«Евангельский круг» Василия Поленова

Пятница, 19 Марта 2021 г. 11:59 + в цитатник


 




Христос и грешница (700x378, 59Kb)

В 1881 году Василий Дмитриевич Поленов начинает работу над центральным произведением своего библейского цикла «Христос и грешница», которому посвящает следующие шесть лет своей жизни.

В этом же году он совершает путешествие на Восток: в Египет, Сирию, Палестину, Грецию. Эта поездка дала художнику возможность совершенно иными глазами смотреть на мир, по-иному воспринять Евангельскую историю.

Он пишет множество этюдов, изучает характер местности, типы населения, архитектурные сооружения и их связь с окружающей природой.

Палитра Поленова заиграла новыми звучными красками, новыми цветовыми отношениями.

Перед нами – острая и драматическая евангельская сцена, в которой толпа жаждет суда и расправы. Фарисеи привели к Иисусу изобличенную в прелюбодеянии испуганную женщину в надежде, что Он заступится за нее, нарушив закон Моисея, согласно которому блудницу забросают камнями.

Ответ Христа разгневанной толпе: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8. 7) стал испытанием совести для каждого. В этом раскрывается смысл самой картины и отношения художника к Иисусу.

Христос Поленова преисполнен мудрости, простоты, спокойствия, самоуглубленности и… прощения.
17178496_14863455_12412660_12001445_11505938_div1 (312x32, 6Kb)
«Среди учителей»

Среди учителей (700x380, 48Kb)

В Евангельском повествовании о начале земного пути Иисуса Христа мы читаем о том, как в отроческие годы Он в храме внимал речам мудрых учителей и задавал им вопросы.
17178496_14863455_12412660_12001445_11505938_div1 (312x32, 6Kb)
«На горе»

На горе (700x435, 284Kb)

В произведении «На горе» Христос изображен на фоне горного пейзажа, ясного неба, подернутого сиреневато-розовой дымкой.
17178496_14863455_12412660_12001445_11505938_div1 (312x32, 6Kb)
«На Генисаретском озере»

На Генисаретском озере (700x368, 52Kb)

В картине «На Генисаретском озере» (1888) – тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением , то же состояние самоуглубленности, которое здесь особенно соответствует сюжету картины.
17178496_14863455_12412660_12001445_11505938_div1 (312x32, 6Kb)
«Олива в Гефсиманском саду»

Олива в Гефсиманском саду (700x444, 351Kb)

Эмоциональность отличает работу «Олива в Гефсиманском саду» (1882), где причудливо разросшееся дерево будто воплощает древнюю историю Палестинской земли.

Величественное дерево становится главным героем со своей историей, историей вечности. Мощную и сильную кору, пышно разросшуюся крону древа оттеняют изящные апельсиновые настурции, цветущие у корней. Вдаль расходятся живописными лентами тропинки.

В.М. Васнецов писал В.Д. Поленову: «Твои картины палестинской природы мне всегда давали дивное настроение тихой красоты и поэзии страны, где родился, жил, страдал, умер и воскрес Христос – свет мира!»
17178496_14863455_12412660_12001445_11505938_div1 (312x32, 6Kb)
«Источник Девы Марии в Назарете»

Источник Девы Марии в Назарете (700x466, 589Kb)

Светлые теплые краски, философское настроение, любовь к миру и людям демонстрирует весь его цикл, среди картин которого работа «Источник Девы Марии в Назарете» (1882) иллюстрирует обыденную жизнь.

В древнем Назарете был только один источник с пресной водой. Деве Марии ангел принес благую весть в тот момент, когда она набирала воду из этого источника.

Родник можно рассматривать как символ духовного источника, который неисчерпаем и также необходим каждый день. Источник объединяет людей, которые приходят к нему разными дорогами
17178496_14863455_12412660_12001445_11505938_div1 (312x32, 6Kb)
«Возвратились в Назарет»

Возвратились в Назарет (700x396, 56Kb)

Небольшая живописная работа «Возвратились в Назарет» продолжает тему пути.

«Я несказанно люблю Евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа»

В.Д. Поленов посвятил 40 лет своей жизни на создание Евангельского круга, как он его называл.

Все это время он глубоко изучал тексты, натуру, искал свое понимание и отношение.

Прошел свой творческий путь ко Христу..

Сам художник считал, «что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".


17178496_14863455_12412660_12001445_11505938_div1 (312x32, 6Kb)

Рубрики:  Великие люди
Искусство

Понравилось: 14 пользователям