Отсчет хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию.
Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то об этом остаётся только догадываться.
Древнегреческий историк Геродот, наверно, не стал бы "отцом истории", если бы он не уделил должного внимания роли женщин в истории и, в частности, их дуэлям. Но вначале он описал не собственно ДУэль, а битву одной толпы разъярённых девиц с другой, не более мирной. Он описывал не просто рядовой случай, не конкретную драку, а целый обычай, существовавший в одной из греческих провинций: собиралась толпа девушек, и они свирепо дрались между собой на палках ( прообраз современных боёв без правил). Этот обычай напоминает нам о том, что такие драки имели место задолго до рождения "отца истории".
Другой достаточно древний мужчина -- древнеримский писатель Аммиан Марселлин так испугался самой мысли о женских потасовках, что написал: "У галлов жены даже сильнее своих мужей — они дерутся кулаками и ногами, а также с оружием сражаются с другими женщинами и с мужчинами". Возможно, он стал, совершенно случайно, свидетелем плановой "воспитательной беседы", которую любящая жена проводила с
неверным ей, оконфуженным мужем и подвернувшейся ей под горячую руку его скромной любовницей. Конечно, писателю, представителю интеллектуального труда, ничего не оставалось, как уносить своё творческое перо от страшной фурии.
Викинги, как, впрочем, и другие народы Средневековья, не вдавались в тонкости судопроизводства. Если в тяжбе стороны не могли прийти к соглашению — истец валил все грехи на ответчика, а тот отрицал свою вину, в силу вступал "Хольмганг" (прогулка по острову --аналог северокавказского "пойдём, выйдем!). Иначе говоря, спорщики отправлялись на небольшой островок, как правило, специально для того предназначенный, и вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал, тот и оказывался прав. Такая система великолепно работала несколько веков подряд во всей Европе, избавляя простой народ от крючкотворства юристов. Так вот, у викингов нередки были случаи, когда на "Хольмганг" выходила женщина. Но нелегко было искательнице правды победить, пусть и неправого, викинга. Приходилось как-то уравнивать шансы. И законодатели викингов нашли выход. Бойца-мужчину попросту опускали в узкую яму по самый пояс, так, что тот не мог сдвинуться с места, а заодно и терял в росте.
Женщина при этом имела необходимую свободу маневра. Был еще и второй способ. Викингу крепко привязывали левую руку за спину. Для фехтовальщика, в каком-нибудь XIX веке это вовсе не было бы помехой, но в то время, когда подавляющее большинство ударов отбивали не оружием, а щитом, такое ограничение было весьма существенно. В таком случае боец, хотя и сохранял свободу маневра, но ощутимо проигрывал в обороне.
Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье (который чуть позже стал кардиналом -- дамы предчувствовали, за кого можно жизнь положить), они, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились.
Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай (хвастливым был, однако старый перешник), и воспоминаниям самих дуэлянток (а как же? Словесная дуэль после боевой -- своего рода PR) он оставил след в истории.
Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки.
Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились подружка на подружку. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была уже мертва, а вторая только умирала.
Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума.
А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной...
Дамы столь привыкали к оружию, что даже позировали художникам со шпагами в руках.
На картинах Жана Беро элегантные француженки держат шпаги так непринужденно, как будто оружие является обычным аксессуаром дамского наряда, как, например, веер или зонтик.
Некоторые дамы до такой степени осваивали искусство фехтования, что начинали вызывать на поединки мужчин. Наибольшую известность получила мадемуазель де Мопен, проведшая несколько успешных дуэлей с мужчинами.
Её реальные похождения положил в основу своего романа «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье. Роман написан увлекательно и стоит того, чтобы его прочитать.
Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. Но об этом разговор особый.