Впечатление, которое о Вас составят инвесторы на презентации проекта или партнеры на деловом ужине, нельзя будет произвести во второй раз.
Знание основ бизнес-этикета, например, как правильно представиться, участвовать в диалоге или вести себя за деловым обедом, может сыграть важную роль в отношении к Вам коллег и клиентов.
Именно поэтому мы решили кратко обрисовать основные правила бизнес-этикета, которые помогут Вам соответствовать ожиданиям партнеров и добиться успеха...
Основные принципы делового этикета
Существует пять основных принципов поведения в бизнес-среде: позитивность, разумный эгоизм, предсказуемость, статусные различия и уместность.
Позитивность означает то, что при общении с коллегами Вы будете стремиться создать приятное впечатление. При создании позитивного образа имеет значение все: жесты и позы, рукопожатие, интонации, одежда и выбор парфюмерии. Например, если Вы при разговоре будете держать руки в карманах, это может навести Вашего собеседника на мысль, что Вы неискренни.
Второй принцип бизнес-этикета, принцип разумного эгоизма, играет очень важную роль в восприятии Вас, как предпринимателя. Разумеется, необходимо уважать мнение собеседника, но соглашаться с ним во всем – не выход. Еще французские просветители утверждали, что человек имеет право бороться за собственные интересы, поэтому помните о принципе разумного эгоизма.
Предсказуемость в бизнес-этикете означает то, что в деловом общении уже выработаны определенные модели поведения, что позволяет избежать неловких ситуаций. Например, заранее известно, что начало встречи с новым для Вас человеком пройдет по следующей схеме: приветствие, представление, обмен визитками. Однако, не все так просто, и правила этикета детализируют каждую из этих процедур.
Принцип статусных различий напоминает о том, что в бизнесе все занимают разные ступени, и это также предполагает определенные правила общения, в том числе между начальниками и подчиненными. При встрече с руководителем первым, как правило, здоровается подчиненный, будь то мужчина или женщина. Также подчиненные должны пропускать вперед начальников и их посетителей при открытии двери лифта.
Уместность в бизнес-этикете означает соответствие манеры поведения и даже одежды каждой конкретной ситуации. Остановимся на этом подробнее.
Внешний вид делового человека
Аккуратность в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, умением ценить своё и чужое время. Неопрятность – синоним суетливости, забывчивости. Признанной одеждой бизнесмена, будь то мужчина или женщина, считается деловой костюм, поэтому одеть на встречу с клиентом или официальный прием джинсы или спортивную обувь считается неприличным.
Вот несколько правил ношения деловых костюмов:
- Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. Цвет делового костюма, в особенности зимой и ранней весной не должен быть слишком светлым. Наиболее распространённые цвета - тёмно-синий, тёмно-серый, чёрный
- Рубашка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если её манжеты видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5 - 2 см. Лучше всего подобрать рубашку, на которой нет нагрудных карманов
- Если вы надели костюм, всегда надевайте галстук. Завязанный галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня. Галстук должен быть светлее костюма и темнее рубашки
- Никогда не сочетайте костюм со спортивной обувью или сумкой спортивного типа. Эти вещи несовместимы по своему предназначению.
Несколько сопутствующих советов:
- Всегда держите выходной костюм в полном порядке. Это же относится к обуви, носкам, запонкам.
- В официальной обстановке пиджак должен быть застёгнут. Полностью расстегнуть его пуговицы можно во время ужина или сидя в кресле театра. Вставая, необходимо застегнуть пиджак на верхнюю пуговицу.
- Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
- Имейте при себе два носовых платка. Первый, "рабочий", должен находиться в кармане брюк. Второй – всегда абсолютно чистый – во внутреннем кармане пиджака.
Выделим несколько особенностей делового образа женщины:
- Повседневная одежда деловой женщины – платье или деловой костюм (шерсть, твид, полотно).
- Одежда деловой женщины не должна отвлекать собеседника от разговора. Поэтому не рекомендуются мини-юбки, глубокие вырезы, яркие цвета.
Наиболее удачные цвета - темно-синий, светло-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, светло-синий. Красное платье следует одевать только на многолюдных мероприятиях чтобы выделиться.
- Днем и летом лучше одевать платья наиболее светлые, вечером и зимой - темных тонов.
- Если женщина выбрала юбку или платье, то непременным правилом делового этикета является наличие колгот телесного цвета в любую погоду. Грубейшей и частой ошибкой является летом их отсутствие.
- Золотое правило при использовании духов - умеренность. Мэри Энн Сабат, автор книги «Бизнес-этикет», пишет: «Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись».
Правила деловой встречи
В бизнес-этикете сущестсвует «протокол первых секунд», который включает приветствие, представление, обращение и рукопожатие. При приветствии первым подает руку старший по возрасту или статусу. Но должен ли мужчина подавать руку женщине для приветствия? На деловых встречах - да, причем и при приветствии, и при прощании.
Деловой этикет не учитывает половых различий: мужчины и женщины равны и воспринимаются как бизнес-партнеры. Рукопожатие всегда делается правой рукой, исключения не делаются даже для левши.
При знакомстве, наоборот, младший представляется старшему, человек с более низким положением - вышестоящему. На переговорах функцию представления берет на себя хозяин встречи. И здесь всегда мужчин представляют женщинам в первую очередь. Когда представляют мужчину, он должен встать. Женщина поднимается с места только при знакомстве с почтенной дамой или с мужчиной значительно старше и выше ее по статусу.
При представлении принято называть свои имя и фамилию и вручать собеседнику визитную карточку. Пусть с Вами всегда будет максимальное количество визиток, ведь отговорки вроде «Ой, я забыл сегодня свою визитницу» идут не в пользу вашего делового имиджа. Получая визитку, необходимо внимательно, но быстро рассмотреть карточку и обязательно произнести фамилию, имя или должность ее владельца.
Итак, если деловая беседа успешно началась, самое время для продуктивного диалога с собеседниками. И здесь деловой этикет напоминает о том, что нужно внимательно выслушивать собеседников, не пренебрегать их предубеждениями, избегать недоразумений и неверных толкований, быть вежливым и дипломатичным.
Советы по оформлению визитной карточки
Существуют различные инновационные идеи в области оформления визитных карточек, а советов, как надо и как не надо оформлять, слишком много. Обратимся к рекомендациям известного специалиста в области networking (налаживание связей) Дарси Резака. В частности, он в своей книге «Связи решают все» советует тестировать свою карточку на два пункта:
– тест на читабельность: можно ли прочитать текст на Вашей визитной карточке при недостаточном освещении;
– тест «В тридевятом царстве» – будет ли Ваша визитная карточка адекватно воспринята представителями другой страны или культуры.
Также Дарси Резак приводит основные положения при разработке дизайна визитки:
- Самая важная составляющая визитки – это ваше имя. Выделите его жирным шрифтом, чтобы было легче прочитать, убедитесь, что интервалы между буквами достаточно большие – в противном случае буквы могут слиться.
– Укажите вашу должность и род занятий, если считаете, что это поможет окружающим понять, чем вы занимаетесь и в чем можете быть им полезны.
– Чем больше контактной информации в визитке, тем лучше
– Используйте обе стороны визитной карточки. Обратную сторону вполне можно сделать цветной, разместить там информацию о веб-сайте компании, ее рекламный слоган, список наград или товаров и услуг, предоставляемых компанией
– Пусть на визитке останется свободное пространство, не загромождайте ее всю.
– Используйте не больше двух видов шрифта (не считая того, который на логотипе).
– Убедитесь, что текст выровнен строго по полям.
– Выбирая материал, просмотрите несколько образцов: бумага может отличаться по толщине. Остановитесь на плотной: тонкая может выглядеть дешево.
– Попробуйте поэкспериментировать с цветом и формой – именно они в первую очередь делают карточку запоминающейся.
Если вы ничего не смыслите в дизайне, формате и шрифтах, обратитесь за помощью к профессионалу.
Этикет за обеденным столом
Довольно часто деловая встреча происходит за обедом. И в этом случае также важно не уронить честь делового человека.
Можно считать, что этикет делового обеда начинает проявляться еще во время приглашения. Первым делом надо понять, где и каким образом ваш деловой обед будет проходить. Принято отправлять письменное приглашение на обед с указанием времени, места, дресс-кода – и письменно же отвечать: «Спасибо, буду». Если Вы пригласили клиента или партнера на обед, то и в ресторане должны себя вести так, как будто принимаете гостя у себя дома, чтобы тот чувствовал себя максимально комфортно.
Что касается меню, во время бизнес-ланча возможны два варианта: либо предлагается набор блюд, не предусматривающий свободы выбора, либо каждый заказывает для себя из меню все, что угодно. Если вдруг на деловом обеде Вам подают блюдо, которое вы не можете есть, потому что здоровье не позволяет, ни в коем случае нельзя на весь стол заявлять: «Я не буду это есть, потому что у меня язва!» Говорить в обществе о своих болезнях не принято. Максимум, что можно, – тихонько сказать об этом официанту.
Заказывая блюда, двигайтесь по меню логически: холодные блюда, потом горячие, потом десерт. Десерт вообще обычно заказывают в конце обеда, когда уже съедены основные блюда. При этом неприлично есть десерт, запивая чаем. Десерт – самостоятельное блюдо и из напитков может сопровождаться только десертным вином. Чай или кофе пьют уже после десерта.
Начинать есть все должны одновременно и заканчивать трапезу надо также в одно время с главным человеком за столом. Если он сложил приборы, вы делаете то же самое, даже если еще не все съели.
В случае обеда с фиксированным меню, приборы обычно лежат в порядке очередности – от края к тарелке. Если Вы заказали мясо, а ранее лежал нож для рыбы, его должны заменить. На деловом обеде не принято пить и закусывать – принято есть и запивать. Неуместно чокаться, достаточно просто поднять бокалы, выказывая свое почтение. Пить водку и заедать ее оливье – тоже не совсем деловой формат. Лучше заказывать вино.
Сидя за столом прямо, Вы произведёте хорошее впечатление на собеседников. Руки можно держать на коленях или на столе. Не ставьте локти на стол во время еды.
Если вы уронили кусочек пищи, поднимите его, пользуясь столовым прибором, и положите на край стола. А беседовать лучше на приятные и не ведущие к противоречиям темы.
Когда официант принес счет, лучше, если каждый платит за себя, чтобы не возникало двусмысленностей и неловкостей. Но иногда бывает, что платит приглашающий.
В целом, соблюдение правил бизнес-этикета активно входит в обиход российских компаний в последние годы. Сегодня очень модно торжественно готовится к приему зарубежных гостей, изучая тонкости делового этикета родной страны партнеров. Однако, любой человек, тем более, начинающий предприниматель, должен начинать с себя.
На основе уважения своих клиентов и партнеров, соблюдения временных регламентов, вежливого обращения с коллегами, Вы сможете построить отличную бизнес-репутацию, а освоить расположение приборов за деловым обедом вовсе не составит труда при возникновении такой необходимости.
Удачи Вам!