Россиян разорят автомобильные кредиты |
Рынок автокредитования продолжит расти, однако уже к 2009 году темпы его роста снизятся, считают эксперты автомобильного рынка. Так, если в 2007 году всего было продано 1,15 млн новых автомобилей в кредит, в 2008 году прогнозируется 1,9 млн автомобилей, а в 2009 году — около 2 млн автомобилей. В денежном выражении цифры соотносятся как 16 млрд долларов — 28 млрд долларов — 36 млрд долларов. Несмотря на общее торможение рынка, снижать цены на автокредиты банкиры не собираются.
Первые покупки автомобилей в кредит в России были совершены не более десяти лет назад. При этом уже в 2003 году объем рынка автокредитования оценивался в 1,65 млрд долларов, а в текущем году этот показатель вырастет до 28 млрд долларов. То есть всего за пять лет емкость рынка увеличилась в 17 раз, а стоимость одного «среднестатистического» кредита выросла до 14,8 тыс. долларов.
По оценке аналитического агентства «Автостат», шесть лет назад (в 2002 году) с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн долларов. В следующем 2003 году прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около 1 млрд долларов. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка 3,6 млрд долларов. 2005 год показал более чем 40-процентный рост этого рынка. За год с использованием кредитных денег было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до 5,5 млрд долларов. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы. В 2006 году автокредитование охватило более 40% рынка — 750 тыс. автомобилей, а финансовая емкость этого сегмента бизнеса выросла до 9 млрд долларов, то есть почти в два раза больше, чем в 2005 году. Фактически тогда автокредитование приобрело черты цивилизованного рынка.
В прошедшем 2007 году все основные тенденции сохранились. По оценке тольяттинских аналитиков, в 2007 году из 2,4 млн проданных на российском рынке автомобилей 1,15 млн были приобретены с использованием различных кредитных схем, при этом суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд долларов.
Сегодня около 55% автомобилей продается в кредит, в следующем году эксперты видят эту цифру на уровне 60%, однако общие темпы роста сократятся. «Это вполне вероятно, — комментирует заместитель генерального директора по кредитованию «Независимость-Финсервис» Сергей Цацулин. — Причинами также могут стать более жесткие требования банков к потенциальным заемщикам, увеличение ставок, ориентация банков на другие, более прибыльные для них продукты».
Сегодня, по оценке «Независимость-Финанс», в зависимости от марки «кредитные» автомобили занимают от 25 до 45% в объеме продаж физическим лицам. Директор по маркетингу компании Red Dragon Максим Анахов отмечает, что по ряду дилеров доля кредитных машин достигает 70% от совокупных объемов продаж. Основной тенденцией становится автокредитование в регионах, поскольку рынок в Московской и Ленинградской областях считается насыщенным. Так, из топ-20 самых «автокредитных» банков по итогам 2007 года 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах. Усилению конкуренции на рынке автокредитования способствует приход новых игроков в лице банков иностранных автопроизводителей: «Тойота Банк», «Мерседес-Бенц Банк Рус», GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen).
Появление иностранных автобанков несколько активизировало действия местных банков, однако радикального влияния все же не оказало. Тем не менее, получить кредит сейчас гораздо проще, чем пять-шесть лет назад. Для расширения круга потенциальных заемщиков банки увеличивают срок кредитования до пяти-семи лет, минимизируют количество документов, требуемых для оформления кредитов (паспорт и водительское удостоверение), предлагают экспресс-оформление, когда срок рассмотрения заявки не превышает 30 минут. Все шире предлагаются такие варианты кредитов, как «кредит с обратным выкупом», «кредит на автомобиль с пробегом» и др. «Покупатели со стабильным доходом уже сейчас практически со стопроцентной вероятностью могут получить кредит на покупку автомобиля в случае такой необходимости», — резюмирует М. Анахов.
Несмотря на растущую конкуренцию и насыщение рынка, дешевле автокредиты в ближайшее время уже не станут. Проценты за пользование кредитом подошли сегодня к своему минимальному порогу — ставке рефинансирования (на 14 июля 2008 года 11%). Уже в 2006—2007 годах снижение процентных ставок по кредитам практически прекратилось. Процентная ставка по автокредиту сейчас колеблется от 10 до 18% годовых. «Иностранцы» заявляют ставку в среднем чуть ниже по рынку: от 9% (в долларах) и 10—11% (в рублях).
Более того, в связи с нестабильной ситуацией на мировом фондовом рынке процентные ставки в ближайшее время могут даже подрасти. «Возможно, ставки фондирования увеличатся из-за ухудшения конъюнктуры на межбанковском рынке, и тогда банки будут вынуждены поднять ставки, — считает руководитель блока «Автокредитование» Альфа-Банка Сергей Силантьев. — Однако по специальным программам банков и автопроизводителей ставки останутся на прежнем уровне, — прогнозирует эксперт, — а также будут разрабатываться специальные предложения с пониженными ставками».
Источник: Где взять кредит на автомобиль? Новости автокредитования Россиян разорят автомобильные кредиты
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |