-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в iAnders

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) ПОСЛЕСЛОВИЕ Вопросы_Батюшке
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2005
Записей: 57
Комментариев: 5
Написано: 195





К.С.Льюис

Воскресенье, 08 Октября 2006 г. 01:44 + в цитатник

Не думайте, что настоящее  смирение  -  вкрадчивость  и  елейность, нарочитое  подчеркивание  собственного  ничтожества.  Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего,  подумаете,  что  он  веселый,  умный парень,  который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему.  А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он  не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе.

     Если  кто-то  желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и  самым  значительным.  По  крайней
мере,  ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете.

  "Просто христианство"


ну и тема...

Среда, 23 Августа 2006 г. 15:33 + в цитатник

Магазин

Понедельник, 21 Августа 2006 г. 21:58 + в цитатник
"Мясное искушение". Город Сергиев Посад, около вокзала. Успенский пост, однако.

7 - новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 07 Августа 2006 г. 17:58 + в цитатник

12 - новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 07 Августа 2006 г. 17:37 + в цитатник

22 - новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 07 Августа 2006 г. 17:35 + в цитатник

39 - новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 07 Августа 2006 г. 17:29 + в цитатник
Фотографии iAnders : Переславль 12 июня 2006




     
     
   
   
   
   
     

29 - новая серия фотографий в фотоальбоме

Понедельник, 07 Августа 2006 г. 17:17 + в цитатник

Без заголовка

Вторник, 27 Июня 2006 г. 15:42 + в цитатник

Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате

Форум Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи _ Статьи для обсуждения _ Вызовы времени и пути развития церковной жизни

Автор: Юрий Белановский 23.06.2006 - 14:42

Предлагаю вниманию участников матерьялы Круглого стола состоявшегося при нашем монастыре "Вызовы времени и пути развития церковной жизни".

Мы создали небольшую интернет-страничку: http://www.cdrm.ru/project/21-06-06

Не менее интересны отзывы:
Патриархия Ру: http://www.patriarchia.ru/db/text/120887.html
Благовест инфо: http://blagovest-info.tld.mastertest.ru/index.php?ss=2&s=3&id=7072
Интерфакс: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=12232
Комментарий Радио "Радонеж": http://www.radonezh.ru/new/komentariy/?ID=4651
Ежедневный журнал: http://www.ej.ru/comments/entry/4123/
Правая-Ру: http://www.pravaya.ru/news/8117


---------------------------------------------------------------------------------------

В качестве основного доклада был представлен доклад игумена Петра (Мещеринова).

----------------------------------------------------------------------------------------

Доклад игумена Петра (Мещеринова), руководителя Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые участники Круглого стола, дорогие гости!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить проблемы вот какого рода.
Как мы знаем, недавно нашу церковно-общественную жизнь всколыхнули два события: показ фильма "Код да Винчи" и так называемый "гей-парад", против которых решительным образом высказывалось и наше Священноначалие, и церковная общественность. Нужно сразу сказать, что Церковь определяет и будет определять своё отношение к подобного рода явлениям, и стоять на страже общественной нравственности. Но хочется обратить внимание вот на какое обстоятельство. Реакция российского общества на мнение Церкви оказалась далеко не однозначной. Основной тон многих даже и серьёзных и солидных средств массовой информации был таков: да, фильм плохой, и гей-парад - событие неодобрительное; но с какой это стати Церковь указывает нам, что мы должны делать, а что не должны? И, к сожалению, не только средства массовой информации демонстрируют такой подход, но и немалая часть народа: количество проданных билетов и окупаемость "Кода да Винчи" свидетельствуют о том, что многие люди отнюдь не вняли призыву Церкви воздержаться от просмотра кощунственного фильма.

Церковь по статистике, пожалуй, самый уважаемый институт в России. Доверие к Церкви, по последним статистическим данным, весьма велико даже в молодёжной среде. Но вот на практике оказывается, что церковное суждение не имеет того веса в обществе, который, казалось бы, должен быть, коль скоро само общество в массе своей определяет себя как "православное". Это заставляет нас констатировать, что наша Церковь мало влияет на практическую общественную жизнь, на нравственный климат в стране; не всегда слова Церкви воспринимаются авторитетно.

В чём причины этого? - Здесь может быть два подхода.
Первый подход: козни врагов. С нашей Православной Церковью борются, во-первых, внешние враги. Они вдохновляются и финансируются масонской мировой закулисой и процессом глобализации, во главе которого стоит Америка. Во-вторых, в Церкви есть внутренние враги, некая "пятая колонна", которая разлагает Церковь изнутри - посредством вольномыслия, размывания традиционных форм благочестия, внедрения западно-либеральной идеологии под видом миссионерства и т.п. Практическим следствием такого подхода является то, что главной нашей задачей становится - посвятить все свои усилия именно борьбе с врагами, в лице тех или иных идей, явлений или конкретных людей. Я не говорю здесь о таких вещах, как пресловутая борьба с ИНН, борьба за канонизацию Ивана Грозного или Распутина - это уже, по сути, почти нецерковные явления. Речь идёт о том, что и в среде людей глубоко церковных, мы подчас видим стремление ожесточённо воевать с тем, что не вписывается, скажем, в рамки русского благочестия синодальной эпохи XIX века.

Разумеется, Церковь не должна "подлаживаться" под стихии мира сего; но бороться с возникающими новыми формами миссии, проповеди, церковной жизни только на том основании, что их не было раньше - бесперспективно. Вот что говорит по этому поводу Святейший Патриарх Алексий: "Важнейшая задача Церкви, создателем Которой является Сам Господь Иисус Христос, - помочь человеку в деле спасения; и сущность этой миссии неизменна. Но, конечно, Церковь одновременно связана с конкретной исторической реальностью. Сегодня она очень непроста. Потребительский синдром, экологический кризис, опасность разрушения целостности личности - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми мир столкнулся на рубеже тысячелетий. На всё это нужно дать ответ - авторитетный, понятный, искренний, сформулированный в категориях современной культуры... Современное понимание миссии основано на том, что хотя секулярный мир и Церковь, имея разные направленности и действия в этом мире, сосуществуют в одной исторической реальности, - между ними нет непроходимой стены. Церковь не отворачивается от "светского мира", не ищет противостояния с ним" (Святейший Патриарх Алексий II. Войдите в радость Господа своего. М., 2004, стр. 255, 54). Думается, что идеология "осаждённой крепости", только охранительства, противопоставление Церкви и общества не может способствовать ни решению миссионерских задач Церкви, ни поднятию её авторитета в обществе. В определении Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви сказано: "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой".

Второй подход к проблеме таков. Евангелие, православная духовность учат нас всегда начинать с самих себя, смотреть в себя. Духовность начинается с покаяния - это та основа, без которой невозможна церковная жизнь, как личная, так и общинная. Покаяние - это значит не оправдывать себя поисками внешних причин наших действий, но видеть именно свои ошибки и немощи, и попробовать понять: а может быть, мы сами даём людям внешним повод судить о Церкви недолжным образом?

Церковь сама в себе имеет неотразимую убедительность, ибо она - Христова, она являет действие Святого Духа в мире. Почему же люди не видят этого? Ведь очевидно, что идеи христианской евангельской нравственности, православной духовности, к сожалению, не разделяются значительной частью общества. Когда люди слышат осуждение или запрет, произносимый Церковью, они не понимают, не чувствуют, что стоит за этими запретами, потому что они не знают духовной реальности Церкви, видят её исключительно со-вне, всего лишь как один из традиционных общественных институтов. Не наша ли, пастырей и мирян, вина, что люди не понимают этого? Евангельский ответ может быть только один, его сформулировал ещё полторы тысячи лет назад великий учитель христианской Церкви святитель Иоанн Златоуст: "Никто не остался бы язычником, если бы мы были действительными христианами". Не во врагах дело, а скорее в том, что мы сами, в своей жизни и деятельности, не являем Церковь такой, какой она должна быть.

Я хочу привести слова замечательного пастыря, уже почившего, протоиерея Бориса Ничипорова, сказанные им ещё десять лет назад по этому поводу: "В церковной среде стало неписанным правилом публично клеймить все антихристианские проявления. По этой ревности даже судят о "церковности" и "духовности" православного. Редкая книга, редкая газетная статья, редкая проповедь обходится без критики безбожного современного мира и сетования на трудности жизни в нем. Возникла своеобразная православная мода на разоблачение язв и пороков общества. Но что же предложили мы, православные, этому самому обществу, и детям в частности, за почти что 10 лет легальной церковной деятельности? Какую альтернативу нашли мы той потребительской философии, которая с шиком и блеском подается нам с Запада?" Вопрос, так остро поставленный о. Борисом, актуален и сейчас.
Итак, исходя из этого второго подхода, можно сказать, что Церковь завоёвывает авторитет в обществе скорее за счёт внутренней церковной работы, когда богатство и полнота церковной жизни реализуется в нас самих, в наших семьях, в наших общинах, в нашей внешней деятельности, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5, 16).
На этом пути у нас множество проблем.

Это и неопределённость форм и методов миссии в современных условиях. Появляться ли миссионеру на рок-концертах? Как, на каком языке говорить о Боге и Церкви с современными детьми? Отвергать ли, клеймить то, что читают, смотрят, слушают наши дети и молодёжь, - или искать во всём этом то, к чему может привиться слово о Христе на их, современном молодёжном языке?
Это и проблемы катехизации. Святейший Патриарх Алексий отмечал: "Многие люди, искренне считающие себя православными, остаются на уровне языческого сознания" (там же, стр. 60). Прилагаем ли мы целенаправленные усилия к исправлению того положения, о котором Николай Семёнович Лесков ещё в XIX веке писал: "Русь крещена, но не просвещена"? Как правильно воцерковить едва вошедших в Церковь людей, или даже только тянущихся к ней? Покойный протоиерей Глеб Каледа писал об этом: "Православие - это радостная полнота жизни во Христе. Сам Спаситель сказал: "да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15, 11). Апостол Павел писал: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь". (Флп. 4, 4). ... Нужны, конечно, и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, на них возрастает совершенная радость. Покаяние - это средство, а не цель. Цель - стяжание Духа Святаго, совершенная радость о Христе. Есть время слез и время радости. ... Суровость, фанатизм порою отталкивают людей от Церкви". Но и доныне наша проповедь, наша катехизация не христоцентрична; Церковь, как правило, представляется нецерковным (да часто и самим верующим) людям мрачной, каким-то средневековьем, состоящей только из запретов и обязанностей, имеющей центром не Христа, а грех и адские муки. Порой темы патриотизма, величия России, сопротивления глобализации и подобные, - сами по себе, безусловно, важные, нужные и актуальные, - подменяют в проповеди и катехизации Священное Писание и духовный опыт Предания; бывает, мы так увлекаемся, что подменяем христианское, христоцентричное, вселенское содержание Православной Церкви грубым национализмом, обскурантизмом и бескультурьем.

Не решены многие проблемы богослужения, пастырского окормления и духовничества, молодёжной работы, социального служения. Важнейшая задача сегодняшней церковной жизни - созидание полноценной общинной жизни - остаётся без должной энергии пастырей. И так далее; каждый из участников нашего Круглого стола может много сказать своего по этому поводу.

Итак, давайте обсудим, какими путями нам идти дальше, как оказывать нравственное влияние на российское общество, как нам поднять авторитет Церкви. Я думаю, что для этого обязательно должна созидаться и развиваться внутрицерковная жизнь, и причём, с учётом того времени и обстановки, в которые поставил нас Господь. Сегодня уже недостаточно только лишь воспроизводить исторические церковные формы, изо всех сил охранять их, а в вызовах времени видеть исключительно происки врагов. Необходимо обратить нашу энергию и силы на решение именно внутрицерковных проблем. Тогда Церковь самой нашей жизнью выявит свой безоговорочный авторитет, и, по слову апостола Павла, люди, ныне укоряющие нас, "всеми обличатся, всеми судятся, и таким образом тайны сердца их обнаружатся; и они падут ниц, поклонятся Богу и скажут: истинно с вами Бог" (1 Кор. 14, 24 - 25).

Автор: Юрий Белановский 23.06.2006 - 15:58

Мы закачали аудиоверсии выступлений на сайт о Круглом столе.

Автор: FireGuard 24.06.2006 - 23:43

А в светской прессе освещение конференции вышло под очень забавным ракурсом smile.gif
Вот пример:
http://www.newsru.com/religy/23jun2006/enemy.html

Автор: Юрий Белановский 26.06.2006 - 14:12

Вот я еще нашел!

Супер!!!

http://community.livejournal.com/ru_politics/2446120.html?thread=23746088


Автор: Юрий Белановский 26.06.2006 - 14:19

Предлагаем вниманию еще один доклад. Он так же выложен на указанном выше сайте не только в мр3, но и в виде текста..



------------------------------------------------------------

Протоиерей Георгий Митрофанов,
профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии,
член Синодальной комиссии по канонизации святых


Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры, уважаемые участники Круглого стола, дорогие гости!

Мне довольно сложно говорить в такой активной тональности - вызовы времени, проблемы. Потому что я хотел предложить вам размышления из сферы, связанной с деятельностью комиссии по канонизации святых. Тут тоже есть своего рода проблемы.
Церковный народ почитает подвижников, подвижники чудотворят, а священноначалие проводит канонизацию. И никаких проблем здесь вроде бы быть не может, но вместе с тем проблемы есть. И чем дальше, тем больше они проявляют себя. С с середины 90-х годов в синодальную комиссию стала стекаться информация о почитании святых церкви со всех епархий. И постепенно стало возможным делать выводы о том, как же церковное сознание проявляет себя в этой сфере. Эти выводы свидетельствуют об очень серьёзном неблагополучии в нашей церковной жизни даже в связи с почитанием святых.
Прежде всего, вы, наверное, обратили внимание, что есть более полутора тысяч подвижников, причисленных к лику святых. Подавляющее большинство, почти 1400, являются новомучениками. Но это в значительной степени спасение наше, потому что при прославлении мучеников, это и есть тип святости такого рода, не требуется в обязательном порядке широкое народное почитание и наличие чудотворений. Достаточно зафиксированного факта смерти за веру Христову и наличие благочестивой жизни. И благодаря, почти во всех случаях канонизации новомучеников, по крайней мере, не были допущены ошибки серьёзные. По крайней мере в сонме новомучеников не оказались весьма спорные личности.
Возникла другая проблема, я думаю вы все с этой проблемой столкнулись, вы её видите, не можете не видеть, что широкое народное почитание новомучеников в нашей церкви так и не возникло. Это неожиданный факт, в частности, для нас, членов комиссии. Пожалуй наиболее известные из них, хотя опять-таки не столь почитаемые, как может казаться, мученик, а правильней сказать страстотерпец ? это государь Николай II и члены его семьи. Что же касается других новомучеников, я думаю, многие из вас вынуждены будут признать, что не доводилось им увидеть Богослужений, в молебнах, совершаемых тому или иному новомученику. Или это бывает редко, в памятные даты. Причём в Москве значительно шире, чем в провинции.
Новомученики прославлены, но в церковном народе их подвиг не получает широкого резонанса и почему-то интереса, к ним мало молитвенно обращаются. В то же время обнаруживается нечто иное, когда мы речь заводим о других канонизованных или неканонизованных подвижников благочестия или даже вообще не подвижников, которых почитают. И вот здесь возникает вопрос: а кого и за что почитают. И прежде чем я приведу несколько выразительных примеров, я бы опять напомнил вам о том, что основанием для почитания всех подвижников благочестия и канонизации является наличие чудотворений и народное почитание. И вот здесь тоже возникают проблемы.
За эти годы в нашу комиссию приходило очень много информации о чудотворениях, причём нередко случаи чудотворений фиксировались вполне конкретно с точки зрения того, кто о них свидетельствует: конкретный человек, мирянин, мирянка чаще, монах или монахиня чаще. Предлагали нам примеры чудотворений, которые были в их жизни. Я бы тут мог очень много рассказывать вам очень смешных, если бы они не были так страшны, историй того, что у нас в церкви даже монашествующие воспринимают как чудотворение. Я не буду этого делать и приведу просто недавние примеры.
В основном люди повествуют о том, что во время панихиды, молитвы, обращённой к Богу по поводу того или иного неканонизованного подвижника, во время помазания елеем из лампады над его усыпальницей, у них проходят насморк, кашель, головная боль. Самое яркое для меня и на всю жизнь потрясшее чудотворение ? это у некоторой христианки улучшилось душевное состояние и даже появилось желание работать. Если бы мы отзывались на этого рода вызовы, то нам бы следовало ставить вопрос о канонизации Кашпировского и Чумака в первую очередь.
Мы обнаруживаем искреннее непонимание людьми того, а что же такое чудотворение, а что такое исцеление. Более того, в такого рода свидетельствах обнаруживается ещё одна характерная черта глубоко секуляризованного сознания. Не просто невежество, это просто другая мировоззренческая ментальная установка, поразительный эгоцентризм человека, когда каждый своё дискомфортное психологическое состояние, которое почему-то вдруг проходит в связи с посещением храма, человек рассматривает как чудо. Перед нами глубокая дезориентация людей в этом отношении, дезориентация, которая не проходит уже многие годы, не смотря на то, что ведётся какая-то катехизическая, миссионерская работа.
Что же касается чудотворений иного рода, не исцелений, то здесь не хотелось бы открывать тему этого православного "триллера", когда, предлагаются искусительные примеры откровений и озарений, которые впору исповедывать у духовника, но которые предлагаются как явления благодати Божией.
Теперь другая проблема, не менее существенная, это народное почитание. Здесь возникает вопрос: каков народ, который почитает того или иного умершего христианина. Я вспоминаю не печатные даже, а видеоматериалы, которые были присланы нам по поводу так и неканонизованного старца из южных епархий, в которых мы увидели огромное количество стеклотары с елеем с его могилы, которая раздавалась. И мы услышали очень интересный комментарий в этой видео кассете: исцеление от неё получают все - и православные, и мусульмане, и верующие, и неверующие, он просто исцеляет всех вне всякой связи с верой данного человека. Здесь мы сталкиваемся ещё с одним интересным явлением. Тот или иной умерший человек, христианин ценен не столько тем, как он жил, как он веровал и даже как он помогает людям, а ценен самим фактом сверхъестественного явления. И не важно на кого обращается это. Понимаете, то с чего начинались евангельские чудеса, вера тех, кто исцелял, и вера тех кого исцеляли в этих чудотворениях полностью отсутствует. Важно, чтобы это было массово, важно, чтобы это потрясало воображение.
В этом и похожих с ним случаях действительно можно констатировать почитание усопшего подвижника или даже греховодника в народе. Но в каком народе? Это нецерковный народ, а вы знаете, что нецерковный народ может почитать нецерковных "святых", а кого угодно. У нас эти примеры перед глазами. Кого только не почитают люди, забывшие Христа. Критерий почитания в народе должен сейчас быть скорректирован. Почитание того или иного подвижника воцерковлённого, способным христиански оценить тот духовный опыт, который связывает их с памятью того или иного умершего христианина. Но не менее интересной стороной является ещё один аспект почитания, кого предлагают нам в качестве подвижника благочестия. Вспомним такие имена как Иван Грозный, Распутин, Маршал Жуков... Важно заметить, что перед нами перечень лиц , которые связаны с государственной жизнью. Причём почитание приобретает поразительные формы.
Вывод, который можно сделать из этих явлений следующий: перед нами до предела секуляризованное массовое церковное сознание. Сознание, для которого утилитарно-магический подход к усопшим подвижникам, праведникам или даже греховодникам является исцеляющим. Важен факт и возможность исцеления но, не важно кто и зачем исцеляет
Ещё один аспект вот этой секуляризованной психологии в церкви, помимо потребительского и утилитарно-магического подхода здесь проявляет себя и другая сторона -тяга к сильной личности связанной с государством, будь то Иван Грозный, отлучённый от причастия, но яко бы оказавшийся тайным впрочем для Бога и самого себя, христианином; или Жуков; или покаявшийся тайно Сталин. Вот эта череда лиц свидетельствует по сути об одном. О желании рассматривать православную жизнь, православную веру как определённого рода цитадель новой, по сути дела, языческой псевдогосударственной идеологии, ибо подобного рода череда государственных деятелей, святых может уронить достоинство государства Российского, у которого было не мало достойных подвижников благочестия. Рассмотрим развитие и почитание праведного мирянина Фёдора Ушакова. Он уже давно превращён в "брэнд" военно-морских сил. Хотя речь шла о прославлении как праведного мирянина за 15 лет до кончины покинувшего свою службу и жившего, что было непривычно для его сословия дворянского, как настоящий православный праведник, проводивший многие годы в монастыре. Это забыто, появился новый покровитель.
И вот в этом проявляется, на мой взгляд, главное- глубокая секуляризованность нашего сознания. Восприятие нашей веры как ещё одной тоталитарной идеологии, которая должна помогать нам, православным, в обрамлении декларировать всё те же самые языческие, в данном случае скорее неоязыческие наши стремления, магические и геополитические. Но в этой поразительной подмене, даже почитание святых христианской веры, тоталитарной, политизированной идеологии и заключается одна из главных проблем нашей церковной жизни, которая является наследием того самого коммунистического прошлого, когда лжерелигия коммунизма определяла менталитет целых поколений

Автор: Юрий Белановский 26.06.2006 - 15:50

Предлагаем вниманию еще один доклад. Он так же выложен на указанном выше сайте не только в мр3, но и в виде текста..

------------------------------------------------------------

Протоиерей Дмитрий Смирнов,
председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами
и правоохранительными организациями Московского Патриархата


Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры,
уважаемые участники Круглого стола, дорогие гости!

Проблема, действительно, есть и она, мне кажется, зарыта довольно глубоко в силу того, что очень многие люди, которые тяготеют к Церкви, и даже церковные люди, недостаточно церковно образованы. Не только отсутствие знания догматики, не только незнание канонов Церкви, а просто такое элементарное невежество. Последнее время несколько лет участились случаи, когда в церковь приходят симпатичные такие молодые люди до 30 лет, у которых отсутствует и понятие, и чувство греха. Объяснить современному человеку, почему убивать людей нельзя, не представляется возможным.

Приходит человек на исповедь и говорит: "Вы знаете, я испытываю такую трагедию: от меня ушел любимый человек? Вернулся к своей жене". Это реальность.

И вот, вызовы времени. Несмотря на то, что наш русский народ, включая все сотни народов, которые его составляют, тяготеет к Церкви, и действительно Церковь для них ? это что-то такое святое, но даже объяснить, что такое "святое" человек не может. Как не может человек объяснить, зачем он пришел крестить своего ребенка, или зачем он хочет венчаться. Он не может объяснить, почему он не хочет рожать детей и так далее, потому что единственным воспитателем нашего народа сейчас является телевизор. Школа от этого устранилась, семья не может этим заниматься ? мама и папа на работе, улица немножко воспитывает, но больше, конечно, телевизор.

Так называемые ценности современного мира становятся достоянием, потому что они упакованы в очень красивые оболочки, и молодежь по сорочьему признаку ? то золото, что блестит ? их проглатывает. Это, к сожалению, становится таким кредо. Мне кажется, что это самый главный вызов. Поэтому борьба с врагами, я считаю, для Церкви совершенно необходима. Отец Петр, - это я в ваш огород кидаю булыжник. Но эта борьба должна быть конечно без булыжника, Церковь должна реагировать на эти вызовы и методично, без истерики разъяснять.

Нужно все время, постоянно, объяснять и объяснять, чтобы каждый желающий мог получить ответ о "нашем уповании". Но это не значит, что мы должны, как большинство протестантов, действовать все время против кого-то. Как, например наши русские адвентисты, которые все время против католиков выступают, католиков уже здесь нет, но у них вот такой пафос, потому что борьба с римским папой у них в догматику заложена. Мы должны это делать, конечно, по-другому.

Я думаю, что развитие должно вот в чем быть: нужна церковно-образованная молодежь, которая одержима пафосом миссионерства. Вот у меня был такой случай: пришли ко мне на приход две женщины симпатичные ? завуч и учительница, говорят, организуйте нам в школе воскресную школу и основы православной культуры. Я говорю: "Нет проблем, давайте организуем, пусть директор напишет мне письмо". Он написал, я тут же выделили человека, который только что закончил богословский институт. И говорю ему: "Вот, тебе ставится такая задача: ты хочешь быть священником, вот тебе поле, обрабатывай, посмотрим, что из этого получится". Он очень рьяно взялся за дело, через неделю ко мне приходит, докладывает, а еще через три дня приходит и говорит: "Все, стоп кран". Я говорю: "В чем дело?" - "Да у директора хватило ума пойти в департамент, а там ему сказали, что ты с ума сошел, ни в коем случае нельзя такое вводить". То есть, если бы директор просто начал бы это делать, никто бы и не спросил, ну взял на работу такого-то Петрова, кто там будет проверять, что это за человек, от Церкви или нет, а так все дело зарубили на корню. Но нужны люди, которые таким образом готовы благовествовать в этом мире.

Вы сами знаете, что большая часть священников, во-первых, к этому вообще не способна, во-вторых, у них нет возможности, потому что при современной жизни, у нас в Москве, например, это совершенно нереально, где всего 750 церквей на 10-миллионный народ. Нужно иметь недюжинное здоровье, чтобы хотя бы всех происповедовать, причастить, про поговорить я уже молчу. У нас в храме, например, бывает по 500-700 причастников, из них две трети пришли вообще в первый раз, понятно, о чем с ними нужно поговорить, тут нужны катехизаторы, которые бы этим занимались, причем не только в личных беседах. Нужно создавать радиопрограммы, Интернет-сайты по отдельным темам церковной жизни, вот например, создать сайт "Враги Церкви" с фамилиями, адресами, цитатами из выступлений, чтобы давать готовый материал, чтобы весь народ знать. Вы знаете, это очень эффективно. Причем этим можно заниматься, не выезжая с дачи, создавать замечательное пространство, и приводить миллионы людей, которые будут это воспринимать. И все это можно обыграть и сделать очень вкусно и интересно.

Основной вызов, как мне кажется, именно в этом: делателей недостаточно, и мы должны реагировать на все. На астрологию, к примеру, которой затоплены все средства массовой информации, и вообще на всякие явления этой жизни. И с помощью электронных СМИ это можно делать минимальными человеческими средствами.

С одной стороны Церковь наша ? 100 миллионов человек. Это живой организм, но он состоит из концентрических кругов, так задумано Господом. Первый круг ? это Сам Господь, второй ? Господь и Иоанн Богослов, любимый ученик, третий круг ? это Петр, Иаков и Иоанн, четвертый ? это 12 апостолов, пятый ? 70, шестой ? это еще 500 братий, о которых упоминается в Деяниях, вот и вся Церковь на тот период. Степень приближенности к Господу, воцерковленности, у всех разная. Поэтому, человек, только пришедший в Церковь, еще ничего не понимающий, но желающий креститься ? уже член Церкви. Можно спросить, что у него там в голове, он ответит: "Я считаю?", а дальше пойдет полный бред.

И вот нужно этих людей, во-первых, привлекать, но не какими-то фокусами, а реальным учением Церкви, которое будет представлено не в виде учебников прошлого века. Надо стараться найти то, на что они будут реагировать, использовать те образы, которые ему понятны. Ведь Господь именно такие образы и использовал: и про смоковницу, и про поле, и про рыбу. Он обращался к тому, что было понятно галилейским рыбакам, никакого новшества в этом нет. Любые два человека могут взять отдельную тему и начать ею заниматься.

У нас на приходе 15 лет назад был создан Центр "Жизнь" ? было два человека, теперь 100 с лишним филиалов по всей стране. И на это не было затрачено вообще ни рубли, кроме оплаты Интернета. Готовится материал, предлагается людям, если кто-то хочет над этим работать, пожалуйста, вот тебе готовая лекция, идеология, механизмы ? делай. И люди стали работать по всей стране, и настолько эффективно, что враги этого движения стали говорить, что нас американский Pro-life снабжает, и у нас миллионный бюджет. Никогда такого не было ? одни добровольцы, на зарплате вообще нет ни одного человека.

Теперь по поводу рейтинга Церкви, того, что ее как бы никто не слушает. Я вам скажу, что есть еще одна структура, которая очень авторитетна в нашей стране, 75 % рейтинг, это Путин, но его тоже никто не слушает. Я знаю массу документов с подписью Путин, "Решить вопрос", и все они канули во "втором эшелоне". Поэтому то, что Церковь никто не слушает, еще ничего не значит. Во-первых, в России все делается медленно ? русский человек "очень долго запрягает", но слово Церкви все равно должно быть сказано, в свое время оно обязательно дойдет.

Потом, по отношению к СМИ, всякие персонажи отечественного телевидения, они часто нечто такое высказывают и создают иллюзию общественного мнения, которое настроено за или против. Все эти, как замечательно сказал отец Андрей, "либерасты" блефуют постоянно. Почему? Они никого не представляют, они даже не могут в Думу пройти, у них нет денег на нормальное издание. Они каждый раз с помощью апломба создают себе имидж, на самом деле их никто не слушает. Однажды мы вместе с отцом Андреем поучаствовали в программе "Времена Позднера". После этого ко мне подходило по нескольку человек в день, и в целом их было человек 50. Выяснилось, что Владимир Владимирович у всех этих телезрителей, а они были люди разные, не только церковные, вызывает отрицательные чувства. Его внешний вид, интонация, акцент, его позиция нравственная, гражданская, любая ? все вызывает отторжение. А у него самого полная иллюзия, что он влияет на общественное мнение. Да, влияет, вызывая раздражение против либеральных идей. Он-то думает, что несет либерализм в массы, а на самом деле ? создает противодействие этим идеям.

Поэтому на то, что говорит СМИ, вообще не надо обращать внимания. И не надо думать, что нас никто не слышит, наоборот, именно нас хотят услышать и слышат. Да, сил в Церкви, несмотря на 100-миллионную полусонную массу, которая считает себя православными христианами, и активных людей не так уж много, но тем не менее, благодаря тому, что мы получили эту 20-летнюю свободу, этот шанс и время еще есть. И раз Господь дает это время, мы должны его использовать, что все время повторяет и Святейший Патриарх Алексий II, иначе история нам не простит. Мы должны максимально активизировать свои силы, и если мы не отдадим этому всю свою жизнь ? я именно к молодым обращаюсь, ? ничего не прося взамен, то ничего не выйдет. Потому что зажечь кого-то чем-то можно только в том случае, если ты этому отдаешь всю жизнь: живопись ли это, рок-музыка или футбол. Развитие, это мне кажется, миссионерский энтузиазм.

Спасибо за внимание.

Автор: osta 27.06.2006 - 7:42

А вот здесь можно прочитать обсуждение выступления протоиерея отца Димитрия Смирнова.
http://bytopisatel.livejournal.com/5690.html?view=75578#t75578

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)


Церковные суеверия

Пятница, 02 Июня 2006 г. 00:11 + в цитатник

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ns_file.cgi?5+12_5708

Церковные суеверия.
01/06/06

Некоторые мнения, высказываемые нашими посетителями, имеют прямое отношение к теме данной конференции.
Редакция.


В Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП прошла конференция "Церковные суеверия"

Традиционная склонность в России к суевериям, получившим особенно широкое распространение в последние годы, - явление известное. Впрочем, известное, наверное, по причине богатства языческих традиций многочисленных этносов огромной страны, которые веками перемешивались, что не прекращается до сих пор. Все-таки Россия не маленькая Эстония или Норвегия, где все бытовые поверья вращаются вокруг одного локального эпического предания. Однако кроме суеверий вообще существует у нас и такое уникальное явление, как суеверия сугубо церковные - то есть входящие в качестве составляющего элемента в одну из самых распространенных религиозных традиций - российское православие. Именно на эту составляющую "народной веры" и обратила недавно внимание РПЦ МП, что выразилось в специальной миссионерской конференции "Церковные суеверия", которая состоялась в Санкт-Петербурге 18 мая 2006 года. Материалы конференции, к сожалению, пока не опубликованы, и случится это, вероятно, не скоро. Но вопрос настолько интересен и даже колоритен, что обойти его вниманием было бы несправедливо.
Ясно, что церковные суеверия отличаются от любых других их сугубо религиозной "привязкой" и связаны с самыми распространенными в церкви обрядами - крещением, отпеванием, исповедью, елеопомазанием и т. д. Сюда же входят и "особые" представления о том, как надо воспринимать богослужение, как следует вести себя в храме и после службы. Что требуется обязательно делать до нее и после. Как "употреблять" огарки свечей, "троицкие букеты", куличи, засохшие просфоры, записки о поминовении. Что "полагается" делать с "крестильной рубашкой", что можно, а что нельзя после причащения и др.
Исповедь, например, часто трактуется как явно магическое действо, к которому тщательно готовятся. А именно, составляются обширные "списки грехов", после отпущения которых просят священника порвать бумагу, веря в то, что если именно он этого не сделает, то "грехи не отпустятся". После елеопомазания некоторые прихожане тщательно протирают лоб, чтобы спрятать затем ватку дома "за икону", которая от этого обязана продержаться "чудотворной" до следующего раза, когда будет засунута новая ватка, а старая сожжена. После отпевания все свечные огарки, которые не удается положить в гроб усопшего, надо обязательно закопать под деревом, чтобы "покойник, не дай Бог, не вернулся". К причастию часто подходят ради того, чтобы избавиться от недуга - в основном, желудочного свойства, "малокровия" и т. д.
Приблизительно так же относятся и к Таинству Крещения, к которому "прибегают от грыжи", "от сглазу", перед дальней дорогой. Крестильную рубашку младенцев либо привязывают к ним, опять же, "от сглазу", либо сжигают, чтобы хранить пепел на случай болезни. Кроме того, нередко совершенно серьезно обращаются в храмы "за вторым крещением", чтобы получить "тайное имя" или просто вылечиться от заболеваний. Некоторые верующие сообщают, что им уже удавалось креститься 2-3 раза, но приходят снова, потому что от болезни "не помогло".
Крестильные крестики с распятием настолько устойчиво воспринимаются ведущими "к несчастью", что, как сообщил профессор Алексей Осипов, теперь в производстве это обстоятельство приходится учитывать и изготавливать только "гладкие".
Церковное венчание тоже облечено многими условностями, которых придерживаются почти все, в том числе и воцерковленные верующие из традиционно православных семей. Считается очень важным, кто именно из брачующихся первым ступит на полотенце, кто во время венчания "увидит" (имеется в виду головокружение от непривычки долгого стояния и, как следствие, "круги в глазах"). Падение кольца во время обручения, легкое недомогание, спотыкновение, выпадение из руки свечи, касание венцом головы - все это "знаки", к которым верующие (и неверующие) относятся самым серьезным образом, что приводит иногда даже к прерыванию венчания.
Не менее распространены суеверные представления, связанные с отпеванием усопших. В частности, в последнее время в среде православных бытует убежденность, что отпевать покойников допустимо и вообще без участия священника. Надо просто получить в храме землю "для отпевания", а все остальное "можно сделать прямо дома", для чего приглашается несколько старушек, которые всю "операцию" и произведут.
Но подобным все не ограничивается, потому что в разряд суеверий (суетности, бессмыслицы) нельзя не поместить и массу разного рода искаженных религиозных представлений, которых, вероятно, столько же, сколько самих "суеверов". Они поддаются определенной классификации и объединяются в своеобразные группы.
Например, широко распространенная убежденность в том, что Иисус Христос, Матерь Божия и Николай Мир Ликийских чудотворец - это и есть Троица - суеверное представление, единое для всех, и других вариантов пока не существует. Зато св. Власию в этом отношении "повезло" гораздо больше - он и "для богатства", и "ему надо младенцев мужеского пола подносить", и, само собой, "от облысения". В специальное предназначение святых для всех случаев жизни верят почти все православные ? молятся таковым "от головы", "от бесноватости", "для ученья", "для родов".
Священник Александр Дягилев, выступавший на конференции, отметил, что недавний "крестильный бум", в результате которого и стали возможными грандиозные показатели статистики о распространении в стране православного вероисповедания, имеет и оборотную сторону. Приближенно, лишь каждого 50-го из крещеных в храме, можно считать условно воцерковленным. Причем невоцерковленностью в данном случае следует считать едва ли не абсолютное, то есть полное отсутствие каких-либо религиозных представлений и при этом, чаще всего, неверие вообще. Понятно, что иначе это не назовешь, потому что половина крестившихся "твердо не верят" во Второе Пришествие и Воскресение, Благодать Божию, а то и в Господа вообще, тогда как остальные "допускают" или "сомневаются". Зато почти все крестившиеся (и некрещеные) верят в существование рая и ада, телегонии, а также нечистой силы, не говоря уже об опасности сглаза и колдовства, действенности заговоров для детей, сделанных самими родителями по "ведомым бумажкам".
Широко распространена и пользуется большой популярностью практика обращения к так называемым "старцам". Откуда они берутся, определить трудно, но народная тропа в "скиты" и просто монастыри, а то и на квартиры, несмотря на увещевания священнослужителей, не зарастает. Старцы, как правило, делятся на группы "молитвенников" и "прозорливых", первые из которых особенно многочисленны. О причине этого догадаться нетрудно: "прозорливость" все же требует определенного таланта. Но главное, что "старцев" усердно разыскивают и "передают из рук в руки" сами православные, организовывая им широкую рекламу, обеспечивая клиентуру. На конференции отмечались даже случаи расклейки объявлений в некоторых отдаленных монастырях с указанием адресов, по которым надо обращаться, чтобы удостоиться аудиенции у какого-нибудь "чудотворца".
Нередко бывает, что эти "старцы" отчитывают, "изгоняют бесов", "отмаливают порчу" и т. д. Особо популярны такие "молитвенные услуги", как избавление от наркомании, алкоголизма и курения. Кроме того, на отчитку к "чудотворцам" ездят не только откровенно страждущие, но и ничем не хворающие - на всякий случай. Интересно, что иногда между "старцами" обнаруживается связь, и если у одного что-то не получается, то он рекомендует своего более опытного коллегу.
Обсуждалась на конференции проблема "прикладного" изготовления и использования икон. Немалой популярностью, например, пользуются иконы таких "святых", как Гришка Распутин, Иоанн Грозный, разного рода неопознанных "старцев" и "прозорливцев". Впрочем, это явление известно давно, и самостийной "канонизации" уже подвергались разные деятели, вплоть до вождя мирового пролетариата. Однако в последнее время появились и столь неожиданные "святые", как ...Игорь Тальков, Влад Листьев, Дмитрий Холодов и другие.

Итоговый документ миссионерской конференции "Церковные суеверия". Санкт-Петербург, 18 мая 2006 г.
--------------------------------------------------------------------------------

Мы, собравшиеся на миссионерскую конференцию клирики и миряне Санкт-Петербургской епархии, заслушав и обсудив ряд докладов, касающихся суеверий в среде православных верующих, пришли к следующим выводам:
1. Суеверия, как правило, основаны на ложных представлениях о Боге и Святой Церкви, на искаженном понимании православного богословия и церковных канонов, на языческих предрассудках, обрядоверии и ложном мистицизме.
2. Проблема околоцерковных суеверий напрямую связана с низкой церковной культурой нашего общества, с отсутствием подлинной веры и подлинных знаний, на место которых внедряются оккультные суррогаты "массовой культуры" или псевдоправославные вымыслы.
3. В связи с этими причинами, получают распространение в церковной среде такие явления, как младостарчество, нагнетание апокалиптических настроений, распространение расколоучительной литературы, самочинные крестные ходы, "канонизации" и "прославления" сомнительных исторических персонажей, тиражирование новонаписанных неканонических икон, акафистов и т.п.
4. Многие из вышеперечисленных явлений пропагандируются через нецерковные СМИ и на православных выставках-ярмарках, ежегодно проводимых в Санкт-Петербурге.
В связи с вышеизложенным, мы предлагаем:
1. Клирикам и мирянам настоятельно напоминать всеми возможными способами о необходимости воцерковления, церковного образования и самообразования всех крещенных в православие жителей Санкт-Петербургской епархии.
2. Рекомендовать отцам настоятелям учреждать в храмах консультационные пункты в воскресные и праздничные дни для первичных катехизических бесед с невоцерковленными людьми и для профилактики суеверий в церковной среде. Назначать для этих целей консультантов из числа благочестивых, воцерковленных и образованных прихожан.
3. Во исполнение решений Архиерейского собора 2000 года, просить священноначалие применять меры церковного прещения к издателям и распространителям расколоучительной литературы, самочинных икон, акафистов, молитв, искушающих невоцерковленных мирян.
4. Просить Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского назначать "Выставочные комитеты" с определенными полномочиями из числа клириков и представителей православной общественности для наблюдения за работой православных выставок-ярмарок, проводимых в городе, как это предлагал Святейший Патриарх Алексий II.
5. Просить Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского рассмотреть вопрос о введении на епархиальном уровне института духовной цензуры. Таким образом, ни одна книга, напечатанная без благословения правящего архиерея, не может считаться церковной, ни одна самочинно появляющаяся икона не может предлагаться для общецерковного прославления и поклонения. Просить также Владыку митрополита об издании соответствующего циркуляра, обязывающего настоятелей храмов не принимать в церковные лавки литературу без благословения священноначалия и вести разъяснительную работу среди прихожан.
6. Издавать ежегодный индекс литературы, рекомендуемой для катехизации и духовного самообразования.
Принято единогласно всеми участниками конференции.

Санкт-Петербург, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, 18.05.2006.

1.06.06





Процитировано 1 раз

Святитель Николай

Вторник, 23 Мая 2006 г. 01:18 + в цитатник
Из проповеди...

"Мы часто обращаемся к святителю Николаю во всех наших обычных, повседневных нуждах. И знаем, как быстро он подает помощь. А вот многие ли из нас хоть раз просили его даровать нам те качества, которыми обладал он сам? Часто ли мы просим его помощи в том, чтобы нам самим стать милосерднее, отзывчивее. Чтобы нам научиться оказывать милость нашим близким, быть ревностнее в вере..."

Слова привела не дословно, только как удалось запомнить. Но мысль именно такая...

Прошлогоднее

Вторник, 07 Марта 2006 г. 00:24 + в цитатник

Первый день Великого Поста. Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на Канон Андрея Критского. Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб.

Темные облачения священника, синие лампадки у икон – все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается.

Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. …Господи, помилуй мя падшего (кондак понедельника)

Псалтирь читается много, знакомые слова перемежаются с менее знакомыми, чтецы меняются, кто-то присел и уже подкатывает дремота. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами.

Выходит на амвон священник и читается удивительная молитва святого Ефрема Сирина.

 

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

(А.С.Пушкин)

 

И земные поклоны делаются легко (о, где эта легкость во время домашней молитвы!), и слова молитвы глубоко проникают в душу. Эту молитву нельзя не понять. Церковнославянский язык не всегда бывает понятен со слуха, но эта молитва не нуждается в переводе.

В дни поста она многократно повторяется на каждом богослужении, и каждый раз отзывается внутри по-новому.

Непривычно – утреннее богослужение без Литургии. Ощущается какая-то неполнота. И эта неполнота  показывает нам, какое великое мы имеем утешение, когда Литургия может совершаться каждый день. Сейчас не так. Пост. Время покаяния.

Служба заканчивается в первом часу дня, начавшись в половине восьмого утра. В какой-то момент, еще во время службы, вдруг приходит провокационная мысль о еде. Отгоняешь ее, пытаешься молиться. Господи, помоги мне!

Легкий завтрак. Нет, поститься до захода солнца - не по силам.

Наступает вечер. В храм собирается много людей. Свечи в руках – с бумажными «юбочками», чтобы воск не капал на пол. Строгий мужской хор. Сегодня первый день читается Великий Покаянный Канон. После короткого начала звучит первый ирмос канона – «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися»,  потом особым, постовым напевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И священник начинает чтение Канона.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…»

После шестой песни все опускаются на колени. По всему храму мерцают огоньки свечей. «Душе моя, душе моя! Покайся, что спиши, конец приближается…» Господи, как же научиться каяться? Хочется так и стоять до конца на коленях, но и на это сил нет.

Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата.  Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает. Можно немного расслабиться. Главное – не заснуть. Монотонное чтение убаюкивает, но вот оно сменяется дивным пением. Как же здорово поют братья! И снова молитвы с земными поклонами. Господи, хорошо-то как!

Такая радость от этих первых служб, что не получается себя настроить на покаянное настроение. Хочется улыбаться, хотя кому-то это может показаться странным.

Какое счастье – провести эти первые дни Поста в храме. Вечером, дома валишься с ног, в храме иногда почти спишь, но уходить не хочется!

 


Дневник iAnders

Понедельник, 31 Октября 2005 г. 20:15 + в цитатник
Проба пера и клавиатуры


Поиск сообщений в iAnders
Страницы: 2 [1] Календарь