-Видео

 -Я - фотограф

Я и сыны Якутии. Награждение за якутскую вертушку.
1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Huhrigina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2018
Записей: 552
Комментариев: 70
Написано: 1580


Война сов и ворон. Панчатантра и Махабхарата.

Суббота, 30 Марта 2019 г. 12:38 + в цитатник

 

В Панчатантре есть глава названная "Война ворон и сов" 

Панчатантра, "Художественная литература" 1989, перевод И. Серебрякова, перевад стихов Алева Ибрагимова.

"Вчерашним врагам доверяться не след.

Друзьями не станут носители бед.

Вороны спалили гнездилище сов,

Извечных своих ненавистных врагов.

Вот как это случилось:

Есть в cnране Дакшинатья город Махилоропья. В его окрестностях высится ветвистая смоковница. В её тени находили прибежище многие птицы. Жил там со своими многочисленными подданными и повелитель ворон Мегхаварна -- Чёрный как грозовая Туча. Вместе с подданными он постоянно защищал своё укрытие от недругов. Невдалеке, в горных расщелинах, жил со своей свитой и грозный повелитель сов -- Аримардана -- Попирающий Врагов. Поддерживая древнюю вражду, властитель сов часто нападал на ворон. Нападёт, разорит гнездо -- и сразу прочь. В конце концов ему удалось по одной изгнать всех ворон со смоковницы."

 

Мегхаварна созывает совет, чтобы решить, как действовать.

Слово держит советник Сандживин (высокопарящий):

Бесплодная это затея --

С врагом заключать договор.

Хотя и присыпанный пеплом,

Всё тлеет и тлеет костёр.

Нельзя забывать, что враг наш безмерно жесток, одержим алчбой и лишён всякого понятия о справедливости (очень похоже на описание асуров в Махабхарате).

Могущественный враг, следует заметить, не ищет себе никаких оправданий (победителей не судят)

Где сила бессильна, там должно

Прибегнуть к обману. Так Бхима,

Одевшись девицей, с Кичакой

Расправился неустрашимо (интересная подробность про Бхиму. Он ещё и переодевался девушкой.)

Как славить владыку, чьи земли

В обилии не орошали"

Ни кровь супостатов, ни слёзы

Супруг в беспредельной печали? ( смотрите Стри праву Махабхараты)"

 
Далее речь держит советник Стхирадживин. Он советует прибегнуть к лицемерию и ещё излагает учение о тиртхах, которое Нарада изложил Юдхиштхире. Эту часть Панчатантры у меня можно найти здесь же, на ли/ру. Он предлагает лицемерие и вероломство, как самые верные средства.
"На глазах у вражеских соглядатаев, понося меня самыми грубыми, бранными словами, ощипай мне крылья, обмажь меня кровью, а сам со своими приближенными удались на гору Ришьямунга. Я же постараюсь войти в доверие к совам, разведаю, что там, внутри их крепости, потом, в самый разгар дня, года совы слепнут, я отведу тебя туда вместе со всей стаей. Полагаю, нет другого способа. Врагов, засевших в крепости можно перебить полностью только в том случае, если им некуда бежать.
 
Лишь то укрепление надёжно,
Откуда есть ход потайной.
Твердыню без хода такого
Уместно считать западнёй"
 
(На мой взгляд очень мудрое речение. В отношении семьи. Женщинам всегда стоит помнить эти слова о западне, когда они планируют замужество)
 
Cовы прилетели к смоковнице и застали там избитого и покинутого Стхирадживина. Кстати, Стхирадживин был уже в преклонных летах, потому что повелитель ворон, Мегхаварна, Чёрный как грозовая туча, обращался к нему, употребляя слово "отец".
Итак, Стхирадживин вошёл в доверие к грозному Аримардане, попирающему врагов. Старый ворон рассказывает историю, будто бы он отговаривал царя ворон от нападения на сов, за что был предан опале и чуть не убит. Он попросил царя сов отнести его в свой лагерь:
"-- Я преподаю к твоим стопам. Пожалуйста, помоги мне добраться до твоего стана, ибо я изнемогаю от ран, а уж я отомщу за себя: сделаю так, чтобы ни одна из этих ворон не уцелела".
Аримардана выполнил просьбу старого ворона. Однако, один из советников царя сов, Ракткашака (кровавоглазый) был против такого легкомыслия и советовал своему господину немедленно умертвить главного вражеского советника.
 
Врага истребить торопись,
Покуда он слаб и устал,
Чтоб сил не набрался, смотри,
И неодолимым не стал.
 
И в подтверждение своих слов приводит историю о змее. 
Надо сказать, что герои сказания о Воронах и Совах, как и герои Панчатантры вообще, постоянно рассказывают поучительные истории о различных животных, насекомых и людях, что безусловно роднит Панчатантру с Махабхаратой, которая также пестреет многочисленными "вставными" историями.
Прочие же советники Аримарданы советуют сохранить пленнику жизнь, не желая совершать жестокости, не желая губить доверевшегося и рассчитывая на то, что с помощью старого ворона смогут узнать уязвимые места противника.
Видя такую глупость Рактакшака вместе со своими родичами отселился от прочих сов и отправился в другие края.
Его уход очень обрадовал Стхирадживина. "Какое великое благо, что этот Рактакшака покинул крепость. Уж больно остёр его ум, а все прочие совы -- тупицы! Повезло мне, что и говорить! Не зря ведь молвлено:
 
Погибнет -- и скоро -- владыка,
Советников нет при котором --
Разумных, способных проникнуть
В грядущее мысленным взором.
 
Кто другом врага почитает,
А друга --  врагом, кто худое
Возлюбит, а благо отвергнет, --
Тот будет погублен судьбою.
 
Так поразмыслив, стал он каждый день. приносить к своему гнезду (которое располагалось у входа в крепость сов) по веточке, дабы спалить крепость врагов.
"Мало-помалу у входа в совиную крепость собралась целая груда хвороста. Однажды днём, когда совы, как известно, утрачивают способность видеть, Стхиравиджин слетал на гору Ришьямукха и доложил Мегхаварене, что всё готово для сожжения вражеской крепости.
Царь ворон собрал всех своих подданных и полетели они к вражеской твердыне. Каждый бросил по горящей веточке на груду хвороста у ворот крепости, вот тут то слепнущие днём и вспомнили предостережение Рактакшики. Они все разом кинулись к выходу, но сбившись в плотную кучу, так и на смогли выбраться наружу и погибли в своей твердыне, как в раскалённом горшке. Истребив таким образом всех недругов, Мегхаварна вернулся на смоковницу. Усевшись на трон, объятый безмерным ликованием Мегхаварна спросил своего старейшего советника, как ему жилось среди заклятых врагов.
Ответ был следующим:
 
Кто предан добру всей душой,
Любое претерпит лишенье, 
Чем, хоть на мгновенье пойдёт
К проклятым врагам в услуженье.
 
Как ты ни могуществен, как ни умён,
Но если прикажет судьба,
Ты будешь общаться с врагами, чья речь
Твой слух оскорбляет, груба.
Сам Бхима, воитель великий и тот, 
Судьбою поверженный в прах,
Мешалкой орудовал и кочергой
У матсьев в простых поварах.
 
Сам Арджуна, путь пролагая к успеху,
Хоть горько в душе оскорбясь,
Своим ненавистным врагам на потеху
Пуститься был вынужден в пляс.
 
Признаться, никогда и нигде не приходилось мне видеть подобного сборища глупцов. Единственный мудрец среди них -- знаток шастр Рактакша. Только он смог разгадать мой тайный умысел. Остальные же советники лишь бессовестно извлекали выгоду из своих должностей.
 
ведь говорится:
 
Опасен слуга перебезчик: 
Он связь сохраняет с врагом,
Ему соглядатаем служит,
Прикидываясь простаком"
 
Но заканчивается повесть о войне Ворон и Сов рассуждением о могуществе Времени и превратностях Судьбы:
 
Скитаться был вынужден Рама великий, 
Унижен и попран был Бали,
Все Вришни погибли, и жили Пандавы
В изгнаньи подвергшись опале.
Повержен был Ланки правитель, который 
Не знал поражения до толе.
Бог Времени -- Кала -- всевластен,
Кто может 
Его воспротивится воле?!
 
Где славного Рамы отец, Дашаратха,
Друживший с Царём над Богами?
Где Сагара, гордый правитель, который
Сковал океан берегами?
 
Где Ману, сын Сурьи? Где ВАйнья, из длани
Отца сотворённый властитель?
Бог Времени очи сомкнул им. Сокрылись,
Покинув земную обитель.
 
Где Мандхата, царь, трёх миров украшенье?
Где ныне, увенчанный славой,
Нахуша? Сатьяврата, Истине Верный?
И сведущий в шатрах Кешава?
Где все, что на троне могучего Шакры
Сидели, где их колесницы?
Бог Времени -- Кала -- вознёс их и тут же
Низверг мановением десницы.
 
 
Какие выводы можно сделать из данного текста.
Безусловно, это глава Панчатантры имеет прямое отношение к Махабхарате. "Война ворон и сов" это по сути изложение событий либо всей войны, либо какого то отдельного её эпизода.
Вражда между совами и воронами начинается из-за соперничества за власть над птичьим народом. Филин должен был получить верховную власть, но происками Ворона это не случилось. С тех пор повелась вражда, закончившаяся сожжением совиной крепости.
Имя Ворона означает "Темнее грозовой тучи". Вообще то это эпитет Кришны. Но возможно, это действительно Двайпаяна.
Царя сов назвывают "Попирающий врагов" . Имя кшатрия, стало быть. 
Противостояние кшатриев и брахманов?
Кто знает?
Ясно одно, вороны побеждают с помощью "засланного казачка"
Ослепшие днем, незрячие совы (реальные совы не теряют зрения в дневное время) оказываются в пылающем котле, откуда гнет запасного выхода и гибнут все до единой. Кроме одного рода, который предчувствую кровавую развязку, ушёл в другое место.
Вражда Васиштхи и Вишвамитры?
 
Метки:  

Соккар   обратиться по имени Суббота, 30 Марта 2019 г. 19:14 (ссылка)
"Так Бхима,

Одевшись девицей, с Кичакой

Расправился неустрашимо"

Очень интересно... Следовательно, существуют или существовали такие варианты эпоса, где Бхима переодевался в женские одежды.
Вот не только Арджуна носил женские наряды:-)))
Ответить С цитатой В цитатник
Slav_Joker   обратиться по имени Среда, 03 Апреля 2019 г. 12:05 (ссылка)
Хорошего дня
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку