Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
В XI веке флорентийские мастера Лукка делла Робиа и его преемники стали покрывать свои изделия молочно-белой непрозрачной глазурью, получившей название майолики (от балеарского острова Майорки, или Мальорки, откуда были отправлены первые партии изделий). Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась она в синий цвет кобальтом, в зеленый — медью, в фиолетовый — марганцем. Все изделия мастера обжигали дважды: перед глазурованием на слабом огне и после покрытия их глазурью — на сильном.
Сейчас плитка майолика делается из песчаной глины, содержащей оксид железа и карбонаты методом прессовки, затем обжигается. Следующим этапом на неё наносится глазурь и идет второй обжиг в печи. Двойной обжиг обеспечивает очень красивую, ровную поверхность майолики и исключает появление мелких трещин.
Голландская майолика
Неповторимый дизайн традиционной голландской плитки ведет свою историю с конца XVI в., когда в Голландии были построены первые мануфактуры по производству плиток и изразцов. В 1570-х годах плитку начали делать в северной голландской провинции Фрисландия. Некоторые фабрики, возникшие в то время, продолжают производить плитку и по сей день, и являются одними из старейших не только в Голландии, но и во всем мире.
Голландская плитка - одна из самых известных в мире. Ей отделывались интерьеры по всему миру, ее покупали в Нидерландах в огромных количествах, ее пытались копировать. В самом начале XVIII в. князь Меньшиков построил в Стрельне фабрику по образцу голландских, где русские мастера делали плитку не хуже заграничной. Такой плиткой отделан дворец Меньшикова в Санкт-Петербурге. Во дворце есть уникальные комнаты, где плиткой отделаны не только печи, но и стены, и даже потолок! На отделку этих помещений ушло без малого 30000 плиток. Таких интерьеров нет больше нигде. Даже в Голландии, откуда и пошел обычай такой отделки, выполнялись только невысокие изразцовые панели или вставные композиции на стенах.
Итальянская майолика
Для итальянской майолики были характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись – по непрозрачной глазури или (т.н. полумайолике) по белой обмазке под прозрачной глазурью, высокую температуру обжига выдерживали сине-зеленые и желто-коричневые тона, что и обусловило характерную красочную гамму итальянской майолики. В Фаэнце использовали мелкие узоры на широких плоских бортах на синем фоне. В изделиях Сиены преобладали крупные формы красочных гротесков на всей поверхности. В Урбино мастера создавали орнамент мелких гротесков на молочно-белом фоне. Итальянская майолика почти никогда не использовалась для бытовых целей. Покрытые блестящей глазурью, украшенные яркой росписью блюда, кувшины, вазы выставлялись на открытых полках поставцов, на шкафах и столах, дополняя убранство интерьеров.