Жизнь после смерти |
Проблема бессмертия ставит человека перед неразрешимыми трудностями. На современном техническом языке можно сказать, что человек просто не запрограммирован для решения этой задачи. Компьютер, столкнувшись с задачей такого рода, либо отключается, либо начинает нести бессмыслицу. Похоже, что с человеком чаще происходит именно последнее.
Поставленный перед парадоксом собственного сознания, возникшего ниоткуда и вновь уходящего в неизвестность, он начинает населять мир призраками умерших и подобными им бесплотными персонажами, в лучшем случае непознаваемыми, но по большей части опасными и требующими жертв. Образы Геенны, Аидо, Шеола монотонно повторяются во всех цивилизациях. Что же касается райских жилищ, то их обитатели, кажется, давно должны были бы умереть от скуки. В основе здесь лежит то, что человек почти неспособен переносить себя за рамки своего привычного опыта. То же мы видим сегодня и в научно-фантастической жтературе. Предположим, астронавты могут пересечь вселенную по кратчайшим траекториям через многомерное гиперпространство, но, высадившись где-нибудь на третьем спутнике Альдебарана, они говорят и ведут себя так, как будто бы ещё находятся в пивном баре в Миннесоте.
Более плодотворным для нашей темы поэтому было бы обращение от всех традиционных загробных фантасмагорий к теориям новейшей физики и особенно к тем из них, в которых физика начинает уже явственно переходить в метафизику.
Уже в знаменитой формуле Е=MC2 (1905 г.) Эйнштейн начал «дематериализацию материи», показав, что то, что всегда считалось непроницаемой инертной массой, на деле есть эквивалент огромных концентраций энергии. Следующий шаг был сделан де Бройлем, Шредингером и Гейзенбергом, установившими, что элементарные составляющие материи способны вести себя то как наделённые массой частицы, то как бессубстанциональные волны. Эти два подхода к материи - как к волне и к частице взаимно исключают и, вместе с тем, дополняют друг друга, так как только в результате их наложения можно получить описание феномена в целом.
Ещё в конце 20-х годов Гейзенберг отмечал близость принципа дополнительности к картезианскому дуализму духа и материи. В.Паули также писал о том, что современная физика ближе подвела нас к правильному пониманию соотношения между телом и духом, внутренним и внешним, включив концепцию дополнительности в самую физическую картину мира. Нечто сходное имел в виду и Дж. Джинс в своём знаменитом высказывании о том, что теперь Вселенная всё более начинает походить не на гигантскую машину, а на гигантскую мысль.
Вложение: 3782283_ZHizn_posle_smerti.doc
Рубрики: | Необычное Вечное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |