1995 г.
В Париж мы отправились сначала на поезде, до Варшавы, затем на автобусе.
Брест. Пограничный пункт. Пограничники проверяют документы. Параллельно нашему поезду можно было наблюдать, как трясут челночников. У них чемоданов куча, проверка занимала гораздо больше времени. Было видно, как одному таможеннику что-то дали, явно деньги. У нас осмотр прошёл быстро. Протягиваю заполненную декларацию с указанием суммы, даже не 500, а 400 с чем-то долларов, протягиваю пачку. Таможенник брезгливо взглянул и, не проверяя, отвернулся.
Затем целый день в автобусе. Ночью нигде не останавливались, спали сидя. На шоссе образовалась пробка, выходили, прогуливались.
Перед въездом в Париж нас остановили сумрачные французские полицейские, проверили документы, заставили подписать какие-то бумаги. На игривое "bonjour" - ноль внимания. Зато на дороге встретился автофургон с рекламой какой-то фирмы: "Мушкетёры сбыта" (Mousquetaires de la distribution).
Весёлая реклама, сразу можно представить Атоса, Портоса, Арамиса и Д'Артаньяна, везущих множество разных и хороших товаров.
Автобус остановился - и радостный негр подскочил к нам, надеясь продать то ли открытки, то ли сувениры: "barzo ne drogo", - обратился к нам по-польски, видя наш польский номер.
Туристам часто свойственно покупать ненужный хлам, который будет дома валяться и пылиться в шкафу или на полке, а сначала выглядит таким заманчивым, привлекательным...Вот и я не выдержала, купила зонтик, одевающийся на голову (голубая мечта детства). Там такие на каждом шагу, продают те же негры.
Ещё с автобуса, невыспавшие, неустроенные в гостинице, мы сходу включились в экскурсионную программу. Первым делом нас покатали по Сене на речном трамвайчике. Рядом с нами - притихшими и осовелыми - буйно веселилась компания немцев. Текст экскурсии читался через мегафон на нескольких языках, но в этом почти не было необходимости: главное - смотреть вокруг.
Поселили нас в симпатичной гостинице, но далековато от центра, у самой кольцевой дороги "Периферик", в китайском квартале. Впрочем, добраться до центра не составляет труда: метро на каждом шагу. В отличие от Москвы, оно мелкого заложения, с очень густым переплетением линий и станций. Помимо основного метро есть и лёгкое пригородное, RER. Это интересные двухэтажные поезда.
Ещё приятная особенность: на дорогах, шоссе масса указателей, надписей, за 100 м сообщающих краткие сведения о проезжаемых населённых пунктах, обо всём небходимом. (В своё время ко мне на работу приезжал француз и жаловался на отсутствие таких надписей у нас.)
В Париже гармонично переплелось старое и новое. На улице можно встретить настоящий средневековый замок XII века, принадлежавший ещё герцогу Гизу (висит мемориальная табличка).
Архитектура города, несмотря на это, нисколько не хаотична. Достаточно взглянуть на центральную ось - Елисейские поля, широкий, засаженный зеленью проспект с плиточными тротуарами, протянувшийся от триумфальной арки Карузель XVIII века, через триумфальную арку на Пляс д'Этуаль до современной арки делового центра Дефанс.
Бегом, галопом по достопримечательностям: Эйфелева башня...Нотр-Дам на острове Ситэ...Лавки букинистов на набережной...музей Родена...Латинский квартал...Люксембургский сад...Монмартр...белая церковь Сакрэ Кёр...на Лувр полдня...
Лувр. Проходим через стеклянную пирамиду. Поднимаемся по эскалатору. Экскурсия только по самым главным точкам: Джоконда, Венера Милосская. Экскурсовода почти не слышно и мы покидаем экскурсию и бродим сами. В тот день у служащих музея была забастовка и никто ни за чем не следил. Молодые люди сидели на полу, отдыхали. Японцы фотографировались в обнимку с Венерой Милосской, на фоне Джоконды, а мы ходили, смотрели, пока ноги не начали отваливаться.
Внизу, под музеем, можно было отведать блюда кухни разных народов. К китайцам стояла очередь, но мы предпочли эльзасскую, похожую на немецкую: сосиски с тушёной капустой, творожный пирог. Всё домашнего приготовления.
На улице продавец цветов уговаривает публику купить цветочков. На него не обращают внимания. Он ворчит недовольно: "vous n'êtes pas français" (вы не французы).
Забавный эпизод: где-то недалеко от гостиницы наш сопровождающий остановился около местного туалета - узенькой будочки и стал объяснять, как ею пользоваться. Вокруг него наши собрались в кружок, слушают. Рядом - площадка, где отдыхают пенсионеры, играют в какие-то шары, выгуливают собак. Один старичок с деланным ужасом: "Vous êtes malades?" (вы больны?) Я: "Non, non, non!!!"
В метро, подвыпивший француз на платформе разговаривает сам с собой, жестикулирует, кому-то доказывает: "mais c'est rigolo!" (да это смешно!)
Кладбище Пер-Лашез. Булыжная мостовая, по которой становится трудно идти в жару уставшими ногами. Зато на каждом шагу фонтанчик с питьевой водой. Где-то продаётся план, но мы не знаем, где: вошли не через центральный вход. Везде, впрочем, есть указатели. Муж ищет могилу Айседоры Дункан, вернее, её урну в стене. Нашли. Правда, только нишу. Урну куда-то перенесли родственники. По указателям увидела, что где-то есть могила Элеоноры Дюпле - невесты Робеспьера. Сказала своим. Была настроена лениво - не собиралась специально искать, но неожиданно муж с сыном проявили настойчивость, помня о моём прошлом интересе к французской революции и могилу нашли. Очень скромную, у самой ограды кладбища, с банальной надписью: "Le temps passe, le souvenir reste" (Время проходит - воспоминание остаётся). Портретик в овале. Видимо, за могилой следят какие-нибудь любители истории. Кладбище огромно и контрастно: есть великолепные памятники жертвам нацистских концлагерей, а есть совсем заброшенные могилы, ещё XIX века, склепы, поросшие мхом.
А до этого мы зашли в музей Карнавале. Это в Латинском квартале, на тихой улочке. Роскошный особняк в стиле барокко, принадлежавший когда-то госпоже де Севинье - писательнице, известной своей перепиской с дочерью. Особняк во дворике за оградой, перед фасадом - статуя Людовика XIV, "короля-солнца". Теперь там краеведческий музей, посвящённый городу. На первом этаже гравюры: Париж в старину. На рисунках мосты ещё застроены домами, как Понте Веккио во Флоренции. На них, наверное, водили хороводы: "Sur le pont d'Avignon l'on y danse, l'on y danse; sur le pont d'Avignon l'on y danse tous en rond" (на Авиньонском мосту все танцуют, все танцуют, на Авиньонском мосту все танцуют в кругу).
На втором этаже - зал, посвящённый французской революции: картины, вещи, лубки. Чернильница и портфель Дантона, последнее воззвание Робеспьера из ратуши 9 термидора с каплей крови вместо подписи. Картины Давида. Предметы быта.
Другие залы были на реставрации.
Мосты: Роскошный мост Александра III, в честь договора с Россией, знаменитый по стихотворению Гийома Апполинера мост Мирабо (Sur le pont Mirabeau coule la Seine, et nos amours, faut-il q'il m'en souvienne?...)
Музей восковых фигур Гревен: сразу же, в фойе, встречают фигуры, нетличимые от живых людей, публики: фигура билетёра, человек, читающий газету на скамейке. На втором этаже представление: театр теней. Внизу - политические деятели и актёры из воска: Горбачёв, Ельцин, Мерилин Монро с задирающейся юбкой. Внизу - сцены из истории Франции, на них можно смотреть в окошечки. Задумавшаяся Жозефина, "средь шумного бала", в своей усадьбе Мальмезон, рядом - молодой Бонапарт. Людовик XVI с Марией-Антуанеттой в темнице. Их разлучают с малолетним сыном. Где-то на улице толпа пляшет, раздаются звуки песни: "A, ça ira,ça ira, ça ira...". Убийство герцога Гиза. Встреча Франциска первого с Английским королём Генрихом восьмым....Наверное, очень познавательно для школьников.
Выходим из музея на улицу - и попадаем в крытый пассаж. Зашли в кафе-мороженое. Выбираем. Хозяйка одобрила наш выбор: "Une très bonne idée!"
И так каждый день, с утра до позднего вечера. Попадаем на площадь Трокадеро. Очень красивый вид: Эйфелева башня на фоне полной луны на звёздном небе.
(Надеюсь, что продолжение когда-нибудь последует и точки не ставлю)