Только что пришел с работы. Собственно как таковой сегодня работы не было. Я принимал посильное участие в ежегодном апрельском капиталистическом субботнике (хоть сегодня и пятница). Как и положено все работники управления (юристы, экономисты, финансисты, плановики, бухгалтерия и др. дармоеды) собрались сегодня утром в 8.00, одетые во всякое рванье (ни дать ни взять - шайка бомжей), перед складом, где нам выдали метелки, лопаты, грабли, et setera. Потом как и положено мы до 11.30 дружно грабили и лопатили территорию, прилегающую к заводоуправлению, сгребая прошлогоднюю листву и пустые бутылки и банки в большие кучи (кстати, банок и бутылок было не намного меньше чем самих листьев). Потом все дружно прошли в офис где и выпили по паре рюмок чая (все, что пьется на рабочем месте, во избежание нарушения норм трудового кодекса, называется «чаем») с хорошей закуской и разошлись по домам. Трудовой день закончился.
Меня, старую офисную крысу, выход на работу на свежий воздух и не тяжелый физический труд, завершенный двумя кружечками чая «Staropramen» с солеными орешками, настроил на философский лад. И сейчас я расскажу всем желающим историю капиталистических субботников в России («капиталистических» потому, что работодатель честно поставил нам сегодня в табеле «восьмерки» с оплатой этого дня «по окладу», чего в годы моей советской юности, разумеется, даже близко не было – тогда все было «забесплатно»). Итак.
Многие ошибочно думают, что идея проводить в апреле бесплатные (а сегодня – платные) трудовые мероприятия на свежем воздухе в толпе интеллигентных соратников родилась после 1917 года. Мол, товарищ В. И. Крупский (По «Списку старшинства партийных руководителей исправленному на 01.01.1919 г.» партийная кличка - Ильич 1-й. Почему 1-й? Потому, что потом был еще Ильич 2-й, но это уже другая история) очень обижался, когда в день его рождения, который случайно пришелся на апрель, его товарищи по партии ежегодно забывали устроить хороший сабантуй (вариант – карнавал) и, в общем, как-то это дело дружно отметить. Ну и что бы народ сильно все-таки не радовался, то в эти первые теплые весенние дни руководством партии и страны, мол, было решено бесплатно махать лопатами и граблями, а также носить большие и маленькие бревна. Так вот все это не совсем так, вернее совсем не так.
Современными исследователями этого дела доказано, что традиция бесплатно работать в апреле родилась задолго до советской власти и электрификации всей страны. Еще в незапамятные времена древние народы, населяющие древний протоматерик Гондвану, уже работали один день в апреле бесплатно, так сказать в интересах племени. Конечно, работали не все, уже тогда появились первые протокомсорги и протопарторги, профсоюзные лидеры и другие высшие руководители из числе сословно-племенной знати и будущей боярско-дворянской «верхушки». Эти товарищи (как, впрочем, и сейчас) ходили вокруг работающего люда бесцельно размахивая руками («руководители» - от слов «водить руками»), но сами, понятно дело, ничего не делали. Все же остальные члены племени в этот день работали – ловили мамонтов и шерстистых носорогов, собирали грибы и коренья, варили бражку, ну и так далее. Но все бесплатно – в счет постройки через 25 лет (вариант – солнцеворотов) «светлого будущего для всех». Ничего естественно «для всех» не построили и постепенно «мягко» перешли к рабовладельческому строю, где уже уговаривать работать никого не надо было, а все и так дружно работали за даром (попробуй не поработай, когда у тебя перед носом чуть что машут хорошей сучковатой палкой). Так вот эта многовековая традиция окончательно заглохла при рабовладельческом строе и была возрождена уже только при советской власти (смотри третий абзац), которая, в общем-то, для многих от рабовладельческого строя мало чем отличалась.
Остановимся на летописных свидетельствах того далекого дикого времени, повествующих о первых субботниках и первых работающих «за спасибо». Возьмем драгоценный памятник литературы и передовой общественной мысли конца II в. берестяную грамоту «Слово о полку Владимирове»:
«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий
о полку Владимирове! Начати же ся той песни по былинамь
сего времени, а не по замышлению Бояню! Боян бо вещий, аще кому хотяше
песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли,
шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь первых времен усобице, - тогда
пущашеть 10 соколовь на уборку мусора; который дотечаше, та преди песнь
пояше старому храброму Буславу, иже зареза Редю пред полкы
касожьскыми, красному Святославличю. Они же сами князем славу рокотаху».
Короче кто не понял, переведу на русский – нужно, мол, всем отработать во славу княжескую один день на уборке мусора в апреле, а тогда и вся братия красно будет жити.
Сегодня, кроме как в России традиция принудительных апрельских субботников, осталась, наверное, только еще на Украине и в Казахстане, ну и у отсталых племен островов Зеленого Кука. Вообще традиция весенних субботников ненамного древнее осенней традиции выезда врачей, учителей, аспирантов и других студентов «на картошку». Картошку, как известно, к нам привез Петр I, который тайно похитил ее у голландцев, когда был в Голландии в командировке. Для тех, кто еще не в курсе - Петр I это внук царя Василия, как об этом написано в одной исторической статье, выложенной в дневнике «Вольноопределяющегося». Значит так…
Нет, про картошку – в другой раз.