-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Hmelena05

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 4733


Саввино-Сторожевский монастрь ...Звенигород

Понедельник, 27 Мая 2013 г. 14:00 + в цитатник
Цитата сообщения -Juliana- Саввино-Сторожевский монастрь ...Звенигород.



Саввино-Сторожевский монастырь расположен в полутора километрах к западу от Звенигорода. Он был основан по приказу Юрия Дмитриевича в 1398 году. Место для нового монастыря князь выбрал на холме, издавна носящем название "Сторожи"; в старину здесь находился сторожевой пост. От названия местности и имени первого игумена - монаха Саввы, ученика Сергия Радонежского - произошло название монастыря.


saav_9 (544x700, 178Kb)
Савва (прозванный Сторожевским), ученик Сергия Радонежского,
причислен к лику святых.



Архитектурный ансамбль монастыря состоит из: Собор Рождества Богородицы; Комплекс трапезной со звонницей; Надвратная Троицкая церковь; "Царицыны палаты"; Братский корпус; Жилой корпус Духовных училищ; Дворец царя Алексея Михайловича; Смотровая площадка; Ограда с башнями; Кельи XIX в.



Архитектурный комплекс Саввино-Сторожевского монастыря типичен для русского зодчества середины и 2 половины XVII века. Переработка наследия древнерусской, белорусской, украинской и западноевропейской архитектуры, появление новых форм и эффектных композиций зданий, разнообразие декоративных украшений, заимствование приемов из народного деревянного зодчества - характерные черты русской архитектуры того времени, воплотившиеся и в архитектуре Саввино-Сторожевского монастыря.


Рождественнский собор

Храм имеет много общего с собором «на Городке», но уступает ему в изяществе и стройности. Это вполне понятно: один был придворным княжеским храмом, другой - монастырским. Рождественский собор приземистее, тяжеловеснее, весь как бы раздался вширь, в то время как Успенский устремлен вверх.



К тому же время хуже сохранило нам Рождественский собор. Изменениям подверглись не только покрытие храма (прежде позакомарное, с кокошниками), окна - поначалу узкие, щелевидные, но и стены собора. Одно время они были оштукатурены, покрыты масляной краской и частично украшены живописью. Резьба белокаменного узорчатого пояса, над которым здесь не было сделано полочки для отлива вод, частично разрушилась и местами заменена терракотовыми плитками.



С двух сторон собора появились пристройки. В середине XVII века к нему пристроили придел, ризницу и сводчатые галереи (писали, что они из «каменного хрусталя»: по-видимому, в пролетах арок галереи была вставлена слюда). Лет десять спустя был устроен крытый воздушный переход из собора на уровне второго этажа в царский дворец, что стоит к западу от него. По этому переходу царь попадал из дворца в свою молельню. Переход впоследствии исчез, но другие пристройки, исказившие первоначальный вид собора, остались. В XIX веке появилось еще каменное крыльцо под шатром у паперти галереи.



Внутри стены Рождественского собора еще в XV веке были расписаны фресками. Но во время нового большого строительства в монастыре в середине XVII столетия собор был расписан заново, только уже не фресками. Позднее эта роспись несколько раз покрывалась новой, масляной. В наше время живопись XVII века, выполненная царскими иконописцами во главе со Степаном Григорьевичем Рязанцем и Яковом Тихоновичем Рудаковым (Казанец), расчищена от позднейших наслоений на южной, северной и частично западной стенах собора. В приделе в поздней росписи проделаны маленькие "окна" в живопись XVII века.


Царский дворец царя Алексея Михайловича

Царский дворец в Саввино-Сторожевском монастыре (1650 - 1654 гг.) для своего времени был огромным. Почти на 100 метров вытянулся он в длину. По фасаду дворец двухэтажный, а с южной стороны, где был скат горы, имеет три этажа. Прежде наличники окон и входы во дворец были богато декорированы.



Известно, что упомянутый выше зодчий - каменных дел подмастерье Васько Лыко - для отделки их использовал западноевропейские барочные мотивы. К входам вели четыре широких крыльца (во время реставрации обнаружены их фундаменты). Возможно, они поднимались до второго этажа, где и сейчас среди окон фасада сохранились двери. А может быть, эти двери выходили на гульбище.


Царицыны палаты

Против дворца, по другую сторону Рождественского собора, стоят невысокие Царицыны палаты (1652-1654 гг.). Сейчас в них размещается музей, и среди экспонатов есть портрет той, для кого были построены эти палаты,- царицы Марии Милославской. Как бы впереди Царицыных палат выступает шатровое крыльцо на толстых кувшинообразных колонках.


Царицыны палаты

В нем, пожалуй, лучше, чем в каком-либо другом монастырском строении, чувствуется живописная красота и нарядность русской архитектуры середины XVII столетия, любовь к сказочной изукрашенности. Перекинутые меж колонками арочки с висячими гирьками напоминают подвесные украшения старинных женских головных уборов. Характерная для XVII века полихромия - сочетание красной кирпичной кладки с белокаменной, - многоцветная роспись по белокаменному резному узору портала придают зданию Царицыных палат особую живописность.


Богоявленская церковь

0_59229_5d78ccc0_XL (700x516, 108Kb)
0_59227_1c324cb3_XL (700x532, 105Kb)

За три с лишним века палаты тоже подверглись немалым изменениям. Когда-то над ними были деревянные хоромы с опочивальнями.Восстановлены сводчатые потолки Царицыных палат, расположенных анфиладой - здесь и сени, и присенник, и приемная комната царицы, и узкий, длинный сводчатый коридор позади них.


Большой братский корпус

В развалинах бывшего Ново-Иерусалимского монастыря реставраторы собирали большемерные кирпичи XVII столетия, чтобы из них заново сложить все внутренние стены палат. В этих стенах сделаны углубления - печуры, имеющие сходство с русской печью, служившие стенными шкафами. Жаль, не удалось восстановить изразцовые печи. В палатах выставлены только образцы изразцов того времени.


Комплекс трапезной со звонницей

Одним из самых больших сооружений Саввино-Сторожевского монастыря было ничем не приметное ныне здание трапезной (1652 - 1654 гг.). В XVII веке оно воспринималось как чудо строительной техники, изумляло и соотечественников и иноземцев. Необычной была величина этого четырехэтажного монументального сооружения, с углубленным на 6 метров в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт колодец глубиной 15 метров. В верхнем этаже размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, серебра и иных драгоценностей. Его пришлось разобрать 150 лет спустя после постройки здания, когда обрушились перекрытия четвертого этажа.


Святой источник

Третий этаж трапезной занимала столовая палата громадных по тем временам размеров. Площадь пола ее была такой же, как и Грановитой палаты Московского Кремля, - около 500 квадратных метров. Трапезная освещалась «кругом» окнами, причем не со слюдой, а со стеклами. Отапливалась палата проходившими в ее стенах трубами кухонных печей.


Крепостные стены

Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения и, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. Непосредственно к южной стене трапезной примыкает четырехъярусная колокольня-звонница. Поначалу это была простая двухъярусная звонница. В конце XVII века над ней появились шатровые башенки, сначала три, потом еще одна, с часами голландской работы.



Знаменитый колокол, мелодичным звоном которого славился Звенигород (он был изображен и на гербе города), был отлит здесь же в монастыре в 1667 г., о чем говорила надпись на нем, в которой было указано и имя литейщика: «Александр Григор...» Весил колокол 2125 пудов и висел в центральном проеме колокольни. На внутренних стенках его имелись какие-то наклепки, сделанные, по мнению специалистов, для настройки колокола на определенный лад.



Колокол разбился в дни Великой Отечественной войны, когда его стали снимать. При падении он пробил все своды. Были расшатаны и стены колокольни. Разбирать их и перекладывать заново было бы сложно, и реставраторы с успехом применили новый способ - нагнетание с помощью компрессора цементного раствора в трещины старой кладки. Восстановлены и все шесть сводов колокольни, и южное крыльцо с небольшой крытой галереей на уровне второго яруса звонницы, где находились маленькая церковь и вход в трапезную.


На сегодняшний день монастырь является действующим. На территории работает историко-краеведческий музей.


Вид на Саввино-Сторожевский монастырь

Здесь фото
Рубрики:  Православие/Монастыри

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку