки пахли фиалками, розы - розами, а нарциссы, как нетрудно догадаться, - нарциссами. Свое ноу-хау промышленник так и не раскрыл. Да и не нужно это было. Мария Александровна была чрезвычайно тронута подарком. Через небольшой промежуток времени Анри Брокар стал официальным поставщиком двора герцогини Эдинбургской, позднее - российского императорского дома и испанского королевского двора.

 (512x700, 88Kb)


Анри Афанасьевич, помимо удивительного дара маркетолога, обладал незаурядными организаторскими способностями. На его предприятиях практически не было забастовок. Во взрывоопасной Российской Империи, где социальный пар не стравливали принципиально, он легко находил общий язык с рабочими. Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 рублей. Чтобы понять масштаб отчислений на зарплату, сообщим, что тогда в Москве можно было плотно пообедать всего за 10 копеек. Кроме того, все сотрудники брокаровских предприятий ежемесячно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Более того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому брэнду, Анри Афанасьевич оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.
Брокар вписал свое имя и в историю отечественного коллекционирования. Он был страстным собирателем старины, в его коллекции присутствовали картины и гравюры, ювелирные изделия и посуда.
Апофеозом деятельности Анри Брокара стала Всемирная выставка 1899 года, проходившая на его исторической родине - в Париже. Продукция "Товарищества "Брокар и Ко"" получила там высшую награду - "Гран-при". Не это ли лучшее свидетельство оценки дара нашего героя - бизнесмена и технолога, смелого новатора и патриота своей второй родины - России.


 (571x699, 90Kb)

Шарлотта Брокар - первый российский директор по маркетингу и рекламе
В середине XIX века столь привычное для нас мыло считалось барской прихотью — большинство людей мылось щелоком, получаемым из печной золы. Дворянство же предпочитало французский парфюм: духи, мыло, крем, пудру, одеколон. Шарлотте Брокар вместе с мужем удалось не только создать русскую парфюмерию, но и доказать, что она ничуть не хуже знаменитой французской. В те далекие времена не было даже самых примитивных книг по ведению бизнеса, рекламе и маркетингу, не было такого понятия, как менеджер. Но то, как эта женщина организовывала семейный бизнес, сравнимо только с деятельностью современного директора по маркетингу и рекламе.
Шарлотта Брокар всю жизнь считала себя русской, несмотря на то что ее отец — Томас Равэ — был бельгийцем, приехавшим в Россию в качестве гувернера. Он учил детей из богатых дворянских семей французскому языку и литературе. Среди его учеников были даже дети Тютчева! Немного разбогатев, Томас Равэ открыл небольшой магазинчик хирургических инструментов в центре Москвы на Никитской улице, снял хороший дом, а дочь определил в один из московских пансионов благородных девиц. Томас Равэ прекрасно понимал, какое огромное значение имеет образование, поэтому денег на него не жалел. Кто хоть немного интересовался системой обучения института благородных девиц того времени, знает, что это не только кулинарные курсы Елены Молоховец, уроки музыки, художественная вышивка, школа хороших манер и танцы… Это изучение нескольких иностранных языков, азов математики и даже основ бухгалтерского дела! Так что Шарлотта Андреевна (как она сама представлялась) к моменту встречи с французом Анри Брокаром была не только милой и симпатичной, но и всесторонне образованной барышней.

 (483x698, 59Kb)

Томас Равэ после смерти супруги не был частым гостем на общественных сборищах, но любил принимать у себя друзей и приезжих французов и бельгийцев. Однажды к нему зашел Анри Брокар. Отец молодого француза, Атанас Брокар, имел парфюмерный магазин неподалеку от Елисейских полей, но маленькому бизнесу не суждено было развернуться в избалованной Франции. И он решил попытать счастья в Америке — стране больших возможностей. Однако, несмотря на техническое оснащение и явную выгоду, Атанаса Брокара измучила ностальгия, и он вернулся во Францию. Через некоторое время за ним последовал и Анри, решивший самостоятельно строить карьеру и покорить… Россию. В Москве Анри Афанасьевич Брокар — а именно так стал представляться этот господин — устроился инженером-технологом на фабрику. Свою новую родину Брокар не очень-то жаловал, русский язык не учил. В одном из частных писем Анри Афанасьевич так и написал: «Выезжая из России за границу, переживаешь ощущение, будто снял с себя грязную сорочку и надел чистую…» Но в отличие от отца, который так и не смог побороть ностальгию, Брокар-младший понимал, что поле деятельности здесь большое и, несмотря на предложения французских парфюмерных фирм, остался в России.
Как только Томас Равэ представил Анри свою дочь Шарлотту, тот буквально с первой же минуты был очарован ею, но вот беда — сердце девушки было уже занято известным певцом. И что же, Брокар отступился? Ничуть не бывало! С видом агнца он приносит на домашний концерт корзину восковых фиалок и просит поставить их на рояль. О эти парфюмеры! Еще Таис Афинская знала тайны привораживающих запахов. А чего стоят духи из жимолости с капельками пота короля, которые заказала своим химикам маркиза Помпадур, чтобы удержать Людовика ХV… Даже Наполеон, просивший Жозефину не мыться перед их встречами, использовал в день по два флакона одной только Кельнской воды (отсюда и название — одеколон), изобретенной флорентийскими монахами еще в 1608 году. Но духи могли стать и ядом, как во времена царственных отравителей семейства Медичи. Правда, в случае с Анри Брокаром до этого, слава богу, не дошло.

 (545x699, 124Kb)

Как оказалось, запах фиалок пагубно влияет на связки, в результате возлюбленный мадемуазель Шарлотты… опозорился, дав петуха. После чего, естественно, исчез в неизвестном направлении. Через пару месяцев непрерывных ухаживаний хитрый парфюмер признался девушке в любви. Но жалованье жениха в сто двадцать рублей Томаса Равэ совсем не устраивало: «Лотта вам не по средствам!» Однако не тот человек Анри Брокар, чтобы остановиться на полпути. Он едет во Францию и продает там свое ноу-хау — технологию изготовления концентрированных духов — французской фирме «Рур Бертран» за двадцать пять тысяч франков. На полученные деньги Анри планирует открыть собственное предприятие. Анастас Брокар его благословляет и рекомендует начать… с мыловарения. От деда Анри получает рецепт изготовления кокосового мыла. Анри Афанасьевич возвращается в Россию богачом, и осенью 1862 года девятнадцатилетняя Шарлотта выходит замуж.
В заброшенной конюшне Фаворских молодожены открыли мыловарню, и Анри вместе с двумя работниками начал в огромных кастрюлях варить мыло. Но как ни старался новоиспеченный муж, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла два-три рубля. Что делать? На примере своей приятельницы Долли Шарлотта знала, что аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции… Значит, решает жена парфюмера, будем ориентироваться на простых людей. Но вот беда — они вовсе не берут мыла. И тогда Шарлотта придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита! Для взрослых же Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологически чистые красители растительного происхождения). Такое мыло вполне могло служить, к примеру, гостинцем для мужиков, торгующих на ярмарке… Согласитесь, даже в наши дни парфюмерного изобилия необычное мыло — отличный сувенир, причем как для ребенка, так и для взрослого.

 (504x698, 129Kb)

Стоило же такое сокровище у Брокара всего одну копейку
«С этой копейки ты и получишь свой миллион!» — сказала Шарлотта, и оказалась права. Копеечное мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. А за ним и дедушкино кокосовое по пять копеек. Кроме того, Брокар придумал круглое мыло «Шаром», которое вместе с «Народным» получило в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве.
В 1869 году предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины. Начинается выпуск «Румяной» помады и пудры «Лебяжий пух». У Брокаров рождаются дети — дочь Женечка, сыновья Александр и Эмилий. Анри Афанасьевич с раннего утра работает в лаборатории. Парфюмер он действительно великолепный, но его абсолютно не интересуют продажи. И тут Шарлотта решает, что можно обойтись и без посредников (ведь они только наживаются на таланте ее мужа), поэтому необходим свой магазин. В 1872 году на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров. Шарлотта неутомима. Она придумывает бумажную обертку для товара, сама рисует эскизы (ну чем не дизайн-бюро!), даже привлекательные рекламные объявления в газеты — дело ее рук. Каждый маркетолог знает, что для повышения популярности товара нужно привлечь внимание известных и влиятельных людей. В 1873 году Шарлотта Брокар передает великой княгине Марии Александровне (дочери Александра II) букет восковых цветов, которые пахнут как настоящие! Уже через неделю Брокар становится придворным поставщиком великой княгини.
Тем временем производство продолжало расширяться: Шарлотта Андреевна с увлечением занимается обустройством двух новых зданий. Но этого ей мало — нужен второй магазин, и по настоянию жены в 1887 году Душистый Анри, как его прозвали, открывает еще один магазин в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию Шарлотта придумала сюрприз-новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем — всего десять изделий в одной коробке. А главное — фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! «Это же успех», — радовалась жена. «Это слава…» — ответил довольный муж. И супруга как настоящий рекламист назвала набор ни много ни мало «Слава». Но настоящая слава обрушилась на дом Брокаров, когда Анри Афанасьевич изобрел одеколон «Цветочный»

 (507x699, 108Kb)

Газеты того времени писали о фонтане, как о чуде из сказки о царе Салтане!


Фонтан одеколона привлекал всеобщее внимание, тянул к себе как магнит, и люди снимали с себя верхнюю одежду, чтобы окунуть ее в ароматные воды. Дело опять дошло до конной полиции, но стражам порядка было не до людей — они сами норовили попробовать новинку. Реклама добилась своего — «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России. Сколько его ни выпускали — все было мало. В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль… Но, несмотря на великолепие и явную признанность парфюмерного дома Брокаров, позиции французской парфюмерии были в России слишком сильны. Что делает в таких неразрешимых случаях директор по маркетингу и рекламе? Намеренно идет на скандал. И Шарлотта решилась на подмену: свои духи она разлила в пузырьки известной французской фирмы «Любен». «Парижские» духи на следующий день буквально смели с прилавка, а настоящие французские в брокаровской упаковке нюхали и отворачивались. Через неделю Шарлотта «покаялась» в газетах в намеренном обмане — плохой запах был… у французских духов.

 (356x699, 153Kb)
 (530x699, 68Kb)

Скандал получился немыслимый, Брокар даже спрятался в своей лаборатории. И только Шарлотта Андреевна была счастлива: иностранка по происхождению, она была русской по духу и доказала самим россиянам, что их парфюмерия ничуть не хуже, а то и лучше иностранной! Скандал принес свои плоды и в финансовом выражении — по бухгалтерским книгам оборот подходил к миллиону. Хороший получился подарок к их серебряной свадьбе! Анри Афанасьевич тоже не сидел сложа руки: он создал великолепные духи с запахом сирени — «Персидская сирень». А это произведение уже по-настоящему оценили французы: духи получили не только популярность, но и наивысшую награду — Большую золотую медаль по разделу изящной и гигиенической парфюмерии на Всемирной выставке в Париже. Так Брокар по-своему вернулся во Францию… Шарлотта как-то спросила мужа, хотел бы он вернуться в Париж. На что тот ответил: «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России». Так и случилось — по настоянию врачей Анри Брокар уехал в Канны, где и умер в декабре 1899 года.

 (483x698, 73Kb)

В 1891–1892 годах в Верхних торговых рядах была открыта выставка коллекции картин Анри Афанасьевича, которая была устроена на высшем уровне. В. А. Гиляровский написал об этом событии стихи: «Что ж, по рюмке повторим и посмотрим снова, спьяна Рафаэля, Тициана. Под влияньем полугара все мы — редкости Брокара…».
«Товарищество Брокар и К» с оборотом в два с половиной миллиона рублей перешло вдове Шарлотте Андреевне. А в 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы», от которых, кстати, пришла в восторг не только царская семья. Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва», но первый в России профессиональный директор по маркетингу и рекламе Шарлотта Брокар не дожила до этого. Не узнала она и того, что семейное детище национализировали и назвали «Новая заря». И только бюсты мужа и жены Брокаров скульптора Анны Семеновны Голубкиной красуются в Третьяковской галерее, увековечивая память об этих замечательных людях.

 (699x609, 73Kb)

 (600x527, 28Kb)

http://parfum-brocard.blogspot.com/search?updated-...00%3A00-08%3A00&max-results=50

http://www.pseudology.org/1812/Brokar.htm

Рубрики:  реклама
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку