-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в hlebniks

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.12.2007
Записей: 1605
Комментариев: 44421
Написано: 98977


Латгалия, которой я не знаю

Суббота, 01 Марта 2014 г. 12:22 + в цитатник

Латгалия - это часть Латвии, та, которая на востоке республики. Страна тысячи озер, среди которых бродят косули, недоенные коровы и латгаллы.

Латгал - это звучит красиво. Но их почему-то называют латгальцы. Происхождение слова  "Латгалия" я не знаю, но показалось, что произошло от Лат - Латвия и "гала" - конец. Конец Латвии, в общем.

А если некультурно, то латгальцев называют еще и чанглы. Они не очень этим возмущаются и "правильных" латышей обзывают словом "чивля".

Чанглы и чивли иногда недолюбливают друг друга и сочиняют всякие анекдоты. Чаще они на ту же тему, как в России про чукчу. Потому, что язык у латгальцев странный. Там всегда жило много русских, особенно старообрядцев и, конечно, если скрестить русского старообрядца с латышом, то и выйдет чангл.

Но я всего этого не знал, пока однажды зимой мне не сказали - Поедем в Латгалию, проведать нашу старушку! Там будет парное молоко и рядом озеро.

О том, что такое "конец Латвии" начал догадываться в процессе.

Вначале мы ехали несколько часов на поезде, а потом было уже темно и мы где-то вылезли. Но только для того, чтобы сесть в другой, крохотный поезд, который состоял из одного вагона и пары латгальцев. На этом мы ехали уже недолго и нас высадили в глухом снежном месте.

- Вот это наша станция! - гордо поведал мне настоящий чангл. Словом "Станция"  именовалось метров десять асфальта возле железной дороги и покосившийся набок деревянный ларек, в котором наверно лет сто назад продавали билеты проезжим разбойникам или царям.

- Далеко еще? спросил понимающий величие и просторы мира, в который попал, Х.

- Нас должны встретить! Сейчас просто снег выпал, поэтому автобусы не ходят!

- А тут часто бывает снег и автобусы?!

- Снег часто, а автобус...не помню точно, но кажется через день. Вроде дня три назад был! Сейчас поедем, вот и наша машина!

Повезла нас задумчивая лошадь на санках, не очень далеко, какой десяток километров. Но потом лошадь задумалась сильно и остановилась на развилке двух дорог.

- Лошадь хочет домой, ей надо налево, а мы уже пешочком дойдем! Тут всего пара километров.

Где-то вдалеке среди полей и лесов показался крохотный огонек.

"Здесь должны жить беглые каторжники"  - подумал Х. и был недалек от правды.

- Это наша избушка светится! гордо сообщил мне потомственный чангл.

 Правда латгальцы люди свободолюбивые и не выносят мирской суеты. Поэтому хутора у них стоят чаще не возле дороги, как у нормальных людей, а в сторонке, каких полкилометра в сторону - вот тебе и бабушка...

Никаких заборов латгальцы не признают в принципе. В отличие от русских, которые даже могилы норовят обнести забором. Чанглы не боятся беглых покойников и каторжан, поэтому тебя встречают радостным лаем пара собачек, которые служат вместо дверного звонка и всякие коровки с овечками. Хотя по ночам их отводят в специальное место, не помню, как это называется на ихнем странном языке, что-то типа "хлев" или "сарай".

Хутор - это обычная избушка, вокруг которой еще несколько строений, типа мест для хранения сена, коров и, конечно - банька.

Утром меня повели знакомиться с окружающим миром.

Меня представили коровам, овцам, какой-то свинье и даже гусям. Их было много, поэтому не все имена запомнил.

Заочно познакомили и с соседями.

- Воо.о.о.оо.н там....видишь? Еще один хутор! Там сосед ближний живет, Янка!

А во.о.о.он там...видишь?

-Нет.

- Ну и дурак. Это потому, что лес мешает, там, за лесом еще один сосед.

Мне было показано озеро, куда я и направился, потому, что гордые латгальцы сообщили, что там в.оо.о.о.т такая рыба!

На озере просверлил пару дырок, достал завезенных городских червяков и стал дергать удочкой. Клевала какая-то мелочь. Ерши, размером с ладошку. Обычно я их выкидываю, но перед походом меня предупредили, чтобы все нес в дом, иначе обидятся или хозяйка дома или ее коты. Котов там было несколько человек, уже и не помню сколько.

Из чувства сострадания к котам бросал пойманных ершей около лунки и тут  появился разведчик из местных.

У него тоже была удочка, но вместо ледобура он пользовался каким-то ломом.

Человек метрах в десяти махнул мне рукой и начал колотить своим ломом по льду.

Я не знал местных обычаев, но удары по льду железякой пугали меня и будущую рыбу, поэтому подошел и вежливо поздоровался - "Ну что ты херней маешься?? Бери ледобур, за пять секунд просверлишь!"

- Покупной?! уважительно произнес местный.

Разговорились.

Оказывается он знал обо мне больше, чем я о всей Латгалии.

- Мне сказали, что ты рыбак сильный! Поймал у нас чего? Откуда знаю?! Да я же ваш сосед! Живу тут рядом - во.о.оо.о. н там! не видишь? ну это лес мешает. Ну, километров пять, если по-вашему. Ты ершей поймал? Покажи!

Осмотр ершей и моей удочки занял минут пять.

- У.хх..х...ты...какие рыбины!

Тут я не понял - издеваются надо мной или от сердца.

- Так ты на червяков ловишь? Покупные...

- Возьми парочку червячков...

Человек осторожно протянул руку и взял из спичечного коробка ровно два крохотных червячка. Я ему добавил еще штук двадцать.

- Дорогие небось?! вежливо спросил крестьянин.

- Лат за коробок...

- Да.а.а.а.а.а.а вы городские... это же почти бутылка разведенного!

 

Вернувшись, бросил котам рыбешку.

Показалось, что котов тут не кормят в принципе и они питаются только теми мышами, которых поймали ночью в хлеве.

Рыба им очень понравилась (наверное) но тут это дело усекла бабушка.

С проворством юного коршуна она налетела на котов и рыбу, вырвала изо рта у кого-то недоеденного ерша и вскрикнула - Что же ты делаешь, ирод, тваю мать!

Впрочем она кричала на латгальском языке, поэтому перевод может быть неточным.

Оказалось, что у бабушки много мяса, сала, молока и сметаны. Но -Ты же такую огромную рыбу котам скармливаешь! А я уже два года ухи не ела!

Мне было стыдно за маленький улов и за местную специфику. Если бы знал - наловил бы еще штук пятьдесят....

 

Вечером, по случаю приезда гостей из Риги был устроен торжественный прием.

Пришли соседи, человек восемь. И тот, который на рыбалке - тоже.

Может они и чанглы, но все было очень чинно. Гости принесли вкуснейшие пирожки, а один даже самодельное пиво, разлитое в две пластмассовых бутылки.

Подавались всякие салаты, запеченная баранина, самодельный сыр и чай.

Тот, который был на рыбалке сказал, что я ему подарил червяков и он на них поймал в.о.о.о.о.т таких ершей!

Казалось, что размах его рук не позволил показать настоящие размеры.

Бабушка впрочем не осталась в долгу - Это ты не видел еще, каких Х. поймал!

Бабушка хотела развести руки пошире, но потом благоразумно передумала (у нее руки короче, чем у собеседника), поэтому сказала просто - Ну он поймал... почти как этот стол!

Слава Бо до размеров дверей и окон дело не дошло.

А потом я вышел утром из дому.

Метрах в ста прохаживалась лиса. Лиса равнодушно посмотрела на меня и пошла по своим делам.

В полукилометре кто-то мирно пасся возле леса.

Спросил у бабушки - Плохо вижу, это соседи кого-то выпустили?

- Вот жеж вы городские... да это косули из лесу вышли! Там сена копну Янка не убрал осенью, бездельник! Вот косули и повадились туда ходить...

Латгалия...Чанглы...

 



Процитировано 2 раз
Понравилось: 27 пользователям

Lelena_Yer   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 13:07 (ссылка)
нупуганые косули, непуганые лисы, непуганые чанглы :)
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_RU_   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 19:27 (ссылка)
Так хорошо про деревню вспомнилось. Понравилось.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:02 (ссылка)
hlebniks, Так сочно ,выразительно,просто зримо.! Спасибо. Процитирую?
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:09 (ссылка)
Jo-Ann
Не знаю откуда ваш ник, но он соответствует одному из знаменитых сортов гладиолусов (цветы).
Был назван американцем в честь своей жены. Годы наверное 80е. Что-то типа 86 (могу ошибаться).

В подарок другой цветок)
Сорт называется "Цыганочка" "
Придумал его селекционер Баранов из Калининграда, с которым мы мило беседовали пару раз...
Это было изготовлено где-то в 89м...
cyganochka-max (480x640, 88Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_RU_   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Jo-Ann

Jo-Ann, Жанна, а hlebniks-то какой галантный мужчина. Первый день весны, цветы, хороший рассказ.

Хорошо сидим!
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:13 (ссылка)
Alina_Lo_spero,
Спасиб.
Изредка вспоминаю вас, чтоб публикнуть в ЧД. Ваш стиль мне не очень близок, но уважаю)
Если что - 1-2 ссылки мне в личку скиньте.
Если можно - такие тексты, которые прошли незамеченными публикой.
Такие наверное есть у всех пишущих...
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_RU_   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:25 (ссылка)

Ответ на комментарий hlebniks

Исходное сообщение hlebniks
Alina_Lo_spero,
Спасиб.
Изредка вспоминаю вас, чтоб публикнуть в ЧД. Ваш стиль мне не очень близок, но уважаю)
Если что - 1-2 ссылки мне в личку скиньте.
Если можно - такие тексты, которые прошли незамеченными публикой.
Такие наверное есть у всех пишущих...


Изредка - это уже много)) А по одному рассказу судить как ба я не стала. Думаю, что у вас достаточно публикующихся без меня, уверена в этом. Читаю монотонно все, комментирую редко.

Не для публикации, а так.. для знакомства дам.
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:46 (ссылка)
Исходное сообщение Alina_Lo_spero
Исходное сообщение hlebniks
Alina_Lo_spero,
Спасиб.
Изредка вспоминаю вас, чтоб публикнуть в ЧД. Ваш стиль мне не очень близок, но уважаю)
Если что - 1-2 ссылки мне в личку скиньте.
Если можно - такие тексты, которые прошли незамеченными публикой.
Такие наверное есть у всех пишущих...

Изредка - это уже много)) А по одному рассказу судить как ба я не стала. Думаю, что у вас достаточно публикующихся без меня, уверена в этом. Читаю монотонно все, комментирую редко.

Не для публикации, а так.. для знакомства дам.


Чтоб не колупацца в правовых и личных проблемах - это для публикации или так, почитать?)
И если для публикации, то автор не возражает против изменения названий?
Просто хочу знать условия игры заранее)
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:49 (ссылка)
Alina_Lo_spero,
"А по одному рассказу судить как ба я не стала."
===========
Согласен)
Не скажу, что сильно, но может восемь, десять ваших я посматривал. Может и побольше.
Не хочу писать докторскую диссертацию по оценке. Мнение есть, пишете хорошо)
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:55 (ссылка)
hlebniks, О! А я -старая ворона,залетела и унесла без спросу. Простите ,ради завтрашнего Прощенного Воскресенья.
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 20:56 (ссылка)
hlebniks, СПАСИБО!Можно считать- прощена?.:))
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:03 (ссылка)
Jo-Ann,
Не нашел приличной фотки гладиолуса с вашим ником. Одна ерунда висит у всех. В общем он был красивый) Цвет лососевый. По году ошибся, это 1983, автор Кохевар.
10-11 открытых бутонов держал всегда. А бывало и 12. А мне в инете показывают по 2-5 бутончиков. Уровень плохого рынка...
Если найдете - опубликуйте у меня приличную фото)
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_RU_   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:17 (ссылка)

Ответ на комментарий hlebniks

hlebniks, мне казалось, мы давно на "ты", но не суть важно. Благодарю за отзыв, доброго вечера.
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_RU_   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:24 (ссылка)

Ответ на комментарий hlebniks

hlebniks, просто я думаю, такими мелочами стоит ли народ отвлекать, право слово. Правильно, на берегу надо договариваться. Пусть я останусь читателем в вашем сообществе, потому что не чувствую желания в комментариях участвовать. Если же сочтете желательным что-то взять, возражать не буду. И названия ценности для меня особой не представляют.
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_RU_   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Jo-Ann

Jo-Ann, Жанна, вы просто не в курсе, мы не о цитатах говорим. Цитировать можно без спросу, мы говорим о публикациях в сообществе hlebniks, где публикуются рассказы некоторых лирушников. Если вы не знакомы с этим сообществом, то это тут http://www.liveinternet.ru/community/4677619/profile/
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:37 (ссылка)
Alina_Lo_spero,

Спасиб! Я слегка ленив, поэтому редко что-то смотрю) Так что пусть пока полежит.
А названия меняю не потому, что гений, а...изредка хочется, чтобы больше людей прочитало.
=========
Ты и вы - вечная проблема. Знаю человек 20 с которыми на "ты". Но, в целом их человек 1500. Поэтому, чтоб не обидеть...
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:39 (ссылка)
Исходное сообщение Alina_Lo_spero
Jo-Ann, Жанна, вы просто не в курсе, мы не о цитатах говорим. Цитировать можно без спросу, мы говорим о публикациях в сообществе hlebniks, где публикуются рассказы некоторых лирушников. Если вы не знакомы с этим сообществом, то это тут http://www.liveinternet.ru/community/4677619/profile/


Брать тексты можно тоже без спросу.
Но у нас там два принципа -
1. Только авторские тексты.
2. Только с согласия автора.
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:42 (ссылка)
Alina_Lo_spero,
"где публикуются рассказы некоторых лирушников."
========
Не вычислял, но авторов там наверное человек 200 должно быть. Может вру...
Пара человек были приглашены в книжку Обложка-7. Что-то типа альманаха. Вроде готов и должен появицца на днях или раньше)
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:44 (ссылка)
hlebniks, ВСЕ ПОНЯЛА. СПАСИБО! Извините,что отняла время. Всего доброго! Успехов!
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 21:47 (ссылка)
hlebniks, Я очень постараюсь! Найду- опубликую.
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 22:33 (ссылка)
Jo-Ann,
Возможно вы пытаетесь опубликовать фото.
Для этого надо не писать комментарий, а тыкнуть там же "Перейти к полной форме".
Тогда вылезет что-то, там можете найти фото у себя и вставить...
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 22:36 (ссылка)
hlebniks, Я вам скину ссылку.Хотелось покрасивее подать этот шикарный цветок. БРАВО вашему вкусу.


http://www.liveinternet.ru/users/jo-ann/blog#post315428676
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 22:43 (ссылка)
Исходное сообщение Jo-Ann
hlebniks, Я вам скину ссылку.Хотелось покрасивее подать этот шикарный цветок. БРАВО вашему вкусу.


http://www.liveinternet.ru/users/jo-ann/blog#post315428676


1. Вкус это не мой, а это один из лучших в мире и держался на этом уровне лет десять. Великий.
2. Фото имеет право. Для тех, кто не понимает. Я его видел. Сами, отдельные бутоны поданы правильно.
Только беда - на фото штук пять открытых. А должно быть 10-12.
Но, в общем вы меня поняли и рад, что нашли и заинтересовались)
3. Сорт был назван в память о своей жене известным селекционером.
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 23:02 (ссылка)
Jo-Ann,
433
4- размер лепестков (крупный). Бывает 5 - очень крупный, или 3 - средний или 2 - миниатюрный, или 1 - небольшой. В России обычно пользуются спросом 500 и красные. В другом мире вкусы отличаются. Размер цветка чаще игнорируется, люди больше смотрят на цвет и стройность колоса.
Джо Энн именно стройностью и завоевала сердца почитателей.
Плюс много одновременно раскрытых бутонов, которые расположены в идеальном порядке - плотно один к другому, без дырок между ними и без поворотов бутонов.
По техническим характеристикам сорт один из самых лучших за все времена (соотношение числа открытых бутонов, полуоткрытых, общего числа, легкости выращивания, плотности бутонов и гофрировке).
Джо - и есть Джо. А Энн - просто Аня, по нашему....
32 - Цвет лососевый
33 - Лососевый с пятнами
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 23:24 (ссылка)
hlebniks, Вы так много и подробно знаете о цветах! Это редкое явление среди мужчин.Нужно иметь очень тонкую,чуткую душу. Спасибо Вам за подробный рассказ . Да ,там упоминается о плотности бутонов и Говорят,что 1 цветок-это уже букет,в который можно зарыться лицом...
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_RU_   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 23:34 (ссылка)
Вот так раскрылся сегодня hlebniks, прямо сюрприз был для меня.
Ответить С цитатой В цитатник
hlebniks   обратиться по имени Суббота, 01 Марта 2014 г. 23:47 (ссылка)
Исходное сообщение Jo-Ann
hlebniks, Вы так много и подробно знаете о цветах! Это редкое явление среди мужчин.Нужно иметь очень тонкую,чуткую душу. Спасибо Вам за подробный рассказ . Да ,там упоминается о плотности бутонов и Говорят,что 1 цветок-это уже букет,в который можно зарыться лицом...


Спасибо и вам.
Я про цветы почти ничего не знаю...
Просто лет 20 занимался селекцией гладиолусов. Знал многих в этой области и меня кто-то знал)
Немного меньше знал ирисы (рекомендую).
Тюльпаны почти не знаю.

Так что по факту немного знаю гладиолусы, ирисы и двух поэтов - Маяковского и Есенина.
Ну, может быть еще три с половиной писателя, но это не связано с цветами)
Ответить С цитатой В цитатник
Alina_RU_   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 04:45 (ссылка)

Ответ на комментарий hlebniks

hlebniks, гладиолусы, крокусы.. В рассылку попал, поздравляю.
Ответить С цитатой В цитатник
Nevena1   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2014 г. 06:45 (ссылка)
а какое там небо по ночам!!!! а какие звезды!!!!! обожаю Латгалию!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку